Напоминание

Пути развития творческих способностей на уроках русского языка в начальной школе


Автор: Эрдман Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ село Лазарево, Ленинский район, ЕАО
Населённый пункт: село Лазарево,Ленинский район, ЕАО
Наименование материала: статья
Тема: Пути развития творческих способностей на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ СОШ с. Лазарево, Ленинского района, ЕАО

Пути развития творческих способностей учащихся

на уроках русского языка.

Учитель начальных классов Эрдман Г.И. ( из опыта работы)

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание личности с активной

жизненной позицией - важнейшая задача современной школы. Задатки творческих

способностей присущи каждому ребёнку. Важно их раскрыть и развить, чтобы ученик не

только овладел материалом школьных программ, но и сумел творчески применить его в

различных жизненных ситуациях, найти решение любой проблемы. Это возможно в

результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития

учащихся. А как добиться того, чтобы ученик смог раскрыть свой творческий потенциал?

Какие тропинки и пути надо выбрать, чтобы не засохли ростки творчества у ребёнка?

Несомненно, у каждого учителя свой ключик. Я бы хотела поделиться некоторыми

наработками из опыта своей работы на уроках русского языка.

По моему убеждению, развитие творческих способностей необходимо проводить в

системе на уроках русского языка. Одно из важнейших условий интереса к учебной

деятельности – его разнообразие: разнообразие изучаемого материала, разнообразие

поисков работы, разнообразие уроков. Такими уроками я создаю почву для проявления

ростков творчества. У детей появляется потребность обмениваться впечатлениями,

появляются мысли, чувства, которые они стремятся высказать. Этим осуществляется

самовыражение, самораскрытие личности ребёнка, оригинальность, выражающая

индивидуальные склонности и опыт ученика. Творчество можно разделить на несколько

уровней сложности. Подготовительный ( элементы творчества в обычной,

исполнительской деятельности например - игры) - проходит чаще в 1-2 классах.

Исследовательский ( творчество в изучении языка- в 2-3 классах. Самовыражения через

различные виды деятельности ( различные сочинения), проходит больше в 3-4 классах.

Использую на уроках тесты, игры и упражнения, направленные на развитие памяти,

внимания, наблюдательности, логического мышления, способствующие развитию

пространственного восприятия. Развивающие задания включают в себя следующие

направления: формирование общеинтеллектуальных умений( операции анализа,

сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость

мыслительных процессов). Практически каждый раздел курса русского языка начальной

школы содержит возможность включения творческих заданий. Можно с уверенностью

сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании

познавательных интересах младших школьников. Главный стимул детского творчества –

огромная радость, которую оно даёт ученику и учителю. На уроках русского языка

провожу творческие работы различных жанров: записки, письма, поздравления,

кулинарные рецепты, песенки, сказки, изложение с продолжением, сочинения,

поэтические , исследовательская деятельность и.т. д.. Во втором классе учимся писать

записки. После того, как дети открыли, что такое записка ( короткое сообщение, которое

состоит из обращения, сообщения и подписи), даю различные задания: Напиши записку

другу, используя слова – подсказки ( приходи, заходи, за мной, до встречи и подписи);

записку учительнице( сообщение, просьбу, приглашение); записку маме. И дети пишут.

Лёня! Приходи ко мне на день рождения 12 мая в 4 часа. Витя. Мама! Не беспокойся я в

гостях у Арины. Появление того или иного жанра на конкретном этапе обучения

обусловлено течением детской жизни. Это даёт возможность школьникам реально

применить свои речевые умения, понять, что всё, чему учатся в школе, действительно

востребовано в практике общения. Например, приближается праздник 8 Марта. Дети

пишут поздравления друзьям, родителям. Конечно, предварительно они узнали, как

пишется поздравление: обращение, поздравление, пожелание, подпись. Сначала эти виды

работ учатся выполнять в тетрадях, затем подписывают открытки, которые дарят в день

