Напоминание

"Растим патриотов"


Автор: Никитина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №59"
Населённый пункт: г. Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: программа
Тема: "Растим патриотов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад №59» г. Воронеж.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по нравственно-патриотическому

воспитанию дошкольников

«Растим патриотов».

Возраст детей: 6-7 лет.

Автор программы: Никитина О. А.

г. Воронеж

2017 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………….3

Цели, задачи ……………………………………………………………… 4

Основные формы и методы работы ………………………………………5

Содержание работы учебной программы …………...................................7

Ожидаемый результат …………………………………………………… 21

Список используемой литературы ………………….................................22

2

Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все

социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей

и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по

вопросам патриотического воспитания детей.

В МБДОУ «Детский сад №59» была разработана программа по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я

живу». Цель программы: воспитывать любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.

Старший дошкольник должен, сориентирован на:

1

Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

2

Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и

гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

3

Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,

поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку 6-7 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо

семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как

сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется

на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы

следующим образом:

- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-

нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет

собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

3

- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой –

осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и

культурного развития.

Актуальность проблемы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских

традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому

горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в

семье.

Цель разработки - формирование патриотических чувств дошкольников, привитие любви к Отечеству, создание

условий для познавательного развития.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять знания о Родине, о государственных символах России.

- продолжать знакомить с историей России и родного края.

- прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к истории России, развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их

-речевую культуру;

Воспитательные:

-воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства;

-воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю, и его истории;

-сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину; любовь к родному краю;

уважение традиций;

-воспитывать личность гражданина, патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Срок реализация программы – 1 год

4

Режим занятий

Продолжительность НОД– 30 минут

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно

образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Формы работы: Беседы.

Занятия.

Акции.

Экскурсии.

Наблюдения.

Индивидуальная работа.

Игры- путешествия.

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой.

Работа с родителями.

Методы: Игровой.

Наглядный.

Словесный.

Практический.

5

Исследовательский.

Наглядно-демонстративный.

Наглядного моделирования.

Объяснительно-иллюстративный.

Проблемно-поисковый.

Информационно-коммуникативные технологии.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию нравственно-патриотических чувств у детей 6 –

7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о любви к родному городу, родной природе, к своей

Родине с помощью наблюдений, бесед, игр-путешествий, экскурсий, практических занятий, рассматривания альбомов с

иллюстрациями, открыток, вырезок из газет, фотографий, фотодокументов о военном подвиге. Количество занятий по

программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.

Для эффективной реализации настоящей программы в группе создана благоприятная предметно-

развивающая среда:

Организован патриотический уголок, подобран фонд методических, наглядно — иллюстрированных материалов:

альбомы с иллюстрациями, открытки о Воронеже, вырезки из газет о Воронеже, фотографии памятников, памятных

мест, мемориальных досок, фотодокументы о военном подвиги и др.; книги о Воронеже, карты, куклы в национальных

костюмах.

План реализации программы кружковой работы.

Дата

Занятие

Цели, задачи

Предварительная работа

Материал

6

Сентябрь

.

Занятие1.

«Русские

богатыри».

Дать представление о богатырях-

защитниках

Руси.

Воспитывать

желание узнавать историю жизни

русских людей.

Чтение былин, легенд,

использование конкретных

имён и исторических

событий.

Произведения

русского народного

творчества.

Занятие 2.

Тематическая

беседа «Былины».

Расширять

знания

детей

о

б ы л и н н о м

т в о р ч е с т в е ,

воспитывать

на

произведениях

геройского

эпо с а

в ы с о к и е

нравственные

патриотические

качества.

Досуг «Русские богатыри».

Репродукции картин

исторического жанра

(Васнецова, Серова и

др.); иллюстрации

доспехов, одежды

богатырей.

Занятие 3.

«Россия на земном

шаре».

Расширение представлений о

нашей Родине, её месте на плане-

те Земля.

