Автор: Король Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Специальная (коррекционная) школа-интернат"
Населённый пункт: ЕАО, п. Бира
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гостеприимные хозяева, вежливые гости"
Раздел: начальное образование
Областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная
(коррекционная) школа-интернат»
Воспитатель: Король О.В.
2014-2015 год
Гостеприимные хозяева, вежливые гости
Цели:
формирование навыка вежливого приветствия и прощания, выражения
благодарности;
формирование положительных эмоций с помощью специально созданной ситуации
– сюжетно-ролевой игры;
воспитание культуры поведения и общения на примерах образцового или
неправильного поведения.
Ход занятия
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя…
- «Я, я, я» - Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»
И так на земле появилась семья.
Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают
заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
У каждой семьи есть традиции. Мы много говорили о семейных традициях. Для чего
они нужны? (Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была дружной, крепкой)
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из
поколения в поколения. Но главное, они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы был
родной дом.
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие
праздники принято отмечать в семьях?
(Слово детям)
В моей семье тоже есть традиции – мы вместе отмечаем Новый год, день рождения
каждого члена семьи, масленицу и вообще мы большие любители отдыха на природе, на
берегу речки.
Наша группа – тоже маленькая семья. У нас тоже сложились свои традиции.
Сегодня поговорим о главной традиции русских людей – гостеприимство и проведем
праздничное чаепитие. Сначала мы будем хозяевами.
Обычай ходить в гости такой же древний, как и обычай здороваться друг с другом.
Гостеприимство – национальная черта русских людей. В русских семьях принято угощать
гостя чаем.
Прием гостей – хлопотное дело, поэтому хозяева готовятся к приему гостей очень
тщательно. Рассмотрите внимательно картинки–схемы с планом подготовки к приему
гостей и скажите, что сначала необходимо сделать, а что потом.
Дети обсуждают и определяют порядок подготовки.
Картинки–схемы:
– наведение порядка в доме;
– приготовление угощения;
– придумывание игр;
– сервировка стола;
– одевание праздничной одежды
Мы с вами определили порядок подготовки к приему гостей. А теперь посмотрите
на нашу комнату и скажите, все ли готово к приему гостей?
В определенной части комнаты, желательно на ковре разбросаны игрушки, на стуле
лежит одежда и т.д.
Дети выполняют действия, сопровождаемые комментированием воспитателя и
объяснением детей.
1.
Убирают разбросанные игрушки, вытирают пыль на столе.
2.
Выбирают игры, нарисованные на картинках, в которые можно играть в доме.
3.
Накрывают на стол, сверяясь со схемой сервировки стола.
4.
Готовятся к приему гостей, украшая себя
Вот мы с вами готовы к приему гостей. Но сначала мне бы хотелось вспомнить о
словах, которыми вежливые хозяева встречают гостей. Перед вами лежат карточки со
словами, вам необходимо их прочитать и выбрать нужные слова.
Дети читают и выбирают правильный вариант, который затем вывешивается на доске.
– Здравствуйте, гости дорогие!
– Как я рад.
– Проходите, пожалуйста.
– Спасибо, красивый подарок.
– Угощайтесь, пожалуйста.
– Зачем вы пришли?
– Мне грустно.
– Не заходите.
– Мне не нравится подарок.
– Не ешьте конфеты.
Очень хорошо, молодцы. Можно с уверенностью сказать, что вы будете очень
вежливыми хозяевами. Наступило время поговорить и о гостях. Скажите, что делают
люди, которых пригласили в гости?
Дети называют варианты
Наступила пора вспомнить правила поведения в гостях. Перед вами картинки-
схемы правил поведения. Выберите правильные варианты и объясните свой выбор.
Слайды с картинки-схемы с правильным поведением и неправильным:
– За столом сиди красиво.
– Ешь аккуратно.
– Попроси соседа, если угощение
далеко.
