Напоминание

"Химический состав клетки"


Автор: Долганова Марина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 3 имени Героя России Сергея Ромашина
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Химический состав клетки"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок

Тема урока: «Химический состав клетки»

( Биология, 5 класс)

УМК: В.В.Пасечник

Автор сценария урока:

Марина Николаевна Долганова, учитель биологии

МАОУ СОШ №3 им. Героя России Сергея Ромашина, г. Южно-Сахалинска

Вид урока: Урок открытия новых знаний

Место урока: Раздел «Клеточное строение организмов», тема «Химический состав клетки».

Цель урока: Изучить химический состав клетки. Выявить роль органических и

неорганических веществ в клетке.

Предметные результаты -знакомство учащихся с химическим составом клетки; познать роль

органических и неорганических веществ в клетке.

Личностные результаты –воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету,

формирование культуры общения, коммуникативных качеств.

Метапредметные результаты – формирование умений работы с натуральными объектами и

лабораторным оборудованием.

Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, наблюдать, делать выводы,

формулировать гипотезы.

Задачи формирования УУД:

Познавательные:

- умение формулировать тему и проблему урока;

- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и

учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения

признаков;

Коммуникативные УУД:

-умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение и

аргументировать свой ответ;

- осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия

одноклассников.

Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке(собственная целевая установка)

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия.

Методы обучения :словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в

группах.

Оборудование: таблица «Строение клетки», семена гороха и подсолнечника, клубень

картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, штатив с пробирками, держатели, спиртовки,

спички, пипетки, раствор йода, вода,

Структура урока

1.Организационный момент – 1 мин.

2.Актуализация знаний учащихся (беседа с учащимися) -4 мин.

1. Какая наука изучает клетку?

2.Кто впервые обнаружил клетку?

3. Какое строение имеет растительная клетка?

3.Мотивация, целеполагание - 3мин.

Учитель: Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.

Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!

1.В

раствор

перманганата

калия

(марганцовка)

добавляем

раствор

уксуса,

а

затем

к

полученному раствору добавляем соду.

2..В раствор марганцовки добавили раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→

обесцвечивание раствора

- Что вы увидели, что произошло? (Изменение цвета красное на зелёное, второй раствор стал

прозрачным, превращение) Молодцы!

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного

вещества в другое.

- Какая наука изучает вещества и их превращения? (Химия)

Какие Вы молодцы! Все знаете!

- Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это

утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и(вокруг нас)Верно!

-Теперь ответьте еще на два вопроса?

-Все живые организмы состоят из (Клеток)

- Для живых организмов необходимы жизненно важные свойства?(Питание – это (Вещества)

Молодцы , ребята!

Целью нашего урока является изучение химического состава клетки.

4. Усвоение новых знаний.

Мы с вами говорили о том ,что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их

клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток

характерен и сходный химический состав. Химические вещества содержатся в клетке в разных

количествах. Из 114, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно

найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.

Постановка проблемного вопроса:

-Что же это за вещества?

Чтобы ответить на этот вопрос,

Вам необходимо поработать с текстом учебника и

самостоятельно составить схему «Вещества клетки».

Комментарий учителя: Все вещества клетки можно разделить на органические и

неорганические.

Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка

слышали, что среднее содержание воды в клетках большинства организмов составляет 70%. В

клетках растений также есть вода в среднем около 60%. Чтобы в этом убедиться, проделаем

опыт.

Учитель: Демонстрация опыта: «Прокаливание семян»

Возьмем чистую пробирку и поместим в нее сухие семена гороха. Затем пробирку слегка

прогреем.

- Для чего мы это делаем? (Чтобы пробирка не лопнула) Правильно!

После прогревания пробирки нагреваем семена.

- Что вы видите? ( Появились капельки воды,

которая выделилась при нагревании из клеток )

Молодцы!

А теперь давайте выясним?

- Какую роль в клетке играет вода?

- Вода придает клетке упругость, определяет её форму, участвует в обмене веществ.

- Вода входит в состав цитоплазмы, составляет основу клеточного сока. Правильно!

Комментарий учителя: Минеральные соли составляют около 1-1,5% общей массы клетки, но

их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота,

фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать

разные минеральные вещества:

-Как вы думаете морская капуста (ламинария) какое вещество содержит? (Йод) Правильно!

Какую роль играют минеральные соли в клетке?

Входят в состав межклеточного вещества.

Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы.

А теперь ребята давайте попробуем доказать наличие органических веществ в клетке

(углеводов, белков, жиров).

Работа в парах:

Проделывают самостоятельно опыты, доказывающие наличие в клетке органических веществ.

Соблюдают технику безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.

Отвечают на поставленные вопросы.

1.Определение крахмала

А) На клубень картофеля капните йод.

- Что наблюдаете? (Синие окрашивание) Правильно!

2. Возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда

комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

Что вы наблюдаете? (Помутнение) Правильно!

3. Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте раствор йода.

Что наблюдаете? (Синие окрашивание) Правильно!

Какой вывод мы можем сделать?

(

В клетках растений содержится крахмал, который синеет при

действии йода).

- Какую роль углеводы играют в клетке: Работа с текстом учебника стр.41

(Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией

растения.)

4.Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

5.Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника.

Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. -Что наблюдаете?

Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

Комментарий учителя: Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в

большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

- Какие масличные растения вам известны?( Подсолнечник, лен…)

- Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?(Семенах) Молодцы!

- Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? (жир накапливается для питания

зародыша семени при прорастании семян.) Молодцы!

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

6. Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его

пальцем.

- Что чувствуете? Когда сомкнете пальцы, что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно,

это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других

злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто.

5.Первичная проверка понимания – 3 мин.

Учитель. Ребята, так какие вещества входят в состав клетки? Для этого продолжите следующие

предложения;

1.Вода и соли – минеральные вещества.

2.Крахмал, жиры , белки- органические вещества.

6. Первичное закрепление знаний учащихся- 5 мин.

Вопросы:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала?

2.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.?

3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля?

4.Общее название солей, содержащихся в клетке?

5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии?

6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли?

7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки?

8.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?

9.Растительный белок, оставшийся после промывания теста?

10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал?

7. Рефлексия: Ребята по кругу высказывются одним предложением, выбирая начало фразы :

1. Сегодня я узнал…. 2. Было интересно… 3. Было трудно…. 4. Я выполнял задания….

5.Я приобрел знания…. 6. Я научился…..

8.Домашнее задание: §8, вопросы на странице 42,

Литература:

1.Учебник В.В. Пасечник Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс М. Дрофа 2015г

2.Г.И.Лернер Уроки биологии Растения, Бактерии, грибы М.Эксмо-2005г

3. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;



В раздел образования