Автор: Эрдман Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ село Лазарево, Ленинский район, ЕАО
Населённый пункт: село Лазарево,Ленинский район, ЕАО
Наименование материала: статья
Тема: Пути развития творческих способностей на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование
МКОУ СОШ с. Лазарево, Ленинского района, ЕАО
Пути развития творческих способностей учащихся
на уроках русского языка.
Учитель начальных классов Эрдман Г.И. ( из опыта работы)
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание личности с активной
жизненной позицией - важнейшая задача современной школы. Задатки творческих
способностей присущи каждому ребёнку. Важно их раскрыть и развить, чтобы ученик не
только овладел материалом школьных программ, но и сумел творчески применить его в
различных жизненных ситуациях, найти решение любой проблемы. Это возможно в
результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития
учащихся. А как добиться того, чтобы ученик смог раскрыть свой творческий потенциал?
Какие тропинки и пути надо выбрать, чтобы не засохли ростки творчества у ребёнка?
Несомненно, у каждого учителя свой ключик. Я бы хотела поделиться некоторыми
наработками из опыта своей работы на уроках русского языка.
По моему убеждению, развитие творческих способностей необходимо проводить в
системе на уроках русского языка. Одно из важнейших условий интереса к учебной
деятельности – его разнообразие: разнообразие изучаемого материала, разнообразие
поисков работы, разнообразие уроков. Такими уроками я создаю почву для проявления
ростков творчества. У детей появляется потребность обмениваться впечатлениями,
появляются мысли, чувства, которые они стремятся высказать. Этим осуществляется
самовыражение, самораскрытие личности ребёнка, оригинальность, выражающая
индивидуальные склонности и опыт ученика. Творчество можно разделить на несколько
уровней сложности. Подготовительный ( элементы творчества в обычной,
исполнительской деятельности например - игры) - проходит чаще в 1-2 классах.
Исследовательский ( творчество в изучении языка- в 2-3 классах. Самовыражения через
различные виды деятельности ( различные сочинения), проходит больше в 3-4 классах.
Использую на уроках тесты, игры и упражнения, направленные на развитие памяти,
внимания, наблюдательности, логического мышления, способствующие развитию
пространственного восприятия. Развивающие задания включают в себя следующие
направления: формирование общеинтеллектуальных умений( операции анализа,
сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость
мыслительных процессов). Практически каждый раздел курса русского языка начальной
школы содержит возможность включения творческих заданий. Можно с уверенностью
сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании
познавательных интересах младших школьников. Главный стимул детского творчества –
огромная радость, которую оно даёт ученику и учителю. На уроках русского языка
провожу творческие работы различных жанров: записки, письма, поздравления,
кулинарные рецепты, песенки, сказки, изложение с продолжением, сочинения,
поэтические , исследовательская деятельность и.т. д.. Во втором классе учимся писать
записки. После того, как дети открыли, что такое записка ( короткое сообщение, которое
состоит из обращения, сообщения и подписи), даю различные задания: Напиши записку
другу, используя слова – подсказки ( приходи, заходи, за мной, до встречи и подписи);
записку учительнице( сообщение, просьбу, приглашение); записку маме. И дети пишут.
Лёня! Приходи ко мне на день рождения 12 мая в 4 часа. Витя. Мама! Не беспокойся я в
гостях у Арины. Появление того или иного жанра на конкретном этапе обучения
обусловлено течением детской жизни. Это даёт возможность школьникам реально
применить свои речевые умения, понять, что всё, чему учатся в школе, действительно
востребовано в практике общения. Например, приближается праздник 8 Марта. Дети
пишут поздравления друзьям, родителям. Конечно, предварительно они узнали, как
пишется поздравление: обращение, поздравление, пожелание, подпись. Сначала эти виды
работ учатся выполнять в тетрадях, затем подписывают открытки, которые дарят в день
праздника. Например. Милая мамочка! Поздравляю с праздником весны! Желаю быть
всегда здоровой и радостной. Обещаю всегда тебя слушаться. Твоя дочь Лера. Интересна
для детей работа над кулинарным рецептом. Написание рецепта воспринимается
ребёнком, как руководство к реальному действию, которое готовит их к жизни, позволяет
почувствовать свою самостоятельность. Такой конкурс кулинарных рецептов на тему «
Полезное блюдо» проводили в 3 классе. Особое место в системе развития речи учащихся
занимают сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих
способностей ребёнка. Использую сочинения разных видов: сочинение по началу
(придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых все слова с одним
слогом. Особенно увлечённо работают ученики над следующими темами сочинений.
