Автор: Мовсесян Анжелика Азатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1400"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Доклад на тему "Развитие когнитивных навыков на уроках русского языка"
Тема: "Развитие когнитивных навыков на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Развитие когнитивных навыков на уроках русского
языка
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках
русского языка была и остаётся одной из самых актуальных. В течение
долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных
педагогических коллективов и практических работников школы. Учёные и
учителя давно ведут поиск путей активизации познавательной деятельности
учащихся. Тема эта большая и интересная, школе нужны такие методы и
приемы обучения, которые позволяли бы учить детей мыслить. Система
знаний по русскому языку нужна ученику не только сама по себе, а больше
для решения разнообразных теоретических и практических задач. Поэтому
ученые стали искать ответ на вопрос о формировании общих приёмов
познавательной деятельности, общих подходов к решению любой задачи в
любой новой ситуации.
Психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке
Выявленная современной психологией главная функция психики – функция
непосредственного управления конкретными процессами человеческой
деятельности- лежит в основе построения структуры любой деятельности, в
том числе и познавательной. Советский философ М.С. Коган выделяет
четыре блока:
Выработка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.
Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана,
программы, технологии действия.
Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими
механизмами, умение оперировать ими.
Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится
возможной обратная связь.
Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) – обеспечивает
включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту
активность на протяжении всех этапов учебного познания.
Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю.
1
Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения
действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой
задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь
всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом
обучения.
Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних
взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и
определяет ее структуру.
Можно выделить следующие типы познавательного действия:
1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:
предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры),
подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний,
объяснения новых фактов, явлений, процессов;
действия по осознанию практической и теоретической значимости
изучаемого вопроса;
действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений;
выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических
знаний для их обоснования.
2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических
обобщений:
актуализация известных фактов;
накопление новых фактов.
3. Действия по обобщению фактического материала:
первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и
противопоставления фактов);
новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения
второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым
обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею
курса.
4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной
действительности:
2
нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном;
применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов,
явлений;
использование обобщений в измененных ситуациях
Дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке.
Активация учения школьников должна рассматриваться не как усиление
деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств
интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на
достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности является
рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое
значение на этапе включения ученика в активную познавательную
деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс,
представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во
внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших
полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского
рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности.
Выделяют следующие уровни познавательной активности:
1. Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести
знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень
отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у
учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа:
«Почему?»
2. Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого
содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами,
овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая
проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при
затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
3. Третий уровень – творческий.
3
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть
глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели
новый способ.
Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для
активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от
жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения
школьников.
Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не
только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его
теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность
изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной
деятельностью школьников.
Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть
реализован только в процессе активного учения.
Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и
абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения
знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе
перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к
конкретному.
Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного
характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс
учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных
учебных возможностей школьников.
Таким образом, принцип активности в обучении находится в
диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.
В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное
содержание, формы, методы и приемы обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность
учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на
овладение ведущими знаниями и способами деятельности.
Активизация учения – есть прежде всего организация действий учащихся,
направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности
знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.
4
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении
имеют самостоятельные работы творческого характера.
Признаки, характеризующие самостоятельную работу:
наличие цели самостоятельной работы;
наличие конкретного задания;
четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;
определение формы проверки результата самостоятельной работы;
обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне
самостоятельной работы:
содержание заданий должно строго соответствовать конкретным
дидактическим целям обучения и воспитания;
содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-
познавательную деятельность всех степеней познавательной
самостоятельности;
в работах должны использоваться все возможности для введения
вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное
протекание самостоятельных работ каждого ученика.
Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и
управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию
ученика, формировать у него необходимые личностные качества.
Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться,
развивая у себя ценные черты характера и личности.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы
учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем
самым необходимую учебную мотивацию.
Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности.
Самой распространённой активной формой обучения, применяемой в
классно- урочной и внеурочной деятельности, является дидактическая игра.
5
Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту
тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час,
рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум
драгоценного времени.
Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к
труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая
психология». Одна из глав этой книги содержит исследование
педагогического значения игры. «»...уже давно обнаружено, - пишет Л. С.
Выготский, - что игра не представляет собой чего-либо случайного, она
неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных
народов и представляет неустранимую и естественную особенность
человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения,
бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют
от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и
комбинированного действия самых разных способностей и сил.
Чаще всего игровые формы проведения уроков используются в 5-ом классе.
Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни
детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой
программы, новых предметов. Наша задача - сделать так, чтобы встреча с
незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала
возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и
литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа
предусматривает 6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на
другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Только игра поможет
сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом
не скучными и обыденными, а радостными и интересными.
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и
творческого характера.
Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес
к родному языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках
данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному
«добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в
своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального
сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо-
и самообучения учащихся.
При такой системе работы у учащихся развивается интерес к родному
языку, к работе с дополнительными источниками информации, умение
ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется
поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и
количестве вопросов, которые школьники задают учителю и друг другу на
6
уроке, высказываниях собственной точки зрения, собственной позиции, в
формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные
уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к
обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в
развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического
материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие,
заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание,
мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в
деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается
положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать
интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее
формируются умения и навыки. Этому способствует создание на
нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и
учителя, и ученика.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их
видов:
урок - семинар ,урок – лекция, урок – беседа, урок – практикум, урок –
экскурсия, урок – исследование, урок – игра, урок - КВН ,урок – защита
проекта, урок – диспут, урок – конференция, урок - театрализованное
представление, урок – маскарад, урок – путешествие, урок – зачет.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и
создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного
обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный
интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные
же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ
лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Заключение
Таким образом, вопросы активизации учения школьников относятся к
числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и
практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное
значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от
качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и
воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и
качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее
особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-
7
преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие
учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой
познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда
связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как
правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению
наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из
существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который
проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от
умения применить их на практике.
8