Автор: Норин Дмитрий Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ Каскаринская
Населённый пункт: с. Каскара Тюменской обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Поход на игровую поляну"
Раздел: начальное образование
Приступая к работе в начальной школе поставил перед собой задачу, что
уроки физической культуры должны быть интересными, содержательными и
иметь межпредметные связи. Поэтому стал составлять и проводить сюжетно-
игровые уроки. Вот пример одного из уроков, который называется «Поход на
игровую поляну».
Задачи:
1. Совершенствовать навыки в преодолении препятствий.
2. Формировать навыки ритмичной, равномерной ходьбы.
3. Развивать ловкость, силу, быстроту, игровую выносливость.
4. Содействовать воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи и
дисциплинированности.
5. Воспитывать творческое отношение к игре.
6.
Прививать
детям
культуру
поведения
в
лесу,
учить
бережно,
относиться ко всему, что там растёт и живёт.
Время: 45 мин.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование и инвентарь: Скамейки, аудиотехника.
Наглядные пособия: эко - знаки. (На стенах спортзала прикреплены
цветы, грибочки, деревья и зверюшки.)
Подготовительная часть (13 мин.).
Построение, приветствие. Следить за равнением в шеренге.
Учитель: «Ребята, сегодня мы отправляемся в лес на игровую - поляну.
Путь предстоит трудный, опасный, но интересный.
Одеваем рюкзаки»
(имитация).
Звучит строевая команда: «Направо! В обход налево шагом марш!».
Дети
выполняют
поворот,
в
колонне
идут
по
кругу.
Следить
за
четкостью выполнения.
Учитель: Мы с вами подходим к лесу и видим эко – знак. Что он
обозначает? (1. знак)
Ученики: Экологическая тропа (ответы детей).
Учитель: Вы знаете, как нужно ходить по тропинке?
Учащиеся: …По тропинке нужно ходить друг за другом.
Учитель: Почему?
Учащиеся: …. Чтобы не вытаптывать растительность в лесу.
Учитель: Вы сможете так пройти?
Учащиеся: Да
Учитель: Мы идем по узкой лесной тропинке. Посмотрите вокруг,
справа и слева от нас высокие сосны, белоствольные березы и другие
деревья,
дающие
нам
кислород.
В
лесу
самый
чистый
воздух.
Это
полезно для здоровья. Вдохните глубоко: вдох… выдох… вдох…выдох…
Учащиеся делают глубокий вдох, разводя руки через стороны вверх, и
подтянувшись
на
носках
(спина
прямая), выполняют
выдох,
опуская
руки вниз (6-7 раз). Идут по тропинке.
Учитель: Ребята,
давайте
остановимся
и
послушаем
звуки
леса.
(вкл.
аудиотехника).
Ребята слушают звуки леса. После обсуждают, как надо вести себя в лесу.
Затем продолжают идти по тропе.
Учитель: Тропа заканчивается, впереди большой овраг. Давайте спустимся к
ручью".
Учащиеся спускаются по склону оврага. Идут осторожно,
повернувшись
боком, вынося вперед правую ногу и затем приставляя к ней левую.
Ноги
полусогнуты, руки слегка приподняты.
Учитель: "Посмотрите! Чьи-то заботливые руки перекинули через ручей
бревно. Пойдем по нему".
Учащиеся идут друг за другом по гимнастической скамейке, вытянув прямые
руки в стороны.
Учитель: "Бревно закончилось. А впереди еще вода, но бояться нечего. Здесь
неглубоко. Можно пройти по воде".
Учащиеся поочередно осторожно вступают в воду и идут, высоко поднимая
колени. Спина прямая, руки на пояс.
Учитель: "А сейчас нужно преодолеть топкое место. Чтобы не увязнуть,
старайтесь прыгать с кочки на кочку".
Учащиеся, преодолевая трясину, прыгают с кочки на кочку, выполняя прыжки
с ноги на ногу с продвижением вперед. Толчок с носка, высоко поднимая колено.
Приземляться, слегка сгибая ноги в коленях.
Учитель: "Отлично. Ну а теперь вперед и вверх. Выберемся из оврага".
Учащиеся, имитируя подъем по склону оврага, выполняют ходьбу в упоре стоя
согнувшись.
Учитель: Ноги в коленях не сгибать…. Впереди у нас привал на маленькой
полянке. Ровным строем, к ней бегом марш! (учащиеся медленно бегут друг за
другом). Переходим на быструю ходьбу, медленную, восстанавливаем дыхание
- игра
«Филин».
