Автор: Филиппова Лариса Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Бачумовская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: Удмуртская Республика Ярский район д. Бачумово
Наименование материала: презентация
Тема: "Подготовка к экзамену по литературе в 9 классе"
Раздел: среднее образование
Филиппова Л.П
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Бачумовская СОШ
ОГЭ
по
литературе
–
один
из
необязательных
выпускных
экзаменов
в
конце
9-
го
класса
.
Сам
экзамен
хотя
и
носит
название
теста
,
фактически
сводится
к
всего
вопросам
,
каждый
из
которых
предполагает
написание
небольшого
сочинения
или
развернутого
ответа
.
Основную
часть
экзамена
составляет
сочинение
в
форме
,
подобной
выпускному
экзамену
в
9-
м
классе
до
введения
ОГЭ
по
литературе
.
Тест
ОГЭ
по
литературе
состоит
из
двух
частей
.
Часть 1 – это группа заданий, в которых
требуется провести анализ стихотворения или отрывка
из произведения, приведенных в тесте. Всего в первую
часть входит 3 вопроса для каждого стихотворений или
отрывков. Таким образом, вы сможете выбрать, по
какому фрагменту произведения или стихотворению
вам будет проще ответить на все вопрос
ы
. Второй
вариант вопросов выполнять не нужно. Первые три
задания предполагают ответ на поставленный вопрос в
объеме 3–5 предложений.
Часть 2 – представляет собой небольшое
сочинение на одну из
четырех
предложенных тем, объем
сочинения не менее 200 слов. Темы сочинений
выбираются по произведениям школьной программы,
никаких отрывков, глав или фрагментов не приводится.
В процессе написания сочинения можно пользоваться
полными текстами произведений.
Распределение заданий по частям работы
Распределение заданий экзаменационной
работы
по уровню сложности
Общие сведения об ОГЭ
Время
проведения
экзамена
– 235
минут
(3
часа
55
минут
).
Разрешенные
материалы
– полные
тексты художественных произведений и
сборники лирики.
Минимальный
балл
(соответствует
тройке) – 7.
Максимальный
балл
– 23.
Количество
заданий
– 4.
Соответствие баллов ОГЭ по
литературе школьным оценкам
следующее
0-6 баллов – 2;
7-13 баллов – 3;
14-18 баллов – 4;
19-23 баллов – 5.
Список произведений,
необходимых при подготовке к ОГЭ-9 по
литературе
1.
Из древнерусской литературы
2.
Из литературы 18 века,
3.
Из литературы 1 половины 19 века
4.
Из литературы 2 половины 19 века
5.
Из литературы 20 века
«Слово о полку Игореве», М.В. Ломоносов, Д.И.Фонвизин,
Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.
Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов, А.Н. Островский, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев,
А.А. Фет, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков- Щедрин, Ф.М.
Достоевский, Л.Н. Толстой,А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.А.
Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, М.А. Шолохов, А.Т.
Твардовский, В.М. Шукшин, А.И. Солженицын
.
Теория литературы
1.
Классификация литературных направлений
2.
Жанры литературного произведения
3.
Роды художественной литературы
4.
Тема, идея, проблематика художественного
произведения
5.
Композиция художественного произведения
6.
Образ автора, лирический герой
7.
Художественные средства создания образов (портрет,
пейзаж, речевая характеристика героя, деталь,
говорящая фамилия и т.д)
8.
Язык художественного произведения (тропы и фигуры
речи)
9.
Типы литературных стилей
10.
Стихотворные размеры
Общие рекомендации при
выполнении заданий 1 части
1.
Начинайте ответ без вступления, сразу с
формулирования тезиса-ответа.
2.
Сделайте общий вывод или (если тезисов в
ответе несколько) сформулируйте выводы по
каждому из тезисов. Проверьте, связан ли
вывод с вопросом.
3.
Старайтесь избегать в работе многословия
.
Образцы ответов Задание 1.1.1.
У Калашникова «могутные плечи», у Кирибеевича «сильные
плечи». Почему оба героя-антагониста представлены у
Лермонтова подобными былинным богатырям?