Дидактические игры: «Рассе-

ли животных по земле», «На-

зови материк», «Откуда ты

приехал?». Рисунок «Какой я

представляю нашу планету,

глядя на глобус?»

Предметы старины,

искусства, реликвии,

фотографии, прине-

сённые детьми и ро-

дителями, гостями.

Занятие

4. Беседа

«Я

люблю

тебя,

Россия»

Формировать

знания

детей

о

природе России. Вызвать чувство

восхищения

красотой

русской

природы. Воспитывать любовь к

Слушание песен о Родине («С

чего начинается Родина?» и

другие). Художественное

конструирование «Русское

Репродукции,

стихотворения, песни.

Альбом «Природа

России». Иллюстра-

7

природе.

поле». Рассматривание

репродукций картин русских

художников «Пейзажи

России».

ции с изображением

природы различных

уголков нашей

Родины.

Октябрь

Занятие1

. «Наша

Родина-Россия».

Познакомить детей с флагом и

гербом России, со столицей

России; уточнить, что такое

Родина. Воспитывать у детей

патриотические чувства, любовь

и уважение к своей Родине

России.

Беседа с детьми о значение

слова «Родина».

Рассматривание российского

флага, герба России и Моск-

вы. Разучивание стихов и

песен о России. Слушание

гимна.

Флаг, герб, гимн, ро-

машка, цветная бума-

га, клей, картон.

Аппликация

«Российский флаг».

Занятие2.

«Москва

деревянная».

Познакомить с деревянным зод-

чеством, разнообразием видов

построек, их украшениями;

учить создавать макет многоэта-

жного терема. Формировать ин-

терес к истории Москвы.

Познакомить детей с условиями

жизни и бытом москвичей.

Беседа о Москве.

Рассматривание

иллюстраций.

Чтение «Сказки о рыбаке и

рыбке» А. С. Пушкина.

Рассматривание

иллюстраций.

Стихи Н. Кончаловс-

кого из книги «Наша

древняя столица».

Иллюстрации с пос-

тройками древней

Москвы.

8

Репродукция картин

Поленова.

Занятие 3.

«Москва-

златоглавая».

Познакомить

детей

с

историей

возникновения Москвы.

КВН «Москва златоглавая».

Рисование «Красная

площадь. Чтение стихов о

Москве. Прогулка по Москве

(видеофильм).

Дидактическая

игра

«Птицы Москвы».

Дидактическая игра

«Узнай, где я нахо-

жусь».

Занятие 4 «Как

строили избу на

Руси».

Познакомить с жилищем русско-

го человека в старину- «избой

рубленой», объясняя детям наз-

начение его составных частей.

Знакомство с предметами оби-

хода, утварью, старинными

игрушками.

Чтение пословиц об избе.

Знакомство с русским

фольклором: частушками,

песнями и новой игрой

«Заря-заряница».

Экспозиция «Русская

изба».

9

Ноябрь

Занятие 1

Пословицы и

поговорки о

Родине.

Умение примечать, ярко и метко

выражать словами замеченное в

русских пословицах и поговор-

ках. Воспитывать интерес к

русской речи, родному языку.

Чтение пословиц и поговорок

о Родине.

Экспозиция

«Русская

изба».

Занятие

2. «Мой

город родной».

История возникновения родного

города. Воспитывать любовь к

родному городу.

Целевая прогулка по близле-

жащим улицам. Работа свето-

фора. Прослушивание песен

и стихов о родном городе.

Альбом «Наш город»

Выставка «Родной

Воронеж». Герб Во-

ронежа.

Занятие 3.

«Воронеж-город

трудовой славы».

Развивать речевую культуру

детей. Воспитывать любовь к

родному краю.

Беседа с детьми о предприя-

тиях тяжелой и лёгкой

промышленности.

Посещение детьми и

родителями краеведческого

музея.

Фотографии, продук-

ция Воронежских

предприятий.

Занятие 4.

«Сельское

хозяйство

Познакомить детей с главными

сельскохозяйственными

культурами: сахарной свеклой,

Рассказы воспитателя, бесе-

ды.

