Авторы: Аёшина Ирина Николаевна, Лютикова Маргарита Валерьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ №24
Населённый пункт: г. Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие социальных компетенций дошкольников средствами театрализованной деятельности" (детей 3 и 7 лет)
Раздел: дошкольное образование
«Развитие социальных компетенций дошкольников средствами
театрализованной деятельности» (детей 3 и 7 лет)
Аёшина Ирина Николаевна
Лютикова Маргарита Валерьевна
Наша
жизнь
буквально
пронизана
контактами
с
другими
людьми.
Потребность
в
общении
–
это
одна
из
самых
важных
человеческих
потребностей.
Общение
является
главным
условием
и
основным
способом
общения в жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими
людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в
этом мире.
Коммуникативные
умения
–
есть
важное
условие
развития
ребёнка-
дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей
(Б.Г.Ананьев, М.М. Бахтин, А.Н.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Сформированные
коммуникативные
умения
–
главнейший
показатель
готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют
детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению
робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с
окружающими,
обеспечивают
успешность
совместной
деятельности.
(А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.)
Общение
ребенка
с
людьми
–
необходимое
условие
его
здорового
психического развития. Театрализованная деятельность является источником
развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к
духовным ценностям.
Развитие монологической и диалогической речи как форм связной речи
через
театрализованную
деятельность,
которая
является
сильным,
но
ненавязчивым педагогическим средством.
С помощью театра у детей активизируется словарь, чаще употребляют в
речи
существительные,
прилагательные,
глаголы,
наречия,
предлоги.
Закрепляется произношение всех звуков. Дети начинают пользоваться прямой и
косвенной речью, развивается диалогическая и монологическая формы речи,
память, мышление, воображение. Дети самостоятельно ищут выразительные
средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику,
жест, речевую интонацию.
Результатом
взаимодействия
со
сверстниками
является
возникновение
особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный
статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.
Отношения
между
детьми
динамичны,
они
развиваются,
в
старшем
дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание
ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и
обогащается
коммуникативное
поведение
ребенка,
формируются
его
новые
формы.
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем
педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с
особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются
дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во
взаимоотношениях
людей.
Следовательно,
в
воспитательно-образовательной
работе дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть
уделено
решению
задач
развития
коммуникативных
умений.
Большие
возможности в этом плане имеет целенаправленная работа по развитию речи и
игровой деятельности дошкольников.
У детей наших общение затруднено недоразвитием этой сферы. Дети не
могут
чётко
выразить
свои
мысли
и
чувства.
Но
у
них
развито
чувство
подражательности,
сопереживания
героям
сказок,
мультфильмов.
При
рассматривании книг, просмотре мультфильмов они выбирают себе героя: «Это
я!».
У
детей
с
общим
недоразвитие
речи
наблюдается
неустойчивость
внимания,
трудность
при
ориентировке
в
пространстве,
бедность
словаря,
нарушение грамматического строя речи.
В настоящее время существует объективная необходимость проведения
целенаправленной работы с родителями по вопросу развития коммуникативных
умений
ребёнка
с
целью
расширения
их
педагогической
компетентности.
Поэтому следует найти пути и формы использования семейного воспитания в
целях развития коммуникативных умений у дошкольников.
Важным
фактором
развития
коммуникативных
умений
ребёнка-
дошкольника
является
совместная
партнёрская
деятельность
дошкольного
учреждения и семьи. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество
семьи
и
детского
сада
оказывают
влияние
на
развитие
коммуникативных
умений в целом.
Цель
работы
педагога: Развитие связной, выразительной речи у детей
через художественное слово и театрализованную деятельность, формирование
умения
излагать
свои
мысли
последовательно, умения
понимать
своё
эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей.
Задачи:
Выявить причины нарушения общения
Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
Формировать грамматический, лексический строй речи;
Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
Продолжать
совершенствовать
художественно
–
речевые
исполнительские
навыки
детей
в
разных
видах
театрализованной
деятельности;
Продолжать
развивать
выразительную,
интонационную
стороны речи;
Пополнять литературный запас детей за счет инсценировки,
драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
Воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать
отрывки с наиболее яркими описаниями;
Развивать мелкую моторику рук;
Ф о рм и р о ват ь
ум е н и е
в о п л о щ ат ь
у с л ы ш а н н о е
в
инсценировках.
Организовать детско-родительское сотрудничество в разных
видах
деятельности,
формирование
активной
позиции
родителей
в
развитии ребенка
О б о г ат и т ь
п р е д м е т н о - п р о с т р а н с т в е н н у ю
с р е д у
дидактическими, методическими материалами по теме проекта.
Почему так велика потребность в театре?
Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник.
Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно
доставить человеку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную
жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.
Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном
другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди
видят отражение своей жизни.
Ведь наше современное общество нуждается в людях самостоятельных,
коммуникабельных,
развитых,
творческих.
Исследование
проведенное
Г.А.Волковой,
убедительно
показало,
что
театрализованные
игры
детей
способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического
строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др.
