Автор: Саидова Эльвира Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Хлыстовский детский сад" ЕМР РТ
Населённый пункт: д. Хлыстово Елабужского района Республики Татарстан Российской Федерации
Наименование материала: Статья
Тема: Интеграция образовательных областей посредством коллекционирования в условиях малокомплектного детского сада
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Хлыстовский детский сад» ЕМР РТ
Статья воспитателя
Саидовой Эльвиры Магомедовны
на тему:
Интеграция образовательных областей посредством
коллекционирования в условиях малокомплектного детского сада
Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) —
деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть
систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как
правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть
произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения,
кинофильмы, видеоигры), историко-культурные и технические ценности и
предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели, автомобили) или
объекты природы (насекомые, минералы, раковины моллюсков, цветы).
Коллекционирование предполагает:
выявление,
сбор,
изучение,
систематизацию материалов,
чем оно принципиально отличается от простого собирательства.
Впервые термин «коллекционирование» был использован Цицероном
примерно 2000 лет назад. Именно этот знаменитый древний оратор
употребил слово «коллекция», назвав сборник разных предметов,
объединенных в одно собрание по какому-то признаку. В нашей стране
впервые признаки коллекционирования появились в X веке. Русские
коллекционеры этой эпохи собирали рукописи и хранили их в монастырях
или храмах. Коллекционную деятельность относят к методам формирования
у ребенка научных понятий и к познанию окружающего мира.
Академик Иван Петрович Павлов говорил: «Коллекционирование – это
школа воли, рефлекс цели, имеющий огромное жизненное значение»
Модернизация современного дошкольного образования дает нам –
педагогам свободу в выборе форм и методов обучения детей дошкольного
возраста. В ФГОС ДО заложены целевые ориентиры на этапе завершения
уровня дошкольного образования: одним из которых, является развитие
любознательности, познавательной активности. Главным результатом
современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это
способствовало его развитию, формированию интегративных качеств
личности.
Работая в детском саду, я заметила, что есть дети активные,
любознательные, стремящиеся все узнать. А есть и малообщительные и
застенчивые, тревожные. Я задалась вопросом: как развить в детях
познавательную активность, которая, характеризуется стремлением
проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации
о них. Как же их заинтересовать, найти общее дело, которое бы увлекло всех
детей независимо от уровня их индивидуального развития и темперамента? И
тут я вспомнила о своем давнем увлечении, начало которому было положено
еще в раннем возрасте, и которое живет во мне и по сей день - это
способность к коллекционированию. Именно этим я и решила заняться с
моими воспитанниками, так как считаю, что коллекционирование - одна из
эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, средство
развития познавательных и исследовательских способностей.
Цель моей работы: развитие познавательно-исследовательских
способностей и интересов, социально-коммуникативных, физических,
художественно-эстетических навыков детей старшего дошкольного возраста
через коллекционирование.
Для достижения поставленной цели я выделила ряд задач:
изучить научно-методическую литературу, разработать содержание
детских коллекций; создать условия для развития детского
коллекционирования;
развивать любознательность и познавательную активность детей;
способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного
возраста;
учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять
главное.
Заинтересовать детей и родителей собиранием коллекций;
Закреплять полученные навыки в других видах деятельности.
Коллекционирование – это процесс, включающих в себя четыре
последовательных этапа:
1. Осознание идеи коллекционирования детьми и их родителями
2. Организация совместной с родителями или воспитателями детской
деятельности
3. Продуктивная деятельность дома или детском саду
4. Презентация выставки собранных предметов.
В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими
принципами:
1. Принцип доступности. Учитываю особенности психического и
физического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Принцип систематичности и последовательности. Разработала
перспективный план непосредственной деятельности с детьми,
перспективный план тематических выставок.
3. Принцип научности. Руководствуюсь в своей работе только проверенными
методиками
и
разработками,
преподношу
детям
научно
обоснованные
данные.
4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использую в своей
работе методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности
ребенка.
5.
Принцип
творческой
активности.
Использую
приемы
активизации
творче ской,
познавательной,
исследовательской
активно сти
в
непосредственной деятельности с детьми.
6. Принцип наглядности. В своей работе с детьми применяю информационно
коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения, подбираю материал
эстетично оформленный.
7. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм
работы с детьми. В непосредственной деятельности с детьми использую
разнообразные формы работы.
Что только не хранится в карманах наших детей. Познавая мир, они
приносят
домой,
в
детский
сад
все,
что
их
заинтересовало:
листики,
камушки,
стеклышки,
ракушки,
крышечки,
фантики
от
конфет
и
прочие
всякие
вещи,
также
нужные
с
точки
зрения
ребенка.
Родители
же,
как
правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с
улицы
поменьше
мусора,
не
осознавая,
что
с
такого
невинного
собирательства
начинается
полезное
во
всех
отношениях
дело–
коллекционирование.
Чем же оно полезно?
Во
–
первых,
собирая
коллекцию,
ребенок
занимается
познавательно-
исследовательской
деятельностью,
У
него
возникает
желание
побольше
узнать о предметах своей коллекции.
Во
–
вторых,
таким
способом
тренируется
детская
память,
внимание,
интеллект, развивается аккуратность и бережливость.
В–
третьих,
показывая
свою
коллекцию
друзьям,
обмениваясь
с
ними
интересными экспонатами, малыш учится общению.
Дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что –
нибудь целенаправленно. Самый верный способ заинтересовать детей - это
самому увлечься этой идеей. И моя задача была не только увлечь их идеей
создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Выбирали темы,
исходя из интересов самих детей. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем,
что ему не нравится.
Понимаю дошкольников, доступны самые разные коллекции. Можно
выделить домашние и коллективные группы коллекций. Домашние коллекции
очень привлекают детей: различные статуэтки, коллекция слоников, часы,
монеты, почтовые марки. Эти экспонаты отличаются хрупкостью и больше
пригодны для любования, с ними желательно не играть. Они привлекательны
еще
и
тем,
что
ребенок
испытывает
чувство
гордости
за
свою
семью,
родителей.
Коллективные коллекции собираются группой детей и воспитателем. Это
временные и длительные коллекции.
Временные - это тематические коллекции, собранные на ограниченный
промежуток
времени.
Например,
дети
собирают
коллекции
из
осенних
листочков, что помогает им запомнить, что свойственно этому времени года;
семена
различных
растений.
Главное
в
этого
рода
коллекциях–
чувство
эстетики и развития вкуса. Эти коллекции недолговечны.
Очень важно не просто расстаться с такой коллекцией, выбросив ее, а
выполнить какую – то коллективную работу: панно из осенних листьев,
семян, сухоцветов.
Длительные коллекции – коллекции из камней, игрушек, ракушек,
фантиков, открыток, бус, магнитиков, пуговиц. Эти предметы всегда можно
потрогать, рассмотреть, понюхать. Также их удобно использовать для игры.
Особо хочется сделать акцент на том, что коллекционирование,
проводимое с детьми, имеет свои особенности, исходящие из мышления
дошкольников.
Преобладающим
мышлением
этого
возраста
является
наглядно-образное и наглядно-действенное.
Из
этого
следует,
что
коллекции
должны
быть
визуальными
и
поддающимися
манипуляциям.
Если
предметы
коллекции
нельзя
взять
в
руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая
коллекция
перестает
быть
интересной.
Коллекции
из
машинок
мы
используем для игры. Игрушки из киндер–сюрпризов хорошо подходят для
сюжетной игры. Камни и ракушки дети могут брать, рассматривать, трогать,
показывать другим людям. Коллекцию мячей используем для физического,
коллекцию
природного
материала
для
художественно-эстетического,
коллекцию кукол, киндер-сюпризов для речевого развития. Моя задача была
научить детей замечать во всех этих предметах что–то особенное, необычное,
относится к экспонатам бережно, складывать все на свои места.
Достоинством
коллекционирования
можно
также
считать
его
интегрированность с:
1) занятием по формированию элементарных математических представлений:
дети
с
удовольствием
пересчитывают
экспонаты,
расставляют
их
по
величине, сравнивают по цвету и т. д.
2)
с
экологическим
воспитанием:
многие
коллекции
объединяет
экологическая тематика.
3)
сенсорным
развитием:
при
исследовании
коллекций
становится
возможным
развитие
всех
органов
чувств,
рецепторов:
зрительный,
тактильный, обонятельный т. д.
Начало нашим коллекциям положила коллекция «Природного материала»,
благодаря
которой
в
группе
появилось
множество
интересных
поделок,
композиций, аппликаций.
Следующую
коллекцию
предложили
собирать
дети–
«Морская
коллекция»,
подключились
родители,
друзья,
воспитатели
всего
детского
сада. Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно
собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств.
Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое
собирательство
имеет
дополнительный
плюс:
оно
делает
ребёнка
более
внимательным,
вдумчивым
наблюдателем,
учит
его
любить
и
беречь
окружающую
природу,
расширяет
кругозор:
(Дидактическая
игра
«Что
лишнее»
(Классификация
по
величине).
Конструирование
по
замыслу
из
ракушек: «На дне». Моделирование из ракушек с использованием материалов
других коллекций: «Чудеса, да и только…»).
У нас в группе есть мальчик по имени Тимур, который замечает на
прогулке все, что лежит под ногами: камни, палочки, стеклышки. Так пришла
идея
собирать
коллекцию
камней.
Остальные
дети
тоже
стали
искать
камешки на участке детского сада, по дороге домой, из дома. Дети стали мне
говорить о необычности этих камешков (по цвету, форме) просили взять в
нашу
коллекцию.
Мы
вместе
обсуждали,
где
был
найден
тот
или
иной
камень, чем он их заинтересовал, на что похож.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование дело необычно
увлекательное, но в то же время серьезное, кропотливое я организую свою
работу так, чтобы результаты ее были видны и очевидны: мы устраиваем
выставки, где дети – экскурсоводы с увлечением и гордостью показывали
экспонаты выставки коллекций, в глазах родителей был виден неподдельный
интерес, чувство радости за своих детей.
Работа по коллекционированию являлась предпосылкой для создания
опытно- экспериментального центра (уголка) «Почемучки», где дети узнают
о свойствах собранных ими предметов-коллекций, где решаются задачи по
всем образовательным областям и четко прослеживается интеграция.
Результат: повысился уровень познавательного развития, социально-
коммуникативные навыки, расширился кругозор, мыслительные операции,
анализ, сравнение, творческие способности. Хочется отметить, повысилась
активность родителей в жизни группы.
Для себя я сделала вывод: метод коллекционирования - это удивительное
умение,
видеть
необычное
в
обычном,
встрече
с
«чудом»,
поэтому
в
дальнейшем буду поддерживать интерес детей к коллекционированию