Оба героя Лермонтова, при всей разности их характеров и поступков,
воплощают черты русского национального характера: богатырскую
силу и молодецкую удаль, верность долгу и традициям, способность
постоять за себя и свою честь. Калашников отстаивает не только свое
доброе имя, но и честь всего православного народа, поэтому он –
носитель народных представлений о морали, о долге и справедливости,
как былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня, Алёша Попович.
Они всегда сильны не только физически, но в первую очередь духовно,
тем, что стоят за правду. Кирибеевич же представляет силы, которые в
русском фольклоре были враждебны народу: агрессивные захватчики,
насильники – Соловей-разбойник и др. Нравственная правда на стороне
Степана Калашникова. Поэтому еще до поединка «Кирибеевич
побледнел в лице, как осенний снег; Бойки очи его затуманились...»
Богатырь-опричник, превосходящий силой своего соперника, признал
его моральное право на победу.
Образец задания 8. ЕГЭ
«Как разговор студента и офицера повлиял на
развитие идеи Раскольникова?»
Этот разговор становится одним из ключевых
моментов в решении убить старушку. По его теории
« у необыкновенных людей есть право лишить
жизни человека ради высокой цели. Из разговора
студента и офицера он решает для себя, что одна,
никому не нужная жизнь, может обеспечить
нормальное существование многим людям. Родион
выходит из состояния апатии. Если раньше мысли
об убийстве пугали его, то теперь он понимает, что
может избавить мир от злой старушонки, которая
причиняет столько неприятностей окружающим.
Задание 1.1.3.
Сравните данный фрагмент со сценой дуэли Гринёва и
Швабрина (ниже приведён фрагмент из романа А.С.
Пушкина «Капитанская дочка»). Чем различаются
изображённые поединки?
Представление о чести как о высшей ценности задано эпиграфом к роману А. С.
Пушкина «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду». Пётр Гринёв многократно
демонстрирует верность отцовскому наказу, и выплачивая бильярдный долг Зурину,
и отклоняя спасительное предложение Пугачёва служить казакам, и с риском спасая
из рук Швабрина Машу Миронову. Готовность ценой собственной жизни защищать
честь любимой женщины сближает пушкинского Гринёва и лермонтовского
Калашникова. Однако Степан Калашников, на мой взгляд, является защитником
чести в народном её понимании, если можно так выразиться, а Пётр Гринёв
представляет собой образец дворянской, офицерской чести. Кроме того, в
пушкинском поединке противостоят друг другу приятели, равные по сословному
положению, у Лермонтова же противником Степана Калашникова является царский
опричник. Но в то же время Кирибеевич ведёт себя, по-моему, более достойно,
нежели Швабрин, честно принимая вызов Калашникова. Ещё одним отличием
является исход поединка: Петруша Гринев ранен, лермонтовский герой убил своего
обидчика, а сам казнён по приказу царя. Другим примером обращения к теме чести
может служить эпизод дуэли в «Княжне Мери» М. Ю. Лермонтова. Драгунский
капитан ведёт себя цинично: он не вставляет пулю в пистолет Печорина, чем
уничтожает саму идею справедливого поединка во имя защиты чести. Однако и ду
эль с Грушницким была спровоцирована многоходовой игрой Печорина: на первом
месте здесь не защита родовой чести (как в «Песне про... купца Калашникова»), а
удовлетворение личных амбиций – удавшееся Печорину и окончившееся гибелью
для Грушницкого
Критерии оценивания сочинения части 2.
(2.1,2.2, 2.3, 2.4)
•
Объем – не менее 200 слов;
•
Глубина раскрытия темы сочинения;
•
Убедительность суждений;
•
Умение раскрывать тему сочинения, опираясь на
авторскую позицию (при анализе стихотворений
учитывая авторский замысел);
•
Умение при необходимости сформулировать свою
точку зрения;
•
Умение убедительно обосновывать свои тезисы;
•
Соблюдение всех этапов, структуры сочинения-
рассуждения: вступления, основной части, выводов,
заключения.
•
Использование цитат, эпиграфа.
•
Умение оперировать литературоведческим
материалом.
2.4.
И.А.
Бунин
заканчивает
рассказ
«Лапти»,
не
раскрывая
дальнейшую судьбу ребёнка. Как вы думаете, почему?
