Автор: Никитина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №59"
Населённый пункт: г. Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: программа
Тема: "Растим патриотов"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №59» г. Воронеж.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников
«Растим патриотов».
Возраст детей: 6-7 лет.
Автор программы: Никитина О. А.
г. Воронеж
2017 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………….3
Цели, задачи ……………………………………………………………… 4
Основные формы и методы работы ………………………………………5
Содержание работы учебной программы …………...................................7
Ожидаемый результат …………………………………………………… 21
Список используемой литературы ………………….................................22
2
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята
государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все
социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей
и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по
вопросам патриотического воспитания детей.
В МБДОУ «Детский сад №59» была разработана программа по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я
живу». Цель программы: воспитывать любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.
Старший дошкольник должен, сориентирован на:
1
Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2
Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо
семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как
сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется
на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы
следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-
нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет
собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
3
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой –
осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и
культурного развития.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских
традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому
горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в
семье.
Цель разработки - формирование патриотических чувств дошкольников, привитие любви к Отечеству, создание
условий для познавательного развития.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять знания о Родине, о государственных символах России.
- продолжать знакомить с историей России и родного края.
- прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к истории России, развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их
-речевую культуру;
Воспитательные:
-воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства;
-воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю, и его истории;
-сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину; любовь к родному краю;
уважение традиций;
-воспитывать личность гражданина, патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Срок реализация программы – 1 год
4
Режим занятий
Продолжительность НОД– 30 минут
Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно
образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.
Формы работы: Беседы.
Занятия.
Акции.
Экскурсии.
Наблюдения.
Индивидуальная работа.
Игры- путешествия.
Работа с энциклопедической и природоведческой литературой.
Работа с родителями.
Методы: Игровой.
Наглядный.
Словесный.
Практический.
5
Исследовательский.
Наглядно-демонстративный.
Наглядного моделирования.
Объяснительно-иллюстративный.
Проблемно-поисковый.
Информационно-коммуникативные технологии.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию нравственно-патриотических чувств у детей 6 –
7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о любви к родному городу, родной природе, к своей
Родине с помощью наблюдений, бесед, игр-путешествий, экскурсий, практических занятий, рассматривания альбомов с
иллюстрациями, открыток, вырезок из газет, фотографий, фотодокументов о военном подвиге. Количество занятий по
программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
Для эффективной реализации настоящей программы в группе создана благоприятная предметно-
развивающая среда:
Организован патриотический уголок, подобран фонд методических, наглядно — иллюстрированных материалов:
альбомы с иллюстрациями, открытки о Воронеже, вырезки из газет о Воронеже, фотографии памятников, памятных
мест, мемориальных досок, фотодокументы о военном подвиги и др.; книги о Воронеже, карты, куклы в национальных
костюмах.
План реализации программы кружковой работы.
Дата
Занятие
Цели, задачи
Предварительная работа
Материал
6
Сентябрь
.
Занятие1.
«Русские
богатыри».
Дать представление о богатырях-
защитниках
Руси.
Воспитывать
желание узнавать историю жизни
русских людей.
Чтение былин, легенд,
использование конкретных
имён и исторических
событий.
Произведения
русского народного
творчества.
Занятие 2.
Тематическая
беседа «Былины».
Расширять
знания
детей
о
б ы л и н н о м
т в о р ч е с т в е ,
воспитывать
на
произведениях
геройского
эпо с а
в ы с о к и е
нравственные
патриотические
качества.
Досуг «Русские богатыри».
Репродукции картин
исторического жанра
(Васнецова, Серова и
др.); иллюстрации
доспехов, одежды
богатырей.
Занятие 3.
«Россия на земном
шаре».
Расширение представлений о
нашей Родине, её месте на плане-
те Земля.
Дидактические игры: «Рассе-
ли животных по земле», «На-
зови материк», «Откуда ты
приехал?». Рисунок «Какой я
представляю нашу планету,
глядя на глобус?»
