Напоминание

"Практические работы, как фактор формирования культурно-географических компетенций школьников."


Автор: Кравченко Наталья Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Иващенковская основная общеобразовательная школа" Алексеевского района Белгородской области
Населённый пункт: с.Иващенково, Алексеевского района, Белгородсой области
Наименование материала: статья
Тема: "Практические работы, как фактор формирования культурно-географических компетенций школьников."
Раздел: среднее образование





Назад




Практические работы как фактор формирования культурно-

географических компетенций школьников.

Современная

школьная

география

это

деятельностная

дисциплина.

Деятельностный

подход

основа

развивающего

и

личностно

ориентированного

обучения. Усвоение знаний должно иметь активный характер. Применение новых

способов организации учебного процесса должно полнее учитывать потребности

личности

учащихся

и

соответствовать

требованиям

образовательного

стандарта.

Требования стандарта направлены на развитие у школьников умений использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В этой связи возрастает роль практической составляющей содержания школьной

географии,

усиливается

внимание

к

организации

выполнения

обучающих,

тренировочных и итоговых практических работ.

Они являются фактором формирования культурно-географических компетенций

школьников.

Выполнение этих работ во многом способствует формированию личностных

качеств

школьников,

которые

проявляются

в

применении

полученных

знаний

и

умений, а также в выборе источников географической информации, извлечении из них

необходимых сведений, в правильной оценке важнейших событий международной

жизни, геоэкологических ситуаций.

Деятельностный подход предполагает широкое применение в учебном процессе

частично-поискового,

исследовательского

методов

в

рамках

современных

педагогических

технологий

учебных

дискуссий,

модульного

и

проблемного

обучения, учебных проектов, самоорганизации и контроля собственной деятельности.

Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные

знания, умения в жизни происходит в практической деятельности.

Специфика

географии

как

учебного

предмета

предполагает

обязательную

практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-

познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала,

повторении,

закреплении,

обобщении

и

проверке

знаний.

Программой

и

тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.

Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических

работ

для

достижения

планируемых

результатов,

тема

которых

записывается

в

журнал. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально.

Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые определяются для

каждой практической работы (обучающие практические работы, тренировочные и

итоговые).

«Закон об образовании» предоставляет право учителю корректировать систему

практических работ, отражённых в вариантах программ по предмету. Каждый педагог,

исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая

конкретные

условия

классов

и

даже

отдельных

учащихся,

разрабатывает

свою

систему работ, ориентированную на выполнение требований Стандарта. Поэтому не

может быть одинаковое количество практических работ во всех классах одного года

обучения.

Согласно

Закону

Российской

Федерации

«Об

образовании»

учитель

обладает

правом

альтернативного

выбора

и

творческого

подхода

к

организации

процесса обучения.

В

ИМП

рекомендуется

городским,

районным,

межшкольным

методическим

объединениям учителей определять перечень и количество итоговых практических

работ по географии (по каждому курсу обучения) согласно требованиям Стандарта.

Проведение

обязательных контрольных

работ

программой

по

географии

не

предусмотрено.

Практические работы целесообразно выделить в качестве отдельной графы,

при

этом

обязательно

указывается

вид

практической

работы

обучающая,

тренировочная,

итоговая.

Формулировка

темы

практической

работы

указывается

полностью.

Результаты

экзамена

свидетельствуют

о

необходимости

уделять

особое

внимание выполнению

практической

части

программы,

так

как

большинство

заданий экзаменационной работы проверяют не воспроизведение знаний и умений, а

их применение в знакомой и (или) изменённой ситуации.

Применение знаний и умений в знакомой

и новой ситуации предполагает

владение

умениями

определять

показатели,

характеризующие

географические

объекты, процессы, явления на основе предъявляемой в разном виде информации, а

также представлять географическую информацию в разных видах.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на

проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические

работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только

формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной

деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как

учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке,

которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом

его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и

проверке знаний.

Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые

практические работы.

Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для

достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал (табл. 2).

При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности

образовательного учреждения, класса.

Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это

связано со спецификой предмета.

Примерное количество практических работ и экскурсий

Таблица 2.

Класс

Количество практических

работ

Количество экскурсий

6

9

2

7

10

1

8

7

1

9

7

1

10

7

Тематика обязательных практических работ в 6 классе по курсу

«География. Землеведение»

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что

некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это

связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью,

формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения.

Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний,

направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а

несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может

проводиться по усмотрению учителя.

Определение географических координат точек, направлений, местоположения

географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерение

расстояний на плане, карте и глобусе.

Чтение плана местности, карты.

Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных

признаков. Определение расстояний и направлений на местности.

Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на

местности, проведение простейшей съемки местности.

Нанесение географических объектов на контурную карту.

Описание географического объекта (форм рельефа, моря, реки и т.п.) по

типовому плану.

Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды.

Описание погоды за определенный промежуток времени.

Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.

Тематика обязательных практических работ в 7 классе по курсу

«География. Страноведение»

При выполнении практических работ в курсе 7 класса «География. Страноведение»

важно сформировать умения учащихся по работе с источниками информации –

географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся

должны овладеть умениями и навыками комплексной физико-географической

характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики

двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также

совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики.

Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими

явлениями.

•Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт

– «Строение земной коры» и «Физической карты мира».

•Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.

•Характеристика географического положения материка.

•Комплексная характеристика одного из океанов.

•Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей на

примере влажных и сухих субтропиков Закавказья.

•Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных

источников информации.

•Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей

Апеннинского, Пиренейского и Балканского полуостровов.

•Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или

регионов на примере материка Африка.

•Сравнительная характеристика крупнейших рек материков.

•Географическое описание одного из островов Океании.

•Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон, на примере Евразии

(по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки (по 40 с.ш.)

•Выявление связей между компонентами природных комплексов.

Практические работы в курсе изучения «Географии России», 8-9 класс и «Географии

мира», 10 класс способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более

сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора

наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования

знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д

Тематика обязательных практических работ в 8-9 классах по курсу «География.

Россия»

•Характеристика географического положения России

( вариант - Сравнительная характеристика географического положения России и

Канады). Обозначение на контурной карте стран -соседей России. Установление

взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

• Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.)

с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей.

• климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и

соответствующих климатических карт.

•Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной

деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.

•Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения

населения России, характеристика половозрастного состава населения по

половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.

•Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных

природных зонах на основе работы с картами.

Тематика обязательных практических работ в 9 классе по курсу «География.

Россия. Хозяйство и географические районы».

•Обозначение на контурной карте природных, экономических, географических,

экономических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям

(размеры территории, границы, численность населения и т.д.)

•Чтение и анализ тематических отраслевых карт.

•Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей

промышленности.

•Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика),

промышленного центра, (промышленного узла), промышленного района.

•Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России

•Комплексная характеристика одного из районов страны.

•Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в

мире на основе анализа различных источников информации.

Тематика обязательных практических работ в 10 классе по курсу

«Экономическая и социальная география мира»

•Характеристика геополитического положения страны (по выбору).

•Ресурсообеспеченность различных стран и регионов. География природопользования

в современном мире.

•Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных

источников информации).

•Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих

географию внешнеэкономических связей.

•Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.

•Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе

использования материалов учебника, графических, картографических источников

информации.

•Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных

стран Америки



В раздел образования