Тяжело болен мальчик, мать бессильна помочь ребёнку, буран не позволяет прибегнуть
к помощи доктора, деревенский мужик Нефёд хочет выполнить странное желание
мальчика – принести ему красные лапти, в пути Нефёд замерзает. Деревенские мужики
приносят
его
тело
в
дом,
а
с
ним
красные
лапти.
Однотонность
и
обыденность
повествования показывают стихию природы беспросветной, обстоятельства ещё более
безвыходными. Уже начало рассказа предвещает ожидание чего-то страшного в конце.
Бунин нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако точно и
необыкновенно ярко. Автор сравнивает вьюгу с морем во время урагана: «…потонул в
белом, куда-то бешено несущемся степном море», стремится показать буйство
природы: «...в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в
страшный снег». Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: «...в такую
страсть», «такой ужас», «...ужасала одна мысль». Эти эпитеты и сравнения рисуют
состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: «...плакала
горькими слезами от страха и от своей беспомощности». Средством раскрытия
состояния героев является и их речь: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с
тобой...», «А господь его знает!». В полном бессилии мать обращается к единственной
надежде – Господу. А помощь приходит в ином образе. Но именно в этом Промысел
Божий. Обращает на себя внимание тот факт, что все герои безымянны, а именем
наделен только один персонаж – Нефед. Это говорит о том, что он главный герой
рассказа. Бунину важно рассказать нам о Нефёде, о его поступке. В рассказе много
красного цвета – цвета пульсирующей крови и огня, этот цвет ассоциируется с кровью,
ранами, смертной мукой и очищением. В христианской символике красный цвет
означал любовь и милосердие – символ самопожертвования Христа.
Смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к
жизни
ребёнок,
завершается
власть
вьюги
над
отчаявшимися
новосельскими
мужиками
(именно
благодаря
Нефёду
они
находят
правильную
дорогу).
Речь
Нефеда
лишена
закругленности,
в
ней
нет
сложных предложений, много просторечий: «Не полегчало?», «...не хитрое
дело»,
«Она
мне
будет
в
зад,
пыль-то...».
Незаконченные,
часто
обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхождении
Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он отправляется за шесть верст в
лавку за лаптями и фуксином, так как «душа желает». А если выполнить
заветное
желание
больного,
он
выздоровеет.
Характер
Нефеда,
его
устремленность
и
деловитость
автор
подчеркивает
в
портретной
характеристике и в описании его действий: «Мотнул шапкой. Задумался.
Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все
обмерзло... И вдруг твердо: «Значит, надо добывать...».
О дальнейшей судьбе ребёнка нам не рассказывают, но, на мой взгляд,
каждый читатель надеется на счастливый исход. Из сюжета рассказа мы
должны предположить, что ребёнок вырастет хорошим человеком, и
многим будет от него добро. А если нет: станет мальчик нехорошим? Что ж
тогда: сидеть и ничего не делать? Думаю, что автор рассказа оставил право
сделать вывод нам самим.
Что нужно предпринять выпускнику,
чтобы успешно сдать экзамены по
литературе
?
1.
Знать список произведений;
2.
Прочитать все тексты
3.
Знать не только содержание текста, но и
обращать внимание на форму;
4.
Владеть литературоведческой терминологией;
5.
Полезно ознакомиться с документами:
кодификатором, спецификацией, критериями
оценивания
Система подготовки к экзамену по
литературе
1.
Тестовые работы на знание текста;
2.
Использование презентаций по теории литературы;
3.
Мини-сочинения и полнообъемные.
4.
Включение проблемных вопросов в виде
индивидуальных домашних заданий с последующим
обсуждением на уроке
5.
Большие сочинения писать на уроке, при этом
учащиеся не должны быть предупреждены о темах
сочинений.
6.
Работа по КИМам.
Литература для подготовки к ОГЭ по
литературе
1.Учебники 5-9 классы.
2. В.И. Крутецкая «Русская литература в
таблицах и схемах» 9-11 класс.
3.Е.А.Титаренко, Е.Ф. Хадыко «Литература в
схемах и таблицах»
4. А.Ф. Федоров, Е.А.Зинина «Литература.
Тренировочные варианты для подготовки к
ОГЭ»
5. Материалы сайтов Интернета