Предметы старины,
искусства, реликвии,
фотографии, прине-
сённые детьми и ро-
дителями, гостями.
Занятие
4. Беседа
«Я
люблю
тебя,
Россия»
Формировать
знания
детей
о
природе России. Вызвать чувство
восхищения
красотой
русской
природы. Воспитывать любовь к
Слушание песен о Родине («С
чего начинается Родина?» и
другие). Художественное
конструирование «Русское
Репродукции,
стихотворения, песни.
Альбом «Природа
России». Иллюстра-
7
природе.
поле». Рассматривание
репродукций картин русских
художников «Пейзажи
России».
ции с изображением
природы различных
уголков нашей
Родины.
Октябрь
Занятие1
. «Наша
Родина-Россия».
Познакомить детей с флагом и
гербом России, со столицей
России; уточнить, что такое
Родина. Воспитывать у детей
патриотические чувства, любовь
и уважение к своей Родине
России.
Беседа с детьми о значение
слова «Родина».
Рассматривание российского
флага, герба России и Моск-
вы. Разучивание стихов и
песен о России. Слушание
гимна.
Флаг, герб, гимн, ро-
машка, цветная бума-
га, клей, картон.
Аппликация
«Российский флаг».
Занятие2.
«Москва
деревянная».
Познакомить с деревянным зод-
чеством, разнообразием видов
построек, их украшениями;
учить создавать макет многоэта-
жного терема. Формировать ин-
терес к истории Москвы.
Познакомить детей с условиями
жизни и бытом москвичей.
Беседа о Москве.
Рассматривание
иллюстраций.
Чтение «Сказки о рыбаке и
рыбке» А. С. Пушкина.
Рассматривание
иллюстраций.
Стихи Н. Кончаловс-
кого из книги «Наша
древняя столица».
Иллюстрации с пос-
тройками древней
Москвы.
8
Репродукция картин
Поленова.
Занятие 3.
«Москва-
златоглавая».
Познакомить
детей
с
историей
возникновения Москвы.
КВН «Москва златоглавая».
Рисование «Красная
площадь. Чтение стихов о
Москве. Прогулка по Москве
(видеофильм).
Дидактическая
игра
«Птицы Москвы».
Дидактическая игра
«Узнай, где я нахо-
жусь».
Занятие 4 «Как
строили избу на
Руси».
Познакомить с жилищем русско-
го человека в старину- «избой
рубленой», объясняя детям наз-
начение его составных частей.
Знакомство с предметами оби-
хода, утварью, старинными
игрушками.
Чтение пословиц об избе.
Знакомство с русским
фольклором: частушками,
песнями и новой игрой
«Заря-заряница».
Экспозиция «Русская
изба».
9
Ноябрь
Занятие 1
Пословицы и
поговорки о
Родине.
Умение примечать, ярко и метко
выражать словами замеченное в
русских пословицах и поговор-
ках. Воспитывать интерес к
русской речи, родному языку.
Чтение пословиц и поговорок
о Родине.
Экспозиция
«Русская
изба».
Занятие
2. «Мой
город родной».
История возникновения родного
города. Воспитывать любовь к
родному городу.
Целевая прогулка по близле-
жащим улицам. Работа свето-
фора. Прослушивание песен
и стихов о родном городе.
Альбом «Наш город»
Выставка «Родной
Воронеж». Герб Во-
ронежа.
Занятие 3.
«Воронеж-город
трудовой славы».
Развивать речевую культуру
детей. Воспитывать любовь к
родному краю.
Беседа с детьми о предприя-
тиях тяжелой и лёгкой
промышленности.
Посещение детьми и
родителями краеведческого
музея.
Фотографии, продук-
ция Воронежских
предприятий.
Занятие 4.
«Сельское
хозяйство
Познакомить детей с главными
сельскохозяйственными
культурами: сахарной свеклой,
Рассказы воспитателя, бесе-
ды.
