Напоминание

"Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию пальчиковой моторики"


Автор: Кашина Валентина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №41 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Лесосибирск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию пальчиковой моторики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Кашина Валентина Владимировна,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска,

учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми

по развитию пальчиковой моторики

Во ФГОС ДО основой деления на образовательные области стали четыре основных

направления

развития

ребенка

дошкольного

возраста.

В

отдельную

образовательную

область

выделено

речевое

развитие.

Речевое

развитие

включает

владение

речью

как

средством

общения

и

культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого

творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

на

слух

текстов

различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте.

Последние исследования нейробиологов и психологов установили, что проекцией

двигательной коры головного мозга является треть кисти руки, расположенная близко с

речевой зоной [4, с.155]. Следовательно, выстраивается зависимость между развитием

мелкой

моторики,

речью,

мыслительными

операциями.

А.Н.

Соколов

в

своих

исследованиях

доказал,

что

задержка

артикуляции

младших

школьников

в

процессе

умственной работы вызывает серьезные нарушения в понимании текста, что влечет за

собой проблемы в успеваемости. Поэтому, одним из направлений, по моему мнению,

реализующих задачи ФГОС НОО, является развитие мелкой моторики.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом

исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда

ребенок

производит

ритмические

движения

пальцами,

у

него

резко

усиливается

согласованная

деятельность

лобных

и

височных

отделов

мозга

лобной

области

находится двигательная речевая зона, а в височной – сенсорная). Если ребенок производит

ритмические

движения

(разгибание

и

сгибание)

пальцами

правой

руки,

то

в

левом

полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний

именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же

активизацию в правом полушарии .

2

По

мере

взросления

ребенка

возникает

еще

большая

зависимость

развития

моторной речи от развития общей моторики в целом, и в частности от уровня развития

мелкой моторики.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод:

если

развитие

моторики

соответствует

возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы; если же развитие моторики

отстает – отстает и развитие речи. Проверка на большом количестве детей показывает, что

это не случайность, а закономерность.

Развитие

мелкой

моторики

является

составной

частью

коррекционно-

педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими речевые

нарушения.

В коррекционной работе я использую следующие игры и упражнения по развитию

мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Рисование на манной крупе

Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду

с

развитием

тактильно-кинестетической

чувствительности

и

мелкой

моторики,

мы

стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в

свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое

важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Выкладывание рисунка

на крупе из различных материалов– серьезное занятие. Оно

требует

от

детей

усидчивости

и

терпения,

развивает

навык

выполнять

действие

по

заданному образцу.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует: нормализации

мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды

движений пальцев рук;

формированию произвольных, координированных движений

пальцев рук.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или

выполнять под музыку [6, c.138].

Песочная терапия

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать,

что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А

если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, и

ребенок

полностью

погружается

в

игру.

Песочница

не

только

развивает

творческий

потенциал

ребенка,

активизирует

пространственное

воображение,

образно-логическое

мышление, тренирует мелкую моторику руки.

3

Игры – драматизации на песке способствуют развитию мелкой моторики пальцев,

тактильных ощущений, помогают вовлечь ребёнка в активное речевое общение [4, c.123].

Игровые нетрадиционные приёмы в развитие мелкой моторики рук

Различного вида тренажеры и их использование

Для отработки движений рук и пальцев используются тренажеры как специально

изготовленные, так и тренажеры фабричного изготовления, работа с которыми направлена

на:

отработку

силы

нажима

пальцев;

отработку

действий

двух

пальцев;

отработку

действий

трех

пальцев;

одновременную

отработку

действий

всех

пальцев;

отработку

действий двумя руками.

Для стимуляции изолированных движений указательного пальца мною подобраны

следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, на издающие

звук предметы, на выключатели, на клавиши фортепиано, на пластилин; рисование фигур

на песке, манке, рассыпанной муке, нанесение отпечатков на бумагу; вращение диска

телефона,

попадание

пальцем

в

мелкие

отверстия;

игра

с

маленькими

куклами,

одевающимися на пальчик. Для тренировки противопоставления и приведения большого

пальца используются следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек

указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц и надетой на два пальца мягкой

резинки,

раскручивание

и

закручивание

шариковой

ручки,

бутылочной

крышки,

открывание и закрывание дверного шпингалета, игры тс бельевыми прищепками и пр.

Для

тренировки

завинчивающих

движений

пальцами

используются

крупные

и

мелкие завинчивающиеся игрушки и предметы

Движения отведения и приведения кисти тренируются при закрашивании рисунков,

стирании ластиком и т.п.

Отработка

действий

двумя

руками

осуществляется

в

процессе

застегивания

и

расстегивания пуговиц, молний, открывания и закрывания навесных замков и т.п.

Упражнения с карандашом, шариковой ручкой, массажной палочкой

Прекрасным средством для пальчиковой гимнастики может послужить карандаш,

шариковая ручка. Благодаря своей ребристой поверхности данные предметы воздействуют

на биологически активные точки, которые находятся на ладонях ребенка, нервная система

активизирует работу кожных рецепторов, проводящих путей, усиливаются связи коры

головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием данных упражнений у детей

улучшается пальцевая моторика, нормализуется мышечный тонус кистей

Упражнения с массажным мячиком

В качестве массажного мячика могут быть использованы резиновые игрушки, су-

джок,

эспандер,

поролоновый

мячик,

малый

резиновый

мячик

и

др.,

которые

4

используются для

развития мышц пальцев рук. Успех любой предметно-практической

деятельности напрямую зависит от уровня развития мышц пальцев, кисти и предплечья,

что требует постепенного и неуклонного способствования повышения их мышечной силы.