праздника. Например. Милая мамочка! Поздравляю с праздником весны! Желаю быть

всегда здоровой и радостной. Обещаю всегда тебя слушаться. Твоя дочь Лера. Интересна

для детей работа над кулинарным рецептом. Написание рецепта воспринимается

ребёнком, как руководство к реальному действию, которое готовит их к жизни, позволяет

почувствовать свою самостоятельность. Такой конкурс кулинарных рецептов на тему «

Полезное блюдо» проводили в 3 классе. Особое место в системе развития речи учащихся

занимают сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих

способностей ребёнка. Использую сочинения разных видов: сочинение по началу

(придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых все слова с одним

слогом. Особенно увлечённо работают ученики над следующими темами сочинений.

« Если бы я был волшебником», « Приключение осеннего листика», « Мой маленький

друг», «Письмо первой снежинки» и.т.д. Например. Жили - были снежинки. Все

снежинки были сёстрами. Одна из них была не такой как все, она всё время грустила.

Жили снежинки в туче. Однажды они решили отправиться на землю, там снежинки

встретили других снежинок , которые летали над городом. А когда снежинки полетели

домой , грустная снежинка вдруг упала , а упала прям на мирного, спящего щенка. Через

пару секунд снежинка очнулась, она испугалась щенка и отлетела подальше от него. А

щенок, наоборот, протянул ей свою лапку и подхватил её. Снежинка поняла, что щенок

хочет с ней подружиться. Так снежинка и щенок стали друзьями. (Лисичникова Ольга)

В условиях социальной конкуренции человеку необходимо уметь творчески применять

те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать свою деятельность

таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо

привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого

деятельность должна носить творческий характер. Поскольку у учащихся начальной

школы происходит развитие причинного мышления, то цель предлагаемых упражнений и

заданий - развитие детской фантазии, языкового чутья, умение сочинять рассказы, сказки,

стихи.

Поэтические минутки. Предлагаю поиграть в игру « Буриме». Дети придумывают стишки

или песенки на заданные рифмы. Кошка-гармошка, молочком-язычком, картошка- окошко,

огурец- молодец.

Лежит на крыше кошка, Посмотрели мы в окошко.

Растянулась как гармошка. Расцвела уже картошка.

Небылицы:.» Ой какие чудеса! Красно-жёлты небеса! Ах, там клуша бьёт баклуши. В

море красном кот плывет. Кит на суше тонет в луже и на помощь всех зовёт. Вот такие

чудеса в красно – жёлтых небесах! В небесах летит свинья, ест рогалик тихо. А свинята ей

кричат: Дай-ка нам, свиниха!» (Скорик Яна)

Во втором классе дети с удовольствием сочиняют шумелки, кричалки, ворчалки.

Кричалка: «Надоело мне лениться. Да! Да! Да! Лучше буду я трудиться: Делать уроки,

буду читать, много пятёрок буду получать Да! Да! Да!» Шумелка: «Надоело мне молчать.

Буду лучше я кричать. А-а-а-а! У-у-у Я не так ещё могу.»

Игры: игра «Определение» В эту игру можно играть группами. Группам раздаются

слова ( ромашки, одуванчик, автобус и.т.д.) Предлагается в течении одной минуты

рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя

называть своё слово и жестикулировать руками. Игра «Вырази мысль другими словами»

Берётся несложная фраза. Например: « Нынешняя зима будет очень снежной» Надо

предложить варианты передачи той же мысли другими словами, однако ни одно слово

данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Ответы детей. «В

зимние каникулы мы сможем кататься со снежной горы на санках», « Летом будет богатый

урожай хлеба». Игра «Хорошо- плохо» Каждое событие оценивается с двух позиций: с

хорошей и плохой. Например: Драка. Хорошо. Сумел постоять за себя. Защитил слабого,

Показал, кто здесь главный. Плохо. Порвал рубаху. Опять будут ругать родители. Игра « Я

начну, а ты продолжи»предполагает досказывание строчек. Например: Учитель : Осень

золотая в гости к нам пришла. Ученик: Раскрасила деревья. Ненастье принесла. Второй

ученик: Все цветы завяли. Пчёлы загрустили и.т.д.