Именно настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле
для творчества детей. В творческом разыгрывании ролей в театрализованной
игре
ребенок
свободен
в
передаче
изображении
особенностей
ролевого
поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия,
переживания
определены
содержанием
произведения.
Творчество
ребенка
проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить,
надо
понять,
каков
персонаж,
почему
так
поступает,
представить
себе
его
состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует
в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в
жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации
(TV,
видео),
привыкает
к
облегченному
восприятию
художественных
произведений. Облегченному, потому что ему преподносят готовый образ в
отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы
воображения в процессе театрализованной деятельности.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу
педагогических
работников:
воспитателям,
специалистам.
Однако
проблема
еще в том, что родители мало время уделяют своим детям в плане: не всегда
поддерживают разговор, не рассматривают картинок и тем более не составляют
рассказов.
Особенностью
работы
педагога
является
идея
обогащения
знаниями
и
развития речевых навыков дошкольника для успешных занятий, так как это
должно
способствовать
повышению
их
заинтересованности
к
овладению
речевым
этикетом
и
правильной
речью.
А
также
подборка
огромного
количества
игр,
с
помощью
которых
происходит
формирование
у
детей
коммуникативных
умений
и
навыков,
-
воспитание
у
детей
интереса
к
окружающим
людям,
взаимоуважения,
взаимодоверия;
создание
ситуаций,
позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;
развитие
адекватной
оценочной
деятельности,
направленной
на
анализ
собственного поведения и поступков окружающих людей.
Воспитательные
и
развивающие
возможности
театрализованной
деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром
во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные
вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения.
Поэтому в систему коррекционной работы с детьми включаем игровые
упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, на
напряжение,
расслабление
мышц.
Это
является
своеобразным
прологом
к
будущим театрализованным играм.
При взаимодействии с детьми по формированию коммуникативных умений
детей дошкольного возраста используются следующие виды деятельности:
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным
членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в
собственных
силах,
в
способности
получать
реальный
результат,
умение
общаться
со
сверстниками,
договариваться.
Игры
–
драматизации,
показ
кукольного
театра,
театра
игрушек
и
картинок,
используем
фланелеграф,
различные виды театров.
Исследовательская
деятельность –
дает
возможно сть
р е бе н ку
самостоятельно
находить
решение
или
опровержение
собственных
представлений.
Изобразительная -
позволяет
ребенку
с
помощью
работы,
фантазии
вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная –
удовлетворяет
познавательные
интересы
ребенка
в
определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение –
обогащает
опыт
ребенка,
стимулирует
развитие
познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная
(общение)
–
объединяет
взрослого
и
ребенка,
удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с
взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная –
активизирует
самостоятельную
деятельность
ребенка,
обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные
действия,
творческое
воображение,
механизмы
управления
собственным
поведением.
Таким
образом,
каждый
вид
деятельности
вносит
вклад
в
процесс
коммуникативного развития дошкольников.
Коммуникативные
способности
ребенка
закладываются
в
дошкольном
учреждении,
когда
воспитатель
продумывает
и
четко
выстраивает
образовательные
ситуации,
в
которых
дети
обучаются
навыкам
учебного
сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В результате дети начинают
понимать специфическую позицию педагога и его профессиональную роль. В
учебной
ситуации
взрослый
выступает
не
просто
как
человек,
который
рассказывает что-то интересное и предлагает пообщаться по этому поводу.
Педагог
ставит
учебную
задачу,
которую
необходимо
решить
ребенку.
Правильное
восприятие
ситуации
занятия,
истинного
смысла
вопросов
взрослого позволяет ребенку строить свое поведение в соответствии с целями
образовательного процесса.
Не менее важным является общение и взаимодействие детей друг с другом.
В обществе сверстников ребенок чувствует себя «среди равных». Благодаря
этому
у
него
развиваются
самостоятельность
суждений,
умение
спорить,
отстаивать свое мнение, задавать вопросы, инициировать получение новых
знаний. Соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками,
заложенный в дошкольном возрасте, позволяет ему адекватно действовать в
школе.
Начальная
форма
учебной
деятельности
всегда
коллективная;
она
организуется учителем и осуществляется в ходе совместной работы с детьми.
Усвоение
общих
способов
действий
(а
именно
на
это,
в
первую
очередь,
направлена учебная деятельность) происходит в коллективных и совместно-
распределенных видах образовательной работы. Это требует от ребенка умения
взглянуть на себя и свои действия со стороны, внутренней смены позиции,
объективного отношения к действиям других участников совместной работы.
Литература
1.
Пособие
для
педагогов
дошкольных
учреждений
"Диагностика
готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез,
2007
2.
Артемова,
Л.В.
Театрализованные
игры
дошкольников:
кн.
Для
воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
4. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,
упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ
Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи. – М., 2005.
6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с
детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1,
2008.
7.
Омельченко
Л.В.
Использование
приемов
мнемотехники
в
развитии
связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.