– Вытирай пальцы и рот салфеткой.
– Будь веселым и вежливым.
Мальчик сидит аккуратно.
Дети сидят неряшливо.
Девочка ест аккуратно.
У мальчика брызги летят в разные стороны.
Мальчик подает блюдо девочке.
Мальчик тянется через стол.
Девочка вытирает рот салфеткой.
Мальчик облизывает пальцы.
Дети вежливо разговаривают.
Мальчик сидит, повесив голову.
В гости идут с подарками. Прежде чем мы отправимся в гости, нам нужно выбрать
подарки в нашем магазине. При выборе подарка можно дать только один совет.
Постарайтесь взять то, что действительно доставит удовольствие и будет необходимо.
Дети выбирают в магазине предметы, которые можно использовать в качестве
подарки.
Мы с вами повторили, какими должны быть хозяева и гости. А теперь я предлагаю
поиграть в игру “День рождения Наташи”.
Разыгрывается сценка. Девочка накрывает стол.
Сегодня день рожденья
Не чей-нибудь, а мой.
И я бегу скорее
Домой, домой, домой.
Там ждут меня подарки
От всех моих друзей:
Куклы, книги, марки –
Не комната – музей!
Я всем скажу спасибо
И позову за стол.
Пусть без подарка даже –
Улыбки хватит мне.
Я стала сегодня старше
И, может быть, умней.
И, кажется, сильней!
И, кажется, длинней!
И, кажется, взрослей!
Наташа. Все сумею, все сумею, все сумею сделать.
Ведущая. Прежде чем на стол поставить чашки и конфетки, хорошо бы постелить чистые
салфетки.
Наташа. Чашки, ложки ставлю в ряд, чай готовлю для ребят.
Ведущая. Чтобы понял каждый гость очень ему рады.
Наташа. Я поставлю здесь цветы, будет стол нарядным.
Ведущая. Что же гости? Я скажу от всей души, наши гости хороши. Как смотреть на них
приятно, все одеты так нарядно. Проходите гости, а ты, Марина, встречай гостей.
Дети – гости заходят по одному, произносят слова поздравления, вручают подарки, в
ответ Марина произносит вежливые слова при встрече гостей. Дети рассаживаются за
столом.
Ведущая. Гости в сборе, честь по чести, самовар стоит на месте, чашки яркие при нем,
чаепитие начнем.
Наташа. Пожалуйста, чай, конфеты, варенье, берите, пожалуйста, угощение. Извольте
откушать домашний пирог, отведать печенье, пирожное, сок.
Гости. Спасибо хозяйке, угощение знатное, и пирожное очень приятное. Тают во рту и
пирог, и печенье. Вышло на славу и ваше варенье.
Ведущая. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и весело. Как славно в гостях, как
вкусно в гостях,
В гостях замечательно весело.
А вы почему, свой нос почему,
Свой нос почему вы повесили?
Ведь это не зонт, не шляпа совсем –
Вы знаете это без песенки.
А вы между тем, в гостях, между тем!
Зачем-то свой носик повесили?!
Иль зубы болят, неужели болят?
Иль туфли надели вы тесные?
Но если все так, пусть даже и так!
В гостях надо выглядеть весело!
Предложить игру на празднике.
Ведущая. Вот и закончилась игра, расходится нам пора, поиграли и попели, развлекались
хоть куда.
Гости. За сердечность нашей встречи мы благодарим сейчас. Спасибо за приятный вечер,
приглашаем в гости вас.
Ведущая. Приятно говорить слова такие своим друзьям, прощаясь у дверей.
Наташа. Я вам так рада, гости дорогие! Вы снова приходите поскорей.
Ведущая. Вот и закончился наше занятие. Можно с уверенностью сказать, что вы самые
гостеприимные хозяева и вежливые гости.
Областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная
(коррекционная) школа-интернат»
Подготовила и провела: Король О.В.
2014-2015 год