Поэтому использование игр с массажным мячиком позволяет повысить уровень ручной

умелости ребенка, а следовательно способствуют развитию мышления и речи.

Пальчиковые игры

Очень

важной

частью

работы

по

развитию

мелкой

моторики

являются

«пальчиковые игры» - эти игры предполагают выполнение ребенком по

подражанию

различных пальчиковых поз («кольцо», «зайчик», « коза» и др.). своими движениями,

координировать внимание на одном виде деятельности

Данные игры приводят к возбуждению в речевых центрах

головного мозга и

резкому

усилению

согласованной

деятельности

речевых

зон,

что

в

конечном

итоге

стимулирует развитие речи, которая становится более четкой, ритмичной, яркой.

Обязательно нужно включать в работу «свободную» руку. И.М. Сеченов, великий

русский

физиолог,

обратил

внимание,

что

работоспособность

правой

(рабочей)

руки

восстанавливается быстрее, если во время паузы (отдыха) в работу включается левая рука.

Подключение

левой

(свободной)

руки

непременно

дает

свой

положительный

эффект в виде увеличения работоспособности и улучшения качества действий (движений)

ведущей руки [5, c. 23].

Пальчиковые физминутки

В ходе физминуток дети как бы «конструируют» из пальцев различные предметы и

объекты. Изображают зайцев, собак, кошечек, деревьев. Такая необычная деятельность

вызывает у детей яркий эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать

их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку стимулирует

запоминание.

Разученные

сценки-упражнения

дети

уже

по

собственному

желанию

воспроизводят

в

самостоятельных

играх.

Таким

образом,

включение

упражнений

на

развитие

пальцевой

моторики

в

динамические

паузы

на

учебных

занятиях

играет

положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Графические упражнения

Кроме пальчиковых игр, в ходе коррекционной работы можно использовать и

графические

упражнения,

способствующие

развитию

графических

навыков

и

формированию точных, координированных движений руки, совершенствованию навыков

рисования. Рисование, по мнению Л.С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь,

графический рассказ о чем-либо». Изображение различных объектов требует от ребенка

5

свободных,

точных,

координированных

движений

руки.

Этому

способствуют

систематические игры с использованием различных графических упражнений.

Для

организации

такой

работы

применяются

упражнения,

способствующие

формированию

различных

формообразующих

движений

это:

обводка

и

раскраска

шаблонов, трафаретов, рисование по точкам, «дорожкам» и пр.

Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой

для общего развития, и для развития мелкой моторики.

Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее

становятся движения их пальцев. К четырем годам возможность точных, произвольно

направленных

движений

возрастает,

поэтому

дети

выполняют

задания,

требующие

достаточной точности и согласованности движений рук.

Комплекс

игр

с

бумагой

помогает регулировать мышечный тонус ребенка.

Берется небольшой лист легкомнущейся бумаги и педагогом показывается образец, как

целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не

помогает! Потом то же самое выполняет ребенок, сначала одной рукой, потом другой (на

начальных

этапах

этой

игры

можно

использовать

детские

носовые

платочки),

затем

одновременно двумя руками. В дальнейшем из скомканных листов можно делать забавные

фигурки для настольного театра, мячики для метания и пр. [9, c.111]

Игры с семенами, зернами, бусами, орехами

Упражнения с крупой, семечками, орехами развивают у детей логику, воображение,

внимание, усидчивость; зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез,

тонкие движения пальцев рук, тактильные

ощущения детей. Кроме того, они учат ориентироваться на плоскости, помогают создать

на

ней

множество

различных

изображений

(цифры,

буквы,

геометрические

фигуры,

узоры), работать по схеме, видеть связь между предметами или явлениями окружающего

мира и их абстрактным изображением [11, c.22].

Анализ проведённой работы показал, что работая над развитием мелкой моторики

у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей

улучшается

координация

артикуляционного

аппарата,

совершенствуется

общая

координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают

хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на

развитие

речи.

Кисти

рук

приобретают

хорошую

подвижность,

гибкость,

исчезает

скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

6

Список литературы

1.

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное

пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ :Астрель, 2007.

2.

Белая

А.Е.,

Мирясова

В.И.

Пальчиковые

игры

для

развития

речи

дошкольников. - М., 2000.

3.

Коноваленко

В.В.,

Коноваленко

С.В..

Артикуляционная

и

пальчиковая

гимнастика. - М.: Гном-Пресс, 2000.

4.

Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.- М.,

Педагогика, 1973.

5.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.:

Корона, 2004.

6.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.

Волковой, С.Н. Шаховской. М.: - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

7.

Нищева

Н.В.

Картотека

подвижных

игр,

упражнений,

физкультминуток,

пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2008.

8.

Письмо минобрнауки от 28 февраля 2014 г.№ 08-249 «Комментарии к ФГОС

дошкольного образования»

9.

Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону:«Феникс», 2002

10.

Савина

Л.П.

Пальчиковая

гимнастика

для

развития

речи

дошкольников:

Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

11.

Ткаченко

Т.А.

Физкультминутки

для

развития

пальцевой

моторики

у

дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей,

логопедов и родителей — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

7



В раздел образования