Автор: Долганова Марина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 3 имени Героя России Сергея Ромашина
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Химический состав клетки"
Раздел: среднее образование
Урок
Тема урока: «Химический состав клетки»
( Биология, 5 класс)
УМК: В.В.Пасечник
Автор сценария урока:
Марина Николаевна Долганова, учитель биологии
МАОУ СОШ №3 им. Героя России Сергея Ромашина, г. Южно-Сахалинска
Вид урока: Урок открытия новых знаний
Место урока: Раздел «Клеточное строение организмов», тема «Химический состав клетки».
Цель урока: Изучить химический состав клетки. Выявить роль органических и
неорганических веществ в клетке.
Предметные результаты -знакомство учащихся с химическим составом клетки; познать роль
органических и неорганических веществ в клетке.
Личностные результаты –воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету,
формирование культуры общения, коммуникативных качеств.
Метапредметные результаты – формирование умений работы с натуральными объектами и
лабораторным оборудованием.
Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, наблюдать, делать выводы,
формулировать гипотезы.
Задачи формирования УУД:
Познавательные:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения
признаков;
Коммуникативные УУД:
-умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;
- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение и
аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия
одноклассников.
Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке(собственная целевая установка)
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия.
Методы обучения :словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в
группах.
Оборудование: таблица «Строение клетки», семена гороха и подсолнечника, клубень
картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, штатив с пробирками, держатели, спиртовки,
спички, пипетки, раствор йода, вода,
Структура урока
1.Организационный момент – 1 мин.
2.Актуализация знаний учащихся (беседа с учащимися) -4 мин.
1. Какая наука изучает клетку?
2.Кто впервые обнаружил клетку?
3. Какое строение имеет растительная клетка?
3.Мотивация, целеполагание - 3мин.
Учитель: Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.
Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!
1.В
раствор
перманганата
калия
(марганцовка)
добавляем
раствор
уксуса,
а
затем
к
полученному раствору добавляем соду.
2..В раствор марганцовки добавили раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→
обесцвечивание раствора
- Что вы увидели, что произошло? (Изменение цвета красное на зелёное, второй раствор стал
прозрачным, превращение) Молодцы!
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного
вещества в другое.
- Какая наука изучает вещества и их превращения? (Химия)
Какие Вы молодцы! Все знаете!
- Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это
утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и(вокруг нас)Верно!
-Теперь ответьте еще на два вопроса?
-Все живые организмы состоят из (Клеток)
- Для живых организмов необходимы жизненно важные свойства?(Питание – это (Вещества)
Молодцы , ребята!
Целью нашего урока является изучение химического состава клетки.
4. Усвоение новых знаний.
Мы с вами говорили о том ,что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их
клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток
характерен и сходный химический состав. Химические вещества содержатся в клетке в разных
количествах. Из 114, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно
найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.
Постановка проблемного вопроса:
-Что же это за вещества?
Чтобы ответить на этот вопрос,
Вам необходимо поработать с текстом учебника и
самостоятельно составить схему «Вещества клетки».
Комментарий учителя: Все вещества клетки можно разделить на органические и
неорганические.
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка
слышали, что среднее содержание воды в клетках большинства организмов составляет 70%. В
клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Чтобы в этом убедиться, проделаем
опыт.
Учитель: Демонстрация опыта: «Прокаливание семян»
Возьмем чистую пробирку и поместим в нее сухие семена гороха. Затем пробирку слегка
прогреем.
- Для чего мы это делаем? (Чтобы пробирка не лопнула) Правильно!
После прогревания пробирки нагреваем семена.
- Что вы видите? ( Появились капельки воды,
которая выделилась при нагревании из клеток )
Молодцы!
А теперь давайте выясним?
- Какую роль в клетке играет вода?
- Вода придает клетке упругость, определяет её форму, участвует в обмене веществ.
- Вода входит в состав цитоплазмы, составляет основу клеточного сока. Правильно!
Комментарий учителя: Минеральные соли составляют около 1-1,5% общей массы клетки, но
их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота,
фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать
разные минеральные вещества:
-Как вы думаете морская капуста (ламинария) какое вещество содержит? (Йод) Правильно!
Какую роль играют минеральные соли в клетке?
Входят в состав межклеточного вещества.
Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы.
А теперь ребята давайте попробуем доказать наличие органических веществ в клетке
(углеводов, белков, жиров).
Работа в парах:
Проделывают самостоятельно опыты, доказывающие наличие в клетке органических веществ.
Соблюдают технику безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.
Отвечают на поставленные вопросы.
1.Определение крахмала
А) На клубень картофеля капните йод.
- Что наблюдаете? (Синие окрашивание) Правильно!
2. Возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда
комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.
Что вы наблюдаете? (Помутнение) Правильно!
3. Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте раствор йода.
Что наблюдаете? (Синие окрашивание) Правильно!
Какой вывод мы можем сделать?
(
В клетках растений содержится крахмал, который синеет при
действии йода).
- Какую роль углеводы играют в клетке: Работа с текстом учебника стр.41
(Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией
растения.)
4.Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.
5.Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника.
Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. -Что наблюдаете?
Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)
Комментарий учителя: Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в
большом количестве жир. Эти растения называют масличными.
- Какие масличные растения вам известны?( Подсолнечник, лен…)
- Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?(Семенах) Молодцы!
- Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? (жир накапливается для питания
зародыша семени при прорастании семян.) Молодцы!
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
6. Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его
пальцем.
- Что чувствуете? Когда сомкнете пальцы, что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно,
это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других
злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто.
5.Первичная проверка понимания – 3 мин.
Учитель. Ребята, так какие вещества входят в состав клетки? Для этого продолжите следующие
предложения;
1.Вода и соли – минеральные вещества.
2.Крахмал, жиры , белки- органические вещества.
6. Первичное закрепление знаний учащихся- 5 мин.
Вопросы:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала?
2.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.?
3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля?
4.Общее название солей, содержащихся в клетке?
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии?
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли?
7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки?
8.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
9.Растительный белок, оставшийся после промывания теста?
10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал?
7. Рефлексия: Ребята по кругу высказывются одним предложением, выбирая начало фразы :
1. Сегодня я узнал…. 2. Было интересно… 3. Было трудно…. 4. Я выполнял задания….
5.Я приобрел знания…. 6. Я научился…..
8.Домашнее задание: §8, вопросы на странице 42,
Литература:
1.Учебник В.В. Пасечник Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс М. Дрофа 2015г
2.Г.И.Лернер Уроки биологии Растения, Бактерии, грибы М.Эксмо-2005г
3. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;