Развлечение «Хлеб-всему

Иллюстрации,

фото-

графии, альбомы.

Песни, хороводы,

10

Воронежского

края, его значение

для России.

подсолнечником, пшеницей,

овощами; с животноводством,

птицеводством. Главное богат-

ство-чернозём.

голова».

стихи.

,Декабрь

Занятие 1.

«Воронеж-улицы,

памятные места.

Наш район

Коминтерновский»

.

Воспитывать у детей любовь к

родному краю, и его истории;

учить видеть историю вокруг се-

бя (в домах, которые нас окружа-

ют, в предметах быта, в названи-

ях улиц, парков, скверах).

Экскурсия с родителями по

городу. Целевые прогулки по

улицам 45 Стрелковой диви-

зии, Транспортной.

Фотографии, слайды

с видами Воронежа.

Сюжетно-ролевые

игры: «Строим город,

«Путешествуем по

городу». Развивающие

игры «Пройди до

указан-ного места»

(лаби-ринты, карты-

схемы).

Занятие 2.

«Экскурсия по

площадям города

Воронежа».

Ознакомление детей с

достопримечательностями

Воронежа, с названиями

площадей нашего города.

Развивать моторику,

эстетический вкус; воспитывать

Чтение рассказов и стихов о

площадях города,

рассматривание иллюстраций

площадей города.

Составление рассказов о

достопримечательностях.

Конверты с

заданиями,

фотографии каждой

площади.

11

чувство коллективизма.

Занятие 3.

Безопасность в

городе. Знакомство

с дорожными

знаками.

Познакомить детей с правилами

безопасности на улицах города.

Закрепить правила поведения на

улице: надо быть внимательным,

идти только по тротуару, по

правой его стороне, переходить

улицу только по подземному

переходу или «зебре».

Отгадывание загадок.

Рассматривание картин.

Изучение дорожных знаков.

Рисование «зебры» и

островка безопасности.

Картина «Улица

города», рабочая

тетрадь.

Занятие 4. Новый

год у ворот.

Побеседовать с детьми о встрече

Нового года в других странах.

Чтение и обсуждение ново-

годней сказки «Двенадцать

месяцев». Игра «Два мороза».

Конкурс «Лучшая новогодняя

поделка».

Письмо Деду Морозу.

Новогодние открытки.

Книги о зиме.

Январь

Занятие 1.

«Рождественские

посиделки»

Познакомить с православными

праздниками: Рождество,

Крещение, Пасха. Ознакомиться

с обрядами и обычаями.

Продолжать знакомить с

Рассказывание детям о

праздниках. Хороводы: «Как

на тоненький ледок», «Я на

горку шла», «Выходили крас-

ны девицы». Колядование.

«Русские сувениры»,

«Пасхальные

горшочки» (роспись

скорлупы).

Настенный календарь

12

традициями русского народа.

Нарядили кукол и наряжа-

лись сами.

народных праздников.

Занятие 2. «Во что

одевались на Руси,

когда праздники

встречали».

Пробуждать интерес детей к

русскому национальному

костюму; научить называть

предметы костюма; познакомить

с самой заметной частью любого

народного костюма-головным

убором-кокошником.

Рассматривание русских

костюмов. Знакомство с

новыми пословицами. Пение

песни «Во кузнице».

Рисование «Укрась кокош-

ник». Танец (по выбору

детей).

Сарафан, сорочка,

кокошник. Куклы:

Марьюшка и

Иванушка.

Занятие 3. «День

освобождения

В о р о н е ж а

о т

немецко-

фашистских

захватчиков».

Продолжать

знакомить

детей

с

достопримечательностями

род-

ного района. Воспитывать детей

в духе патриотизма.

Рассказ воспитателя о мужес-

твенной борьбе русского на-

рода в Великую Отечествен-

ную войну. Экскурсия к па-

мятнику «Ротонда». Возло-

жение цветов. Чтение стихов

о Воронеже. Пение песен

военных лет.

