Автор: Батырева Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: НСО, Искитимский район, р/п Линёво
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в различных видах детской деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Батырева С.И.
Воспитатель 1 квалификационной категории
«Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников
в различных видах детской деятельности»
"Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных
задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста"
В.А. Сухомлинский.
Аннотация
В статье проанализирована актуальность проблемы социально-коммуникативного
развития личности ребенка как основополагающего компонента в личностном
становлении человека. Обосновываются современные тенденции в области
социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. В статье приведен
пример методов и приёмов, которые способствуют грамотному построению
педагогического процесса с целью реализации задач ФГОС в аспекте реализация
образовательной области – социально-коммуникативное развитие.
Ключевые слова: социальное развитие, личность, социально-коммуникативное
развитие, социальный мир, ребенок-дошкольник.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших
проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи
с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются
дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во
взаимоотношениях людей. Следовательно, при реализации ФГОС, в содержании
образовательной деятельности дошкольных учреждений уделяется более
пристальное внимание достижению целей и решению задач социально-
коммуникативного развития.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают
аспекты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит
непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество).
В разных источниках направления работы по социально-коммуникативному
развитию дошкольников могут отличаться. Я выбрала для своей работы 4
направления: игровая деятельность; патриотическое воспитание; трудовое
воспитание; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.
Игровая деятельность Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации
ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую
деятельность, метод стимулирования их активности. Игра – это школа социальных
отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка и приобретаются
необходимые социальные навыки.
В своей работе я использую:
Игры на развитие коммуникативных способностей, которые развивают
умение инициировать общение, выражать словами свои мысли, чувства,
желания, аргументировать свою точку зрения. («Прояви заботу», «Моё
любимое животное»)
Игры на развитие эмоциональной сферы помогают распознать
эмоциональный настрой сверстников и взрослых. («Передай улыбку»,
«Поздравления в день рождения»)
Интегративные игры, направленные на сплоченность, сотрудничество
развивают отношения, построенные на равноправии, готовности
конструктивно решать проблемы. («Я и мои друзья», «Вместе всё
преодолеем»)
Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к
сверстникам развивают умение проявлять интерес друг к другу и своё
отношение к другим. («Вместе веселее», «Помоги другу»)
Игры, направленные на обучение эффективным способам общения
формируют умение считаться с другими, учитывать мнение окружающих.
(«У каждого бывает разное настроение», «Я не хочу быть плохим»)
Игры, направленные на снятие конфликтности развивают умения мирно
решать конфликты, регулировать поведение в коллективе, расширяют
поведенческий репертуар детей. («Ты и я-друзья», «Мирилки»)
В совместной деятельности с детьми использую театрализованные игры:
драматизации по сказкам, инсценировки, игры-имитации, игры-импровизации.
Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная деятельность для наших детей.
В этом возрасте дети способны сами придумать сюжет игры, подобрать материал,
привлечь сверстников и организовать игру.
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование
личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд
развивает у ребёнка-дошкольника сообразительность, наблюдательность,
внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и
здоровье. Организация трудовой деятельности включает в себя: дежурство (по
столовой, на занятии, в природном центре); самообслуживание, хозяйственно-
бытовой труд, ручной труд, труд в природе, ознакомление с трудом взрослых.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни
общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками
становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в
обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.
Мероприятия: «День независимости России», возложение цветов к памятнику 9
мая и 22 июня, посещение музея «Воинской Славы» в школе №1, принимали
участие в народных праздниках.
В группе работа по формированию основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе направлена на расширение представлений воспитанников о том,
что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил
(гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть
или избежать возможную опасность (соблюдение правил личной гигиены; правила
поведения в группе, дома, на улице, в общественных помещениях, транспорте,
правила дорожного движения и др.)
Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка
требуется их взаимодействие. В сотрудничестве с родителями использую такие
формы работы: массовые (собрания-беседы, собрания по обмену опытом,
тематические выставки, оформление информационного материала, анкетирование и
др.), групповые (работа с родительским комитетом), индивидуальные (беседы,
консультации, педагогические поручения, посещения на дому)
Планирую: предложить родителям оформить выпускной альбом «Это всё обо
мне»; подготовить презентацию «Лента времени»; оформить цветочницу с
приветствием; периодически оформлять персональные выставки творческих работ
детей; выставки детских работ (в другой форме); стенд для регулирования
поведения детей.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям способствует
социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети стали более
раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе,
общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к
сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У
детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их
выполнению.
Список используемой литературы:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155
2.
Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
3.
Волкова Б.С., Волкова Н.В. Учимся детей общаться. – ТЦ «СФЕРА». 2014 г.
4.
Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников -
Ростов н/Д.: Феникс, 2005.