Напоминание

Ранняя профориентация дошкольников


Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 с.Янтиково"
Населённый пункт: с. Янтиково Янтиковский район Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Ранняя профориентация дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ранняя профориентация дошкольников

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом

взрослых, воспитание уважения к нему. Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с

простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают

навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами,

помогают накрывать на столы, убирают игрушки.

Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные

поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера

родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где

родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают

детям о работе. Родители должны осознать, что их собственное добросовестное отношение

к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих

оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример

взрослых - это для ребенка очень важный стимул.

Ранняя профориентация в настоящее время является важным направлением работы

образовательных учреждений нашего города. Профессиональная ориентация - это система

мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и

способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии,

наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо

знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со

спецификой различных профессий, прежде всего, с профессиями, связанными со

спецификой родного города, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также

интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает

информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в

будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все

закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе.

Алгоритм ознакомления с профессией состоит из следующих моментов: название

профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудия труда, трудовые

действия, личностные качества, результат труда, польза труда для общества.

Система знаний о труде взрослых предполагает знакомство с конкретными трудовыми

процессами, а именно: цель и мотив труда, предмет (материал) и орудия труда (трудовое

оборудование, инструменты), трудовые действия, промежуточные результаты труда,

итоговый результат труда.

В рамках взаимодействия с родителями в ДОУ организовали создание банка данных о

профессиях родителей, анкетирование родителей, бабушек и дедушек по данной теме,

проводятся совместные мероприятия детей и родителей: развлечения «В мире профессий»,

«Чья профессия нужней, интересней и важней»; экскурсии в социальные учреждения и

предприятия, где трудятся мамы и папы (опыт подобного общения может оставить

неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии), участие родителей с детьми

в различных конкурсах и проектах. Практикуется оформление и постоянное обновление

информационного блока «Профессии моих родителей», которые учат наших воспитанников

гордиться профессией родителей; совместное пополнение атрибутов для организации

сюжетно - ролевых и театрализованных игр с профориентационной тематикой; собрания

видеоматериалов: «Профессии», «Предприятия Чувашии». Вопросы ранней

профориентации рассматриваются на родительских собраниях и конференциях, проводятся

тренинги и семинары; совместная образовательная деятельность с активным участием

родителей, «Дни открытых дверей» для родителей; оформляются папки – передвижки для

родителей «Что рассказывать детям о профессиях»; выставки детских работ по

изодеятельности: «Моя любимая профессия», «Профессии моих родителей», «Ремесла на

Руси». Стало популярным самоиздание мини-книг «Все профессии нужны, все профессии

важны» родителей и воспитанников старших групп, где родители рассказывают о своих

профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и

песен о профессии.

Очень важно выстраивание рефлексивной деятельности (изобразительной, речевой,

игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате

ознакомления с профессиями в таких видах детской активности, как сюжетное рисование

после проведенных наблюдений, экскурсий; конструирование, лепка, аппликация орудий

труда, инструментов, оборудования; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

составление рассказов из опыта иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в

детские книжки; выстраивание макетов предприятий после серии экскурсий, конкурсы

рисунков и фотографий; КВН с детьми и родителями «Моя будущая профессия» и т. д.

В перспективе ДОУ ставит задачи совершенствования профориентационной работы в

детском саду с использованием современных педагогических технологий (ИКТ-технологий,

использования промышленного и социального туризма), создания предметно-развивающей

среды, способствующей освоению знаний о профессиях (открытие в детском саду

различных центров, где дети будут не только знакомиться с профессиями, но и постигать

азы мастерства: «Кулинария», «Центр строительства», «Центр природы и естествознания»),

организации работы мини-музеев или уголков профориентации и трудового воспитания, где

проводятся циклы познавательных занятий, развлечения, встречи с родителями, с

наличием наглядных пособий, атрибутов для игр в профессии, рабочих инструментов и

форм разных специальностей.



В раздел образования