Альбомы, книги,

иллюстрации о городе

Воронеже.

Фотографии родных,

которые были на

войне.

Занятие 4 Памяти

героев

-Воронежцев.

Формировать патриотические

чувства через знакомство с ге-

роями Великой Отечественной

Слушание песни «Священная

война». Рассказы о героях в

честь

кого

названа

улица.

Иллюстрации

городских улиц, карта

города Воронежа.

13

войны. Воспитывать любовь и

уважение к защитникам города,

Родины.

Рассматривание

фотографий

героев.

Февраль

Занятие 1.

Фольклор

Воронежской

области.

Продолжать знакомить с фоль-

клором Воронежской области.

Вспомнить знакомые дразнилки,

шутки. Прививать любовь к

устному народному творчеству.

Чтение героических былин,

преданий, пословиц.

Слушание песен, частушек.

Книги. Магнитофон.

Русские костюмы.

Занятие 2

«Зарница»

Развивать интегративные

качества средствами гражданско-

патриотического воспитания,

развивать у детей уважительное

отношение к малой родине и

Отечеству.

Беседы о героях ВОВ. Чтение

художественной литературы

Т А Шорыгина «Беседы о

детях-героях Великой Отече-

ственной войны». Разучива-

ние пословиц о мире, войне,

родине.

С а п ё р н а я

л о п а т а ,

планшет,

миномётная

бомба,

изображение

ф л а г а

Р о с с и и ,

и л л ю с т р а ц и и

с

изображением

природы России.

Занятие 3. «Наши

Защитники».

Расширять

словарный

запас,

формировать

волевые

качества,

целеустремлённость,

выдержку;

в о с п и т ы в а т ь

у в а ж е н и е

и

гордость к Российской армии.

Просмотр видеофильма «За-

щитники Отечества». Расска-

зы пап о службе в армии. Бе-

седа по картине «Охрана гра-

ницы». Игра «Самолёты».

Видеофильм. Подарки

для

пап

и

дедушек.

Военные

п и л от к и .

Физкультурное

оборудование.

Занятие 4 Игра-

Развивать силу, ловкость, быст-

Игры-эстафеты.

Спортивный

14

соревнование

«Вместе с папой».

роту, воспитывать чувство кол-

лективизма, настойчивости в

достижении поставленной цели.

Изготовление эмблем.

Чтение стихов о папе,

дедушке.

инвентарь. Эмблемы.

Март

Занятие 1 Беседа:

«Моя мама-лучше

всех».

Правильно строить сложные

предложения в рассказе о маме.

Развивать у детей эстетическое

восприятие. Воспитывать у детей

доброе, внимательное, уважи-

тельное отношение к старшим.

Попросить мам рассказать

детям о своей работе, об от-

ношении к труду. Заучивание

стихотворений о маме.

Рисование «Портрет мамы».

Изготовление подарка мамам

и бабушкам.

Тонированная

бумага

альбомного

формата,

гуашь, кисти.

Занятие 2. «Моя

семья: мои

родители, мои

близкие».

Расширять представления о

семье, учить ориентироваться в

родственных отношениях.

Закреплять знание детьми про-

фессий родителей и других чле-

нов семьи. Развивать у детей

коммуникативные умения.

Коллективные и индивиду-

альные беседы с детьми о

семье, занятиях членов

семьи. Чтение Маяковского

«Кем быть?»; Д. Родари «Чем

пахнут ремёсла» и другие.

Игры «Скажи правильно»,

«Найди лицо с таким же

настроением», «Кто что

делает?».

Семейные альбомы,

комплект фотографий

лиц с разным

настроением;

родословное древо;

рисунки детей,

подарки близким.

15

Занятие 3.

«Сказочный

Воронеж».

Расширить знания детей о городе

Воронеже; об истории его разви-

тия; развивать первые гражданс-

кие чувства дошкольников, ис-

пользуя эмоциональный уровень

информации; воспитывать у де-

тей стремление самим создавать

прекрасное.

