Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Капулина Анастасия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №77"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование коммуникативных умений у дошкольников в игровой деятельности.

Автор: Капулина Анастасия Ивановна, педагог Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №77»

О себе: педагогический стаж 6 лет, соответствие должности, высшее образование «финансы и

кредит», в данный момент учусь в ДВГГУ г. Хабаровска получаю степень магистр педагогического

образования,

пишу

диссертацию

на

тему:

«Формирование

коммуникативных

умений

у

дошкольников в игровой деятельности».

«Игра по виду мало похожа на то, к чему она приводит, и только внутренний глубокий анализ

ее дает возможность определить процесс ее движения и ее роль в развитии дошкольника»

утверждение Л. С. Выготского

Наблюдение показывает: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много

шаблонных выражений и слов-«сорняков». Почему? Дети,

как губка, впитывают в себя речь

окружающих их взрослых как дома, так и в дошкольном учреждениях, а также речь, которую они

слышат

в

рекламных

роликах

и

современных

мультфильмах.

Все

это

ведет

к

потере

индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как

важнейшая

специфическая

деятельность

ребенка

должна

выполнять

общевоспитательные

социальные функции.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из

окружающего

мира

впечатлений,

знаний.

В

игре

ярко

проявляются

особенности

мышления

и

воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающий

исследователь

в

области

советской

психологии

Л.С.

Выготский

подчеркивал

неповторимую

специфику

дошкольной

игры.

Она

заключается

в

том,

что

свобода

и

самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду

деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его

морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает

существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так

характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже

значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во

многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...

"

Игровое

общение

очень

важно

для

ребенка,

посредством

игрового

общения

дети

легче

обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.

Очень важно использовать в игровых учреждениях именно игровые методики для более

интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, на протяжении которого ребенок

открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных

функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней

участвовать, что пока ему еще недоступно, кроме того, он стремится к самостоятельности. «Из этого

противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь

взрослых».

Д.Б.

Эльконин,

опираясь

на

исследования

детской

игры,

начатые

Л.С.

Выготским,

представил в своей книге «Психология игры» проблему игры как центральную для понимания

психического развития в дошкольном возрасте.

В исследованиях Хейзинги и Берна мы видели, что игра – это явление общечеловеческое,

понятие «игра» и в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В

качестве

главных

предметов

исследования

выступают

природа

и

сущность

ролевой

игры,

психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и

распад, ее значение в жизни ребенка.

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из

видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем

угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет,

явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для

развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный

эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им».

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется

с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок

под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности

обращаться

с

реальными

предметами,

ребенок

учится

моделировать

ситуации

с

предметами-

заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными

предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу

сюжета, в качестве шпаги. Мы видим, как в ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится

средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого человека.

Ребенок

обычно

получает

много

игрушек,

которые

являются

заместителями

реальных

предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда), машин и так

далее.

Через

подобные

игрушки

ребенок

усваивает

функциональные

назначения

предметов

и

овладевает навыками их использования.

Чтобы проследить развитие игры, рассмотрим становление ее отдельных компонентов. В

каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы.

Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем дошкольном

возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих

манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним - двумя детьми.

Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить

обед»

для

своей

дочки-куклы.

Игровые

условия

детей

старшего

дошкольного

возраста

могут

включать

большое

количество

участников

игры.

Каждый

участник

может

иметь

несколько

дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры

иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в

зависимости от развития игрового сюжета.

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития

игровых

действий

ребенка

можно

определить

его

готовность

к

школьному

обучению,

так

как

основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-

ролевой игры. Игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами

появляются впоследствии в сюжетно-ролевой игре.

Д.Б. Эльконин в работе «Психология игры» проводит мысль о внутреннем родстве всех видов

игр, обращает на себя внимание четкая научная позиция автора о социальном происхождении и

содержании сюжетно-ролевой игры ребенка. КИгровые методы развития коммуникативных навыков

детей дошкольного возраста

К

числу

важных

научных

достижений

Эльконина

можно

отнести

выявление

условий

возникновения сюжетно-ролевой игры в онтогенезе, выделение основной единицы игры, раскрытие

внутренней психологической структуры игры, определение ее роли в психическом развитии ребенка

и др.

Что касается взаимосвязи игры и общения в периоде дошкольного развития ребенка, то

именно дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда прежние рамки жизни

ребенка

рамки

семьи,

раздвигаются

до

пределов

улицы,

города,

страны.

Если

в

периоды

младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для

своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Преодолев кризис 3-х

лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра -

самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, проявляющаяся в дошкольном

возрасте - это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых

условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора,

мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний

план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и

действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или

доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается.

Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и

служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Исследователи Карпова С.Н., Лысюк Л.Г в книге «Игра и нравственное развитие ребенка»

говорят что «игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период

раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает

действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал

взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на

человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания.

Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности,

выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в

соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать

ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым

человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то

есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.

В

ролевой

игре

дети

отражают

свой

окружающий

мир

и

его

многообразие,

они

могут

воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и

так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в

«дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие

дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с

увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего

дошкольного возраста, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка

попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит будет играть в дом). Ссоры у детей

этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя

роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего

дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой

ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из

игровой ситуации.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения

- это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров,

товарищей,

которые

выполняют

общее

дело.

В

совместной

игре

дети

учатся

языку

общения,

взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на

развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и

ориентироваться

в

причинах

тех

или

иных

поступков

людей.

Познавая

систему

человеческих

отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной

сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани

окружающей его действительности.

Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы

интересам

других.

Игра

способствует

развитию

произвольного

поведения

ребенка.

Механизм

управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре,

а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с

ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей

формируется

творческое

воображение.

Игра

способствует

становлению

произвольной

памяти,

вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и

умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Список использованной литературы

:.

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.,Психологическая наука школе. Просведение 1997.

2. Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во

Моск. ун-та, 1990.

3. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного

возраста. М. Просвещение 1991.

5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.

6. оронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 1981

7.Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. 1984

8.Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988.

9.Зик К. Ребенок и его мир. М. Просвещение 1985

10. Новоселова С. Л. , Локуциевская Г. Г. Принципы постьроения системы игрушек. Техн.

истетика – 1979.

11.

Уронтаева

Г.

Дошкольноле

воспитание.

Дидактическая

игра

как

средство

разивития

произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992

12. Эльконин Д. Б. Психологие игры М. Просвещение 1987.



В раздел образования