Развлечение «Хлеб-всему
Иллюстрации,
фото-
графии, альбомы.
Песни, хороводы,
10
Воронежского
края, его значение
для России.
подсолнечником, пшеницей,
овощами; с животноводством,
птицеводством. Главное богат-
ство-чернозём.
голова».
стихи.
,Декабрь
Занятие 1.
«Воронеж-улицы,
памятные места.
Наш район
Коминтерновский»
.
Воспитывать у детей любовь к
родному краю, и его истории;
учить видеть историю вокруг се-
бя (в домах, которые нас окружа-
ют, в предметах быта, в названи-
ях улиц, парков, скверах).
Экскурсия с родителями по
городу. Целевые прогулки по
улицам 45 Стрелковой диви-
зии, Транспортной.
Фотографии, слайды
с видами Воронежа.
Сюжетно-ролевые
игры: «Строим город,
«Путешествуем по
городу». Развивающие
игры «Пройди до
указан-ного места»
(лаби-ринты, карты-
схемы).
Занятие 2.
«Экскурсия по
площадям города
Воронежа».
Ознакомление детей с
достопримечательностями
Воронежа, с названиями
площадей нашего города.
Развивать моторику,
эстетический вкус; воспитывать
Чтение рассказов и стихов о
площадях города,
рассматривание иллюстраций
площадей города.
Составление рассказов о
достопримечательностях.
Конверты с
заданиями,
фотографии каждой
площади.
11
чувство коллективизма.
Занятие 3.
Безопасность в
городе. Знакомство
с дорожными
знаками.
Познакомить детей с правилами
безопасности на улицах города.
Закрепить правила поведения на
улице: надо быть внимательным,
идти только по тротуару, по
правой его стороне, переходить
улицу только по подземному
переходу или «зебре».
Отгадывание загадок.
Рассматривание картин.
Изучение дорожных знаков.
Рисование «зебры» и
островка безопасности.
Картина «Улица
города», рабочая
тетрадь.
Занятие 4. Новый
год у ворот.
Побеседовать с детьми о встрече
Нового года в других странах.
Чтение и обсуждение ново-
годней сказки «Двенадцать
месяцев». Игра «Два мороза».
Конкурс «Лучшая новогодняя
поделка».
Письмо Деду Морозу.
Новогодние открытки.
Книги о зиме.
Январь
Занятие 1.
«Рождественские
посиделки»
Познакомить с православными
праздниками: Рождество,
Крещение, Пасха. Ознакомиться
с обрядами и обычаями.
Продолжать знакомить с
Рассказывание детям о
праздниках. Хороводы: «Как
на тоненький ледок», «Я на
горку шла», «Выходили крас-
ны девицы». Колядование.
«Русские сувениры»,
«Пасхальные
горшочки» (роспись
скорлупы).
Настенный календарь
12
традициями русского народа.
Нарядили кукол и наряжа-
лись сами.
народных праздников.
Занятие 2. «Во что
одевались на Руси,
когда праздники
встречали».
Пробуждать интерес детей к
русскому национальному
костюму; научить называть
предметы костюма; познакомить
с самой заметной частью любого
народного костюма-головным
убором-кокошником.
Рассматривание русских
костюмов. Знакомство с
новыми пословицами. Пение
песни «Во кузнице».
Рисование «Укрась кокош-
ник». Танец (по выбору
детей).
Сарафан, сорочка,
кокошник. Куклы:
Марьюшка и
Иванушка.
Занятие 3. «День
освобождения
В о р о н е ж а
о т
немецко-
фашистских
захватчиков».
Продолжать
знакомить
детей
с
достопримечательностями
род-
ного района. Воспитывать детей
в духе патриотизма.
Рассказ воспитателя о мужес-
твенной борьбе русского на-
рода в Великую Отечествен-
ную войну. Экскурсия к па-
мятнику «Ротонда». Возло-
жение цветов. Чтение стихов
о Воронеже. Пение песен
военных лет.