Чтение воронежских народ-

ных сказок из сборника А.Н.

Афанасьева, беседа об исто-

рии Воронежа, рассказ о Ве-

ликой Отечественной войне

1941-1945 гг., разучивание

стихов о войне.

Иллюстрации,

аудиозапись,

видеозапись.

Игровая

ситуация.

Физкультминутка.

Занятие 4.

«Маленькие

патриоты»

Формировать у молодого поколе-

ния чувства патриотизма, умение

ориентироваться в общественной

обстановке, иметь свои суждения

и взгляды, обладать социальной

ответственностью за свои мысли

и поступки.

Понятия «патриотизм» и

«патриот». Символы Россий-

ской Федерации.

Разноцветные полос-

ки: фиолетовая, зелё-

ная, красная, белая,

синяя, жёлтая. Флаг

России, гимн, герб.

Кроссворд.

Апрель

Занятие 1.

«Пасхальные

горшочки из

яичной скорлупы».

Продолжать знакомить с русским

народным искусством-росписью

яиц; уточнить знания о способах

и вариантах росписи. Побуждать

расписывать яичные скорлупки

Беседа

о

празднике

Пасхи,

традициях

празднования.

Рассматривание

расписных

яиц.

Яичные скорлупки на

подставках; мягкие

кисти №5, №2.

Расписанные деревян-

ные, фарфоровые.

16

любым способом; рассказывать о

них. Упражнять работать на

маленькой вертикальной поверх-

ности. Закреплять полученные

умения смешивать цвета и

получать их оттенки.

Занятие 2. «Наши

космонавты»

Расширить представления детей

о космических полётах;

познакомить их с российскими

учёными, которые стояли у

истоков развития русской космо-

навтики-К.Э. Циолковским, С.П.

Королёвым. Закрепить знания

детей о том, что первым

космонавтом был гражданин

России Юрий Гагарин.

Рассматривание иллюстраций

с

изображением

первого

спутника

земли,

ракеты;

иллюстрации с изображением

Аллеи космонавтов в Москве.

Чтение книг о космонавтах.

Игра «Космонавты».

Портреты К.Э. Циол-

ковского, Королёва

С.П., Гагарина Ю.А. и

других космонавтов.

Занятие 3. «День

рождения

Российского

флага»

Совершенствование знаний де-

тей о государственной символи-

ке России. Воспитывать любовь

и уважение к своей Родине, гор-

Изготовление голубей из

белой бумаги. Украшение

зала шарами и флажками.

Песня «Наша Россия

Голуби, флажки и

шары. Фонограмма

«Гимн России».

Слайд. История

17

дость за свою страну, свой народ.

прекрас-на», муз. и сл. З.

Роот. Игра «Разноцветные

флажки».

российского флага.

Занятие 4. «Война

прошла по детским

судьбам грозно…».

Воспитание чувства гордости и

уважения к прошлому своего

Отечества, желания узнать боль-

ше о жизни детей во время вой-

ны на примерах краеведческого

характера. Развивать нравствен-

ные чувства сопереживания, чув-

ства благодарности.

Песня «Священная война»,

муз. А. Александрова, сл. В.

Лебедева- Кумача. Чтение

стихов Ю. Воронова, С. Мар-

шака «Мальчик из села

Поповки».

Фонограмма «Ах, вой-

на, что ты сделала…»

Б. Окуджава.

Фонограмма «Никто

не забыт», муз. Ю.

Чичкова, сл. Ю. Разу-

мовского; «Нам мир

завещали беречь»,

муз. Ю. Чичкова, сл.

М. Пляцковского.

Май

Занятие 1.

Поздравительная

открытка ветерану

ко дню победы.

Расширять знания детей о Вели-

кой Отечественной войне; уме-

ние выражать своё настроение в

творческой деятельности, воспи-

тывать уважение и любовь к

защитникам Отечества.