Учимся придумывать сказки по опорам. Придумай главного героя и сочини про него

сказку. Метод контрольных вопросов облегчит процесс творчества. Так же он позволит

ребёнку удержать общую логику сказки. Например: ( Кто это был?) Жил-был ежик.( Как

он выглядел?) Он был маленький, колючий и очень одинокий. ( Куда он пошёл?) Решил

поискать себе друзей. Побежал мимо чащи на опушку леса. ( Кого он встретил?) Вдруг

видит, навстречу ему идёт зверь на длинных ногах и с большими рогами. и.т.д. Такая

работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим

средством развития чувства юмора. Предложенные задания носят не оценочный, а

обучающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие

качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования

полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это внимание, восприятие,

воображение, различные виды памяти и мышление.

Активизировать процесс развития творческого мышления может исследовательская

деятельность на уроке. Она дает возможность учащимся осваивать новые знания и

применять их в самых разных сферах жизни.

Исследовательская деятельность –

деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с

заранее неизвестным решением.

Учителя начальных классов хорошо знают, как важно заинтересовать детей на уроке,

сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи,

которые не вызывают энтузиазма у детей. Например. Одной из таких задач является

процесс запоминания слов с непроверяемым написанием.

Работа над словарными словами проходит в четыре этапа, каждый из которых призван

решать конкретную задачу:

1.

Введение слова с непроверяемым написанием.

2.

Работа над запоминанием слова, включение в активный словарь ребенка.

3.

Тренировочный

4.

Проверка уровня усвоения словарных слов.

Одним из видов проверки могут быть индивидуальные творческие проекты.

(Презентация )

На одном из уроков русского языка ( можно взять словарное слово в начале урока и

провести его через все этапы.

1.Детям была предложена загадка к слову ветер.

2.На минутке чистописания писали узор с буквой В.

3.Подобрали однокоренные слова, получили этимологическую и лексическую справку,

прочитали отрывки из стихотворений со словом ветер

4.Составили стихотворение по картинке.

5.На этапе закрепления был предложен небольшой диктант с заданиями о ветре. На уроке

дети не только запомнили слово, но и узнали много нового о ветре. Домашнее задание

-предлагается составить проект с любым словарным словом по плану: 1 Слово 2.Загадка с

этим словом 3.Стихотворение 4. Толкование 5. Звуковой анализ 6. Однокоренные слова 7.

Этимология 8. Пословицы 9. Фразеологизмы . Эта работа предполагает работу с разными

видами словарей.

Полученные в учебном процессе знания и умения работы над проектом стараемся

применить во внеурочной деятельности. Так в летнем оздоровительном лагере ребята

работали над проектом « Особенности еврейской сказки»

Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может

предвидеть затруднения, составит план несложной работы. Несложность проектов

обеспечивает успех их выполнения, дает силы и желание работать над другими

проектами. Этот метод работы позволяет учащимся приобретать знания, помогает связать

то новое, что узнают дети, с чем – то знакомым и понятным из реальной жизни. Таким

образом, проектная деятельность, организованная в форме дидактической игры, отвечает

возрастным потребностям учащихся, мотивирует их познавательную деятельность,

одновременно позволяя учителю решать свои задачи: учить детей ставить перед собой

цель, планировать работу, анализировать материал и делать выводы.

Личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере,

которая царит вокруг него. И развитие творческих начал личности будет способствовать

сотрудничеству учителя и ученика. На уроке будет царить радость сотворчества, если дать

каждому почувствовать, что он способен, что у него есть своя искорка.

Использованная литература.

1.Бардин К В. Чтобы ребенок успешно учился.

2. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования.

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.



В раздел образования