Альбомы, книги,
иллюстрации о городе
Воронеже.
Фотографии родных,
которые были на
войне.
Занятие 4 Памяти
героев
-Воронежцев.
Формировать патриотические
чувства через знакомство с ге-
роями Великой Отечественной
Слушание песни «Священная
война». Рассказы о героях в
честь
кого
названа
улица.
Иллюстрации
городских улиц, карта
города Воронежа.
13
войны. Воспитывать любовь и
уважение к защитникам города,
Родины.
Рассматривание
фотографий
героев.
Февраль
Занятие 1.
Фольклор
Воронежской
области.
Продолжать знакомить с фоль-
клором Воронежской области.
Вспомнить знакомые дразнилки,
шутки. Прививать любовь к
устному народному творчеству.
Чтение героических былин,
преданий, пословиц.
Слушание песен, частушек.
Книги. Магнитофон.
Русские костюмы.
Занятие 2
«Зарница»
Развивать интегративные
качества средствами гражданско-
патриотического воспитания,
развивать у детей уважительное
отношение к малой родине и
Отечеству.
Беседы о героях ВОВ. Чтение
художественной литературы
Т А Шорыгина «Беседы о
детях-героях Великой Отече-
ственной войны». Разучива-
ние пословиц о мире, войне,
родине.
С а п ё р н а я
л о п а т а ,
планшет,
миномётная
бомба,
изображение
ф л а г а
Р о с с и и ,
и л л ю с т р а ц и и
с
изображением
природы России.
Занятие 3. «Наши
Защитники».
Расширять
словарный
запас,
формировать
волевые
качества,
целеустремлённость,
выдержку;
в о с п и т ы в а т ь
у в а ж е н и е
и
гордость к Российской армии.
Просмотр видеофильма «За-
щитники Отечества». Расска-
зы пап о службе в армии. Бе-
седа по картине «Охрана гра-
ницы». Игра «Самолёты».
Видеофильм. Подарки
для
пап
и
дедушек.
Военные
п и л от к и .
Физкультурное
оборудование.
Занятие 4 Игра-
Развивать силу, ловкость, быст-
Игры-эстафеты.
Спортивный
14
соревнование
«Вместе с папой».
роту, воспитывать чувство кол-
лективизма, настойчивости в
достижении поставленной цели.
Изготовление эмблем.
Чтение стихов о папе,
дедушке.
инвентарь. Эмблемы.
Март
Занятие 1 Беседа:
«Моя мама-лучше
всех».
Правильно строить сложные
предложения в рассказе о маме.
Развивать у детей эстетическое
восприятие. Воспитывать у детей
доброе, внимательное, уважи-
тельное отношение к старшим.
Попросить мам рассказать
детям о своей работе, об от-
ношении к труду. Заучивание
стихотворений о маме.
Рисование «Портрет мамы».
Изготовление подарка мамам
и бабушкам.
Тонированная
бумага
альбомного
формата,
гуашь, кисти.
Занятие 2. «Моя
семья: мои
родители, мои
близкие».
Расширять представления о
семье, учить ориентироваться в
родственных отношениях.
Закреплять знание детьми про-
фессий родителей и других чле-
нов семьи. Развивать у детей
коммуникативные умения.
Коллективные и индивиду-
альные беседы с детьми о
семье, занятиях членов
семьи. Чтение Маяковского
«Кем быть?»; Д. Родари «Чем
пахнут ремёсла» и другие.
Игры «Скажи правильно»,
«Найди лицо с таким же
настроением», «Кто что
делает?».
Семейные альбомы,
комплект фотографий
лиц с разным
настроением;
родословное древо;
рисунки детей,
подарки близким.
15
Занятие 3.
«Сказочный
Воронеж».
Расширить знания детей о городе
Воронеже; об истории его разви-
тия; развивать первые гражданс-
кие чувства дошкольников, ис-
пользуя эмоциональный уровень
информации; воспитывать у де-
тей стремление самим создавать
прекрасное.