Сбор информации о воевав-

ших в годы ВОВ родствен-

никах, оформление папок.

Подготовка выставки

рисунков на тему «Мы

помним, мы гордимся!».

Оформление стенда с фотог-

Листы бумаги, кисти,

баночки для воды,

простые карандаши,

ластики, образцы

открыток, акварель-

ные краски.

18

рафиями ветеранов ВОВ.

Занятие 2. «Этих

дней не смолкнет

слава».

Формировать патриотические

чувства на основе ознакомления

с боевыми традициями нашего

народа; уточнять и расширять

представления о защитниках

страны в годы Великой Отечес-

твенной войны; воспитывать лю-

бовь и уважение к защитникам

Родины.

Рассматривание фотографий

героев Великой Отечествен-

ной войны, в честь которых

названы улицы: Лизюкова

А.И., 45 стрелковой дивизии.

Цветы «Гвоздики», сделан-

ные руками детей.

Пилотки, военные

накидки, гармонь,

бинты, письма.

Занятие 3.

«Красная книга»

нашего края»

Выявить какие растения и

животные являются редкими в

нашем регионе. Формировать

представления о Красной книге,

активизировать предметный

словарь. Воспитывать гуманное,

экологически целесообразное

отношение детей к природе.

Знакомство с Красной книгой

Воронежского края, чтение

рассказов о животных.

Красная книга, Рос-

сии, ватман, клей, ил-

люстрации или фото с

изображением исчеза-

ющих растений и

животных.

Занятие 4.».

Посещение музея

Познакомить детей с жанром

сюжетно-исторического искусст-

Рассматривание иллюстраций

на тему «Великая Отечестве-

Макеты танков, пись-

ма –треугольники,

19

Великой

Отечественной

войны в детском

саду.

ва-плакатом И.М. Тоидзе

«Родина-мать зовёт». Рассказать

о героическом подвиге в годы

Великой Отечественной войны.

Расширять представления детей

о чувствах человека и их выра-

жении в музыке и живописи.

нная война».

Индивидуальные и группо-

вые беседы о том, что в борь-

бе против фашистов объеди-

нились все народы нашей

страны. Объяснение новых

понятий: немецко-фашист-

ские захватчики, партизаны,

оккупация и др.

разные виды оружия,

военная одежда и

обувь. Плакаты.

Ожидаемый результат:

К концу года у детей сформированы конкретные представления о семье, о доброжелательных отношениях родных

людей; знания о русском национальном костюме; о русских народных сказках, потешках; умения отвечать на

вопросы по картине; положительное отношение к славным защитникам нашей Родины.

Видят историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков,

скверов).

Умеют любить Родину, родной край; организовывать сюжетно-ролевые игры «Машина времени» (путешествие в

прошлое и будущее Воронежа), «Мы археологи», «Мы пришли в музей».

Имеют желание заботиться о живых объектах природы.

Стремятся следовать правилам поведения на улицах родного города.

Список используемой литературы:

20

1.

Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова «Система патриотического воспитания в ДОУ» –

Волгоград: Учитель, 2007.

2.

М.Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. –М.: Линка-Пресс, 2003.

3.

Как научить детей любить Родину; руководство для воспитателей и учителей/ авт.-сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина

и др. – М.: АРКТИ, 2003.

4.

Е.С. Евдокимова. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

5.

В.Н.

Вишневская.

Программа

духовно-патриотического

воспитания

детей

5-7

лет

«Свет

Руси»:

пособие

по

реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-

2005 годы». –М.: АРКТИ, 2004.

6.

Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников». –М.: ЦГЛ.2004.

7.

В.И. Натарова, Н.И. Карпухина, Н.А. Фельдшерова, Н.В. Борискина «Моя страна». Возрождение национальной

культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов

ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005.

8.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России». – М., 2010.

9.

Н.С. Махина «Растим патриотов: мы-граждане»: сборник методических разработок. -Воронеж: Воронежский

государственный педагогический университет, 2016.

21



В раздел образования