Напоминание

"Развитие когнитивных навыков на уроках русского языка"


Автор: Мовсесян Анжелика Азатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1400"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Доклад на тему "Развитие когнитивных навыков на уроках русского языка"
Тема: "Развитие когнитивных навыков на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие когнитивных навыков на уроках русского

языка

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

русского языка была и остаётся одной из самых актуальных. В течение

долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных

педагогических коллективов и практических работников школы. Учёные и

учителя давно ведут поиск путей активизации познавательной деятельности

учащихся. Тема эта большая и интересная, школе нужны такие методы и

приемы обучения, которые позволяли бы учить детей мыслить. Система

знаний по русскому языку нужна ученику не только сама по себе, а больше

для решения разнообразных теоретических и практических задач. Поэтому

ученые стали искать ответ на вопрос о формировании общих приёмов

познавательной деятельности, общих подходов к решению любой задачи в

любой новой ситуации.

Психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке

Выявленная современной психологией главная функция психики – функция

непосредственного управления конкретными процессами человеческой

деятельности- лежит в основе построения структуры любой деятельности, в

том числе и познавательной. Советский философ М.С. Коган выделяет

четыре блока:

Выработка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.

Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана,

программы, технологии действия.

Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими

механизмами, умение оперировать ими.

Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится

возможной обратная связь.

Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) – обеспечивает

включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту

активность на протяжении всех этапов учебного познания.

Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю.

1

Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения

действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой

задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь

всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом

обучения.

Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних

взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и

определяет ее структуру.

Можно выделить следующие типы познавательного действия:

1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:

предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры),

подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний,

объяснения новых фактов, явлений, процессов;

действия по осознанию практической и теоретической значимости

изучаемого вопроса;

действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений;

выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических

знаний для их обоснования.

2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических

обобщений:

актуализация известных фактов;

накопление новых фактов.

3. Действия по обобщению фактического материала:

первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и

противопоставления фактов);

новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения

второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым

обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею

курса.

4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной

действительности:

2

нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном;

применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов,

явлений;

использование обобщений в измененных ситуациях

Дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке.

Активация учения школьников должна рассматриваться не как усиление

деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств

интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на

достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является

рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое

значение на этапе включения ученика в активную познавательную

деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс,

представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во

внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших

полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского

рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности.

Выделяют следующие уровни познавательной активности:

1. Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести

знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень

отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у

учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа:

«Почему?»

2. Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого

содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами,

овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая

проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при

затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Третий уровень – творческий.

3

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть

глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели

новый способ.

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для

активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от

жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения

школьников.

Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не

только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его

теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность

изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной

деятельностью школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть

реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и

абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения

знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе

перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к

конкретному.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного

характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс

учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных

учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в

диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное

содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность

учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на

овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения – есть прежде всего организация действий учащихся,

направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности

знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

4

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении

имеют самостоятельные работы творческого характера.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

наличие цели самостоятельной работы;

наличие конкретного задания;

четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;

определение формы проверки результата самостоятельной работы;

обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне

самостоятельной работы:

содержание заданий должно строго соответствовать конкретным

дидактическим целям обучения и воспитания;

содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-

познавательную деятельность всех степеней познавательной

самостоятельности;

в работах должны использоваться все возможности для введения

вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное

протекание самостоятельных работ каждого ученика.

Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и

управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию

ученика, формировать у него необходимые личностные качества.

Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться,

развивая у себя ценные черты характера и личности.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы

учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем

самым необходимую учебную мотивацию.

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности.

Самой распространённой активной формой обучения, применяемой в

классно- урочной и внеурочной деятельности, является дидактическая игра.

5

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту

тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час,

рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум

драгоценного времени.

Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к

труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая

психология». Одна из глав этой книги содержит исследование

педагогического значения игры. «»...уже давно обнаружено, - пишет Л. С.

Выготский, - что игра не представляет собой чего-либо случайного, она

неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных

народов и представляет неустранимую и естественную особенность

человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения,

бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют

от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и

комбинированного действия самых разных способностей и сил.

Чаще всего игровые формы проведения уроков используются в 5-ом классе.

Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни

детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой

программы, новых предметов. Наша задача - сделать так, чтобы встреча с

незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала

возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и

литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа

предусматривает 6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на

другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Только игра поможет

сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом

не скучными и обыденными, а радостными и интересными.

Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и

творческого характера.

Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес

к родному языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках

данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному

«добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в

своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального

сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо-

и самообучения учащихся.

При такой системе работы у учащихся развивается интерес к родному

языку, к работе с дополнительными источниками информации, умение

ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется

поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и

количестве вопросов, которые школьники задают учителю и друг другу на

6

уроке, высказываниях собственной точки зрения, собственной позиции, в

формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные

уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к

обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в

развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического

материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие,

заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание,

мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в

деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается

положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать

интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее

формируются умения и навыки. Этому способствует создание на

нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и

учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их

видов:

урок - семинар ,урок – лекция, урок – беседа, урок – практикум, урок –

экскурсия, урок – исследование, урок – игра, урок - КВН ,урок – защита

проекта, урок – диспут, урок – конференция, урок - театрализованное

представление, урок – маскарад, урок – путешествие, урок – зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и

создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного

обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный

интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные

же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ

лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Заключение

Таким образом, вопросы активизации учения школьников относятся к

числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и

практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное

значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от

качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и

воспитания школьников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и

качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее

особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-

7

преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие

учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой

познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда

связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как

правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению

наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из

существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который

проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от

умения применить их на практике.

8



В раздел образования