Чтение воронежских народ-
ных сказок из сборника А.Н.
Афанасьева, беседа об исто-
рии Воронежа, рассказ о Ве-
ликой Отечественной войне
1941-1945 гг., разучивание
стихов о войне.
Иллюстрации,
аудиозапись,
видеозапись.
Игровая
ситуация.
Физкультминутка.
Занятие 4.
«Маленькие
патриоты»
Формировать у молодого поколе-
ния чувства патриотизма, умение
ориентироваться в общественной
обстановке, иметь свои суждения
и взгляды, обладать социальной
ответственностью за свои мысли
и поступки.
Понятия «патриотизм» и
«патриот». Символы Россий-
ской Федерации.
Разноцветные полос-
ки: фиолетовая, зелё-
ная, красная, белая,
синяя, жёлтая. Флаг
России, гимн, герб.
Кроссворд.
Апрель
Занятие 1.
«Пасхальные
горшочки из
яичной скорлупы».
Продолжать знакомить с русским
народным искусством-росписью
яиц; уточнить знания о способах
и вариантах росписи. Побуждать
расписывать яичные скорлупки
Беседа
о
празднике
Пасхи,
традициях
празднования.
Рассматривание
расписных
яиц.
Яичные скорлупки на
подставках; мягкие
кисти №5, №2.
Расписанные деревян-
ные, фарфоровые.
16
любым способом; рассказывать о
них. Упражнять работать на
маленькой вертикальной поверх-
ности. Закреплять полученные
умения смешивать цвета и
получать их оттенки.
Занятие 2. «Наши
космонавты»
Расширить представления детей
о космических полётах;
познакомить их с российскими
учёными, которые стояли у
истоков развития русской космо-
навтики-К.Э. Циолковским, С.П.
Королёвым. Закрепить знания
детей о том, что первым
космонавтом был гражданин
России Юрий Гагарин.
Рассматривание иллюстраций
с
изображением
первого
спутника
земли,
ракеты;
иллюстрации с изображением
Аллеи космонавтов в Москве.
Чтение книг о космонавтах.
Игра «Космонавты».
Портреты К.Э. Циол-
ковского, Королёва
С.П., Гагарина Ю.А. и
других космонавтов.
Занятие 3. «День
рождения
Российского
флага»
Совершенствование знаний де-
тей о государственной символи-
ке России. Воспитывать любовь
и уважение к своей Родине, гор-
Изготовление голубей из
белой бумаги. Украшение
зала шарами и флажками.
Песня «Наша Россия
Голуби, флажки и
шары. Фонограмма
«Гимн России».
Слайд. История
17
дость за свою страну, свой народ.
прекрас-на», муз. и сл. З.
Роот. Игра «Разноцветные
флажки».
российского флага.
Занятие 4. «Война
прошла по детским
судьбам грозно…».
Воспитание чувства гордости и
уважения к прошлому своего
Отечества, желания узнать боль-
ше о жизни детей во время вой-
ны на примерах краеведческого
характера. Развивать нравствен-
ные чувства сопереживания, чув-
ства благодарности.
Песня «Священная война»,
муз. А. Александрова, сл. В.
Лебедева- Кумача. Чтение
стихов Ю. Воронова, С. Мар-
шака «Мальчик из села
Поповки».
Фонограмма «Ах, вой-
на, что ты сделала…»
Б. Окуджава.
Фонограмма «Никто
не забыт», муз. Ю.
Чичкова, сл. Ю. Разу-
мовского; «Нам мир
завещали беречь»,
муз. Ю. Чичкова, сл.
М. Пляцковского.
Май
Занятие 1.
Поздравительная
открытка ветерану
ко дню победы.
Расширять знания детей о Вели-
кой Отечественной войне; уме-
ние выражать своё настроение в
творческой деятельности, воспи-
тывать уважение и любовь к
защитникам Отечества.
