Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 с.Янтиково"
Населённый пункт: с. Янтиково Янтиковский район Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Ранняя профориентация дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Ранняя профориентация дошкольников
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом
взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с
простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают
навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами,
помогают накрывать на столы, убирают игрушки.
Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные
поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера
родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где
родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают
детям о работе. Родители должны осознать, что их собственное добросовестное отношение
к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих
оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример
взрослых - это для ребенка очень важный стимул.
Ранняя профориентация в настоящее время является важным направлением работы
образовательных учреждений нашего города. Профессиональная ориентация - это система
мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и
способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии,
наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо
знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со
спецификой различных профессий, прежде всего, с профессиями, связанными со
спецификой родного города, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также
интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает
информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в
будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все
закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе.
Алгоритм ознакомления с профессией состоит из следующих моментов: название
профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудия труда, трудовые
действия, личностные качества, результат труда, польза труда для общества.
Система знаний о труде взрослых предполагает знакомство с конкретными трудовыми
процессами, а именно: цель и мотив труда, предмет (материал) и орудия труда (трудовое
оборудование, инструменты), трудовые действия, промежуточные результаты труда,
итоговый результат труда.
В рамках взаимодействия с родителями в ДОУ организовали создание банка данных о
профессиях родителей, анкетирование родителей, бабушек и дедушек по данной теме,
проводятся совместные мероприятия детей и родителей: развлечения «В мире профессий»,
«Чья профессия нужней, интересней и важней»; экскурсии в социальные учреждения и
предприятия, где трудятся мамы и папы (опыт подобного общения может оставить
неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии), участие родителей с детьми
в различных конкурсах и проектах. Практикуется оформление и постоянное обновление
информационного блока «Профессии моих родителей», которые учат наших воспитанников
гордиться профессией родителей; совместное пополнение атрибутов для организации
сюжетно - ролевых и театрализованных игр с профориентационной тематикой; собрания
видеоматериалов: «Профессии», «Предприятия Чувашии». Вопросы ранней
профориентации рассматриваются на родительских собраниях и конференциях, проводятся
тренинги и семинары; совместная образовательная деятельность с активным участием
родителей, «Дни открытых дверей» для родителей; оформляются папки – передвижки для
родителей «Что рассказывать детям о профессиях»; выставки детских работ по
изодеятельности: «Моя любимая профессия», «Профессии моих родителей», «Ремесла на
Руси». Стало популярным самоиздание мини-книг «Все профессии нужны, все профессии
важны» родителей и воспитанников старших групп, где родители рассказывают о своих
профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и
песен о профессии.
Очень важно выстраивание рефлексивной деятельности (изобразительной, речевой,
игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате
ознакомления с профессиями в таких видах детской активности, как сюжетное рисование
после проведенных наблюдений, экскурсий; конструирование, лепка, аппликация орудий
труда, инструментов, оборудования; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
составление рассказов из опыта иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в
детские книжки; выстраивание макетов предприятий после серии экскурсий, конкурсы
рисунков и фотографий; КВН с детьми и родителями «Моя будущая профессия» и т. д.
В перспективе ДОУ ставит задачи совершенствования профориентационной работы в
детском саду с использованием современных педагогических технологий (ИКТ-технологий,
использования промышленного и социального туризма), создания предметно-развивающей
среды, способствующей освоению знаний о профессиях (открытие в детском саду
различных центров, где дети будут не только знакомиться с профессиями, но и постигать
азы мастерства: «Кулинария», «Центр строительства», «Центр природы и естествознания»),
организации работы мини-музеев или уголков профориентации и трудового воспитания, где
проводятся циклы познавательных занятий, развлечения, встречи с родителями, с
наличием наглядных пособий, атрибутов для игр в профессии, рабочих инструментов и
форм разных специальностей.