« Если бы я был волшебником», « Приключение осеннего листика», « Мой маленький
друг», «Письмо первой снежинки» и.т.д. Например. Жили - были снежинки. Все
снежинки были сёстрами. Одна из них была не такой как все, она всё время грустила.
Жили снежинки в туче. Однажды они решили отправиться на землю, там снежинки
встретили других снежинок , которые летали над городом. А когда снежинки полетели
домой , грустная снежинка вдруг упала , а упала прям на мирного, спящего щенка. Через
пару секунд снежинка очнулась, она испугалась щенка и отлетела подальше от него. А
щенок, наоборот, протянул ей свою лапку и подхватил её. Снежинка поняла, что щенок
хочет с ней подружиться. Так снежинка и щенок стали друзьями. (Лисичникова Ольга)
В условиях социальной конкуренции человеку необходимо уметь творчески применять
те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать свою деятельность
таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо
привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого
деятельность должна носить творческий характер. Поскольку у учащихся начальной
школы происходит развитие причинного мышления, то цель предлагаемых упражнений и
заданий - развитие детской фантазии, языкового чутья, умение сочинять рассказы, сказки,
стихи.
Поэтические минутки. Предлагаю поиграть в игру « Буриме». Дети придумывают стишки
или песенки на заданные рифмы. Кошка-гармошка, молочком-язычком, картошка- окошко,
огурец- молодец.
Лежит на крыше кошка, Посмотрели мы в окошко.
Растянулась как гармошка. Расцвела уже картошка.
Небылицы:.» Ой какие чудеса! Красно-жёлты небеса! Ах, там клуша бьёт баклуши. В
море красном кот плывет. Кит на суше тонет в луже и на помощь всех зовёт. Вот такие
чудеса в красно – жёлтых небесах! В небесах летит свинья, ест рогалик тихо. А свинята ей
кричат: Дай-ка нам, свиниха!» (Скорик Яна)
Во втором классе дети с удовольствием сочиняют шумелки, кричалки, ворчалки.
Кричалка: «Надоело мне лениться. Да! Да! Да! Лучше буду я трудиться: Делать уроки,
буду читать, много пятёрок буду получать Да! Да! Да!» Шумелка: «Надоело мне молчать.
Буду лучше я кричать. А-а-а-а! У-у-у Я не так ещё могу.»
Игры: игра «Определение» В эту игру можно играть группами. Группам раздаются
слова ( ромашки, одуванчик, автобус и.т.д.) Предлагается в течении одной минуты
рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя
называть своё слово и жестикулировать руками. Игра «Вырази мысль другими словами»
Берётся несложная фраза. Например: « Нынешняя зима будет очень снежной» Надо
предложить варианты передачи той же мысли другими словами, однако ни одно слово
данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Ответы детей. «В
зимние каникулы мы сможем кататься со снежной горы на санках», « Летом будет богатый
урожай хлеба». Игра «Хорошо- плохо» Каждое событие оценивается с двух позиций: с
хорошей и плохой. Например: Драка. Хорошо. Сумел постоять за себя. Защитил слабого,
Показал, кто здесь главный. Плохо. Порвал рубаху. Опять будут ругать родители. Игра « Я
начну, а ты продолжи»предполагает досказывание строчек. Например: Учитель : Осень
золотая в гости к нам пришла. Ученик: Раскрасила деревья. Ненастье принесла. Второй
ученик: Все цветы завяли. Пчёлы загрустили и.т.д.