Учащиеся восстанавливают дыхание.
Учитель показывает 2 Эко - знак. Где дети отвечают, что он обозначает.
Учитель: вот мы и добрались до места, где можно спокойно
полюбоваться природой. Группа стой раз, два. На поднятые в стороны
руки разомкнись. Устали наши спины. сняли рюкзаки (имитация).
Учитель показывает 3 Эко – знак. Дети отвечают.
Затем ОРУ проводит один из учеников.
Основная часть (27 мин.).
Учащиеся надели рюкзаки, идут дальше.
Учитель:
Ребята,
что
такое?
Я
чувствую
запах
дыма,
где
—
то,
наверное, не потушили костер. Поспешим туда!
Учащиеся бегут
строем друг
за другом, переходят на ходьбу,
перестраиваются в 2 колонны. Поворот.
Учитель:
Нужно
быстро
затушить
его,
пока
не
случился
пожар.
Затушим костер водой.
Эстафета
Первые в колонне ударяют мяч о пол (набирают воду) и передают
ведро (мяч), последний ученик ударяет о пол (тушит костёр) и передает
обратно, сам бежит в начало колонны. Если мяч падает, то начинают
эстафету сначала (потому что вода вылилась из ведра).
Учитель: Давайте еще закидаем нашими маленькими лопатками костёр
землей.
Учащиеся имитируют движение.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание, где разведен костер?
Учащиеся: Да, возле деревьев.
Учитель: Безопасно ли это?
Учащиеся: Нет, может возникнуть пожар.
Учитель: Где можно и где лучше разводить костер?
Учащиеся: Подальше от деревьев, поближе к ручью.
Учитель: Поставьте на карте крестик, где можно разводить костер.
Дети на карте отмечают крестиком где можно разводить костёр.
Учитель: Запомните, что при небрежном отношении к костру - он
может стать очень опасным. Нужно
обязательно
тушить костер!
Хорошо
с этим заданием вы справились. Отправляемся, дальше…
ребята смотрите из своего гнезда выпала раненая птица, у нее перебито
крыло, и она не может подняться в гнездо. Давайте поможем птице.
Учащиеся, взяв в руки птицу – маленький мяч выполняют лазание
по шведской стенке и оставляют мяч – птицу наверху.
Учитель: Какими нужно быть по отношению к птице?
Учащиеся: Ласковыми, добрыми…
Учитель:
Можно
ли
трогать
яйца
птиц,
маленьких
птенчиков,
разрушать их гнезда?
Учащиеся: Нельзя, так как мать - птица может бросить своих
птенцов, и они погибнут. Разрушать гнезда тоже нельзя, так как птицы
не будут размножаться и могут исчезнуть с лица земли.
Учитель смотрит, как дети поднимают птицу – мяч.
Учитель: Ребята, чтобы помочь природе каким нужно быть?
Учащиеся: Сильными.
Девочки отжимаются от скамейки 8*2раз; мальчики - от пола 15*2 раза.
Учитель: Идём дальше, … подходим к нашей игровой поляне. Сняли
рюкзаки.
Учитель проводит игры: «Заяц и волк», «Сова», «Невод».
Учитель: Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться в
школу.
Построение в колонну. Быстрая ходьба по лесной тропе.
Учитель: При выходе из леса мы ребята присядем и послушаем
звуки леса (Если дети играли очень шумно, то будет тишина, а если
тихо, то услышат звуки леса и сделают вывод).
После беседы, быстро идут в школу.
Заключительная часть (5 мин.).
Учитель: Какое путешествие вы сегодня совершили?
Учащиеся: ….
Учитель: Какие
физические
качества
мы
развивали
в
подвижных
играх?
Учитель: Что ещё вы сегодня делали, что нового узнали?
Учащиеся: ….
Учащиеся: Тушили костер, помогли птице, научились ходить по
экологической тропе…
Учитель: Ребята, какие правила поведения в природе вы запомнили?
Учащиеся:
Не
подходи
близко
к
гнездам
птиц;
не
трогай
яйца,
птенцов птиц; не оставляй непотушенный костер; если увидел тлеющие
угольки костра - обязательно потуши!
Учитель
подводит
итоги
урока
–
игры,
дает
домашнее
задание
(нарисовать эко – знаки которые они изучили). И, конечно, ещё раз
напоминает,
что
надо
очень
бережно
относиться
к
нашему
лесному
богатству,
оказывать
помощь
работникам
леса,
и
не
только
на
импровизированном игровом уроке, но и в практической жизни.
Организованный уход в класс.