Сбор информации о воевав-
ших в годы ВОВ родствен-
никах, оформление папок.
Подготовка выставки
рисунков на тему «Мы
помним, мы гордимся!».
Оформление стенда с фотог-
Листы бумаги, кисти,
баночки для воды,
простые карандаши,
ластики, образцы
открыток, акварель-
ные краски.
18
рафиями ветеранов ВОВ.
Занятие 2. «Этих
дней не смолкнет
слава».
Формировать патриотические
чувства на основе ознакомления
с боевыми традициями нашего
народа; уточнять и расширять
представления о защитниках
страны в годы Великой Отечес-
твенной войны; воспитывать лю-
бовь и уважение к защитникам
Родины.
Рассматривание фотографий
героев Великой Отечествен-
ной войны, в честь которых
названы улицы: Лизюкова
А.И., 45 стрелковой дивизии.
Цветы «Гвоздики», сделан-
ные руками детей.
Пилотки, военные
накидки, гармонь,
бинты, письма.
Занятие 3.
«Красная книга»
нашего края»
Выявить какие растения и
животные являются редкими в
нашем регионе. Формировать
представления о Красной книге,
активизировать предметный
словарь. Воспитывать гуманное,
экологически целесообразное
отношение детей к природе.
Знакомство с Красной книгой
Воронежского края, чтение
рассказов о животных.
Красная книга, Рос-
сии, ватман, клей, ил-
люстрации или фото с
изображением исчеза-
ющих растений и
животных.
Занятие 4.».
Посещение музея
Познакомить детей с жанром
сюжетно-исторического искусст-
Рассматривание иллюстраций
на тему «Великая Отечестве-
Макеты танков, пись-
ма –треугольники,
19
Великой
Отечественной
войны в детском
саду.
ва-плакатом И.М. Тоидзе
«Родина-мать зовёт». Рассказать
о героическом подвиге в годы
Великой Отечественной войны.
Расширять представления детей
о чувствах человека и их выра-
жении в музыке и живописи.
нная война».
Индивидуальные и группо-
вые беседы о том, что в борь-
бе против фашистов объеди-
нились все народы нашей
страны. Объяснение новых
понятий: немецко-фашист-
ские захватчики, партизаны,
оккупация и др.
разные виды оружия,
военная одежда и
обувь. Плакаты.
Ожидаемый результат:
К концу года у детей сформированы конкретные представления о семье, о доброжелательных отношениях родных
людей; знания о русском национальном костюме; о русских народных сказках, потешках; умения отвечать на
вопросы по картине; положительное отношение к славным защитникам нашей Родины.
Видят историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков,
скверов).
Умеют любить Родину, родной край; организовывать сюжетно-ролевые игры «Машина времени» (путешествие в
прошлое и будущее Воронежа), «Мы археологи», «Мы пришли в музей».
Имеют желание заботиться о живых объектах природы.
Стремятся следовать правилам поведения на улицах родного города.
Список используемой литературы:
20
1.
Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова «Система патриотического воспитания в ДОУ» –
Волгоград: Учитель, 2007.
2.
М.Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. –М.: Линка-Пресс, 2003.
3.
Как научить детей любить Родину; руководство для воспитателей и учителей/ авт.-сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина
и др. – М.: АРКТИ, 2003.
4.
Е.С. Евдокимова. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
5.
В.Н.
Вишневская.
Программа
духовно-патриотического
воспитания
детей
5-7
лет
«Свет
Руси»:
пособие
по
реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-
2005 годы». –М.: АРКТИ, 2004.
6.
Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников». –М.: ЦГЛ.2004.
7.
В.И. Натарова, Н.И. Карпухина, Н.А. Фельдшерова, Н.В. Борискина «Моя страна». Возрождение национальной
культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов
ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005.
8.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России». – М., 2010.
9.
Н.С. Махина «Растим патриотов: мы-граждане»: сборник методических разработок. -Воронеж: Воронежский
государственный педагогический университет, 2016.
21