Автор: Королёва Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2"
Населённый пункт: с. Ловозеро, Мурманская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Адаптация детей раннего возраста
к условиям ДОУ»
I группа раннего возраста
Воспитатели:
Королёва Г.А.
Силина Т.А.
октябрь-ноябрь-декабрь
2016 год
Игры адаптационного периода.
Консультации для родителей.
Анкетирование.
Педагогический проект
Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
I группа раннего возраста «Солнечные лучики»
Вид проекта: краткосрочный.
Разработчик: воспитатели группы Королёва Г.А., Силина Т.А.
Основные
участники
проекта:
дети
(возраст
1-2
года),
родители
детей,
воспитатели.
Время реализации проекта: октябрь, ноябрь, декабрь.
Актуальность проекта: Период адаптации является очень важным для детей,
вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности
обусловлена
неодинаковым
уровнем
развития
личности
ребенка,
особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и
другими факторами. Вследствие этих различий детей при поступлении в
детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не
позволяет
им
равной
степени
адаптироваться
к
условиям
детского
сада.
Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями,
снижение речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее
навыков. Именно мы, вместе, должны организовать жизнь ребенка в группе,
чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к
новым
условиям жизни.
В
этой связи
реализация
проекта,
связанного
с
созданием
условий
для
успешной
адаптации
ребенка
к
условиям
ДОУ,
является весьма актуальной.
Цель проекта:
1.
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ.
2.
Сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи проекта:
1.
Создать
условия
обеспечивающие
ребенку
физический
и
психологический
комфорт
для
облегчения
периода
адаптации
к
условиям ДОУ.
2.
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3.
Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
4.
Создание системы взаимодействия с родителями.
5.
Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии
с возрастными особенностями детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что в проекте будут принимать участие 7 детей в
возрасте от 11 месяцев до 1,7 года, 7 родителей, 2 воспитателя. За период в 3
месяца будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия и
сотрудничество с ребенком в семье. Анализ собранных материалов позволит
сформировать общую гипотезу педагогического проекта. Процесс вхождения
ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к
позитивным
результатам
в
том
случае,
если
создаются
следующие
педагогические условия:
процесс
привыкания
будет
постепенным
для
каждого
ребенка
индивидуально;
создание
доверительного
и
тесного
сотрудничества
между
родителями,
воспитателями и детьми;
повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к
жизни группа;
оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его
пребывания в детском саду;
постепенное заполнение группы;
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом
индивидуальных особенностей детей;
сохранение
в
первые
недели
имеющихся
у
малышей
отрицательных
привычек;
информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка;
осуществление
систематического
контроля
за
ребенком
в
группе
(термометрия, кожные покровы, зев, стул);
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое
здоровье).
Реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:
I этап. Подготовительный (организационный):
- Посещение семей на дому;
- Индивидуальные беседы с родителями о детях;
- Помещение информации в родительский уголок об адаптации в ДОУ.
II этап. Основной (адаптационно-исследовательский):
- Создание банка данных о будущих воспитанниках;
- Изучение литературы по данной теме;
- Создание развивающей среды.
III этап. Заключительный.
- Установление контакта с ребенком через родителей. Ребенок привыкает к
новому помещению и незнакомым взрослым;
- Приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой
деятельности;
- Ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время свободной игровой
деятельности;
- Ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
- Ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
- Ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно
приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный,
для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали
такой же режим, как и в детском саду.
Октябрь.
I этап. Организационный.
- Организация мини-игровой зоны.
- Игры с водой.
- Чтение цикла стихов А. Барто: «Мои игрушки».
- Конструктивная деятельность – игры с крупными деталями конструктора.
- Сенсорные игры.
- «Художественное творчество» - рисование манкой.
- «Физическая культура» - подвижные игры; хороводные игры; пальчиковые
игры.
Ноябрь.
II этап. Основной.
- «Художественная литература» - песенки, потешки, прибаутки.
- Подбор кукол би-ба-бо, театральных кукол.
- Организация выставки-фото об адаптационном периоде.
- Беседы, рассматривание предметных картинок.
- Подвижные, дидактические игры.
- Самостоятельные игры с любимыми игрушками.
Декабрь.
III этап. Заключительный.
- Закаливающие процедуры (ходьба по дорожкам здоровья, следам, ребристая
доска и т.д.)
- Музыкальные игры.
- Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм: «Оденем дочку в садик»,
«Больница».
- Оформление информационных стендов.
- Русские народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».
- Новогоднее развлечение для детей.
- Анкетирование.
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей
раннего
возраста
и
объема
информации,
которая
может
быть
ими
воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности
(игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети
проявляли интерес и желание играть.
В ходе данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без
осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось; игра помогла
детям успокоиться, развивать коммуникативные способности.
Дети стали общаться друг с другом.
Литература:
1.
Е.В. Андрющенкова «Интегрированные занятия с детьми в период
адаптации к детскому саду». С-Петербург. Детство-пресс. 2010 г.
2.
Л.В. Томашеская, Е.Ю. Герц. «Развивающие игры с малышами до трех
лет». Ярославль 2000 г.
3.
Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ». ТЦ «Учитель».
Воронеж 2006 г.
4.
Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика». Изд-во «Родничок». Москва
2000.