Учимся придумывать сказки по опорам. Придумай главного героя и сочини про него
сказку. Метод контрольных вопросов облегчит процесс творчества. Так же он позволит
ребёнку удержать общую логику сказки. Например: ( Кто это был?) Жил-был ежик.( Как
он выглядел?) Он был маленький, колючий и очень одинокий. ( Куда он пошёл?) Решил
поискать себе друзей. Побежал мимо чащи на опушку леса. ( Кого он встретил?) Вдруг
видит, навстречу ему идёт зверь на длинных ногах и с большими рогами. и.т.д. Такая
работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим
средством развития чувства юмора. Предложенные задания носят не оценочный, а
обучающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие
качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования
полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это внимание, восприятие,
воображение, различные виды памяти и мышление.
Активизировать процесс развития творческого мышления может исследовательская
деятельность на уроке. Она дает возможность учащимся осваивать новые знания и
применять их в самых разных сферах жизни.
Исследовательская деятельность –
деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с
заранее неизвестным решением.
Учителя начальных классов хорошо знают, как важно заинтересовать детей на уроке,
сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи,
которые не вызывают энтузиазма у детей. Например. Одной из таких задач является
процесс запоминания слов с непроверяемым написанием.
Работа над словарными словами проходит в четыре этапа, каждый из которых призван
решать конкретную задачу:
1.
Введение слова с непроверяемым написанием.
2.
Работа над запоминанием слова, включение в активный словарь ребенка.
3.
Тренировочный
4.
Проверка уровня усвоения словарных слов.
Одним из видов проверки могут быть индивидуальные творческие проекты.
(Презентация )
На одном из уроков русского языка ( можно взять словарное слово в начале урока и
провести его через все этапы.
1.Детям была предложена загадка к слову ветер.
2.На минутке чистописания писали узор с буквой В.
3.Подобрали однокоренные слова, получили этимологическую и лексическую справку,
прочитали отрывки из стихотворений со словом ветер
4.Составили стихотворение по картинке.
5.На этапе закрепления был предложен небольшой диктант с заданиями о ветре. На уроке
дети не только запомнили слово, но и узнали много нового о ветре. Домашнее задание
-предлагается составить проект с любым словарным словом по плану: 1 Слово 2.Загадка с
этим словом 3.Стихотворение 4. Толкование 5. Звуковой анализ 6. Однокоренные слова 7.
Этимология 8. Пословицы 9. Фразеологизмы . Эта работа предполагает работу с разными
видами словарей.
Полученные в учебном процессе знания и умения работы над проектом стараемся
применить во внеурочной деятельности. Так в летнем оздоровительном лагере ребята
работали над проектом « Особенности еврейской сказки»
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может
предвидеть затруднения, составит план несложной работы. Несложность проектов
обеспечивает успех их выполнения, дает силы и желание работать над другими
проектами. Этот метод работы позволяет учащимся приобретать знания, помогает связать
то новое, что узнают дети, с чем – то знакомым и понятным из реальной жизни. Таким
образом, проектная деятельность, организованная в форме дидактической игры, отвечает
возрастным потребностям учащихся, мотивирует их познавательную деятельность,
одновременно позволяя учителю решать свои задачи: учить детей ставить перед собой
цель, планировать работу, анализировать материал и делать выводы.
Личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере,
которая царит вокруг него. И развитие творческих начал личности будет способствовать
сотрудничеству учителя и ученика. На уроке будет царить радость сотворчества, если дать
каждому почувствовать, что он способен, что у него есть своя искорка.
Использованная литература.
1.Бардин К В. Чтобы ребенок успешно учился.
2. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.