Напоминание

"Употребление прилагательных в речи"


Автор: Мордвинова Алевтина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №115"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Употребление прилагательных в речи"
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Употребление прилагательных в речи.

Цели. Иметь знания о роли прилагательных в речи и в художественном тексте.

Уметь использовать прилагательные в своей речи.

1.Организационный момент.

Здравствуйте! Я пришла к вам на урок с хорошим настроением.

А какое настроение у вас?

2 этап. Мобилизующий этап.

(Звук СМС. На экране появляется несколько текстов СМС-переписки.)

1-ый слайд. 2-ой слайд.

Приветик…. Здравствуй, привет…

Ох, шикарно…. Превосходно, восхитительно…

Пусть заценят… Пусть оценят…

Я в твоей теме… Я понимаю тебя…

Спасибки… Спасибо, благодарю…

- Что вы видите на экране? (Ответы учащихся)

- Сопоставьте тексты… Что общего? (Общее значение)

- А что отличает эти слова? А какие слова приятнее для слуха?

- Обратите внимание, слова каких частей речи здесь есть, а каких нет?

(Переписка в сети все больше становится неотъемлемой частью жизни нашего

общества. Многие быстрее мчатся домой, чтобы посидеть «в контакте». Не кажется

ли вам, ребята, что язык наш теряет свою красоту?

3 этап. Введение в тему.

- А давайте вспомним какую-нибудь сценку из жизни. Каждый день

бывают

разные речевые ситуации, например.

Уходя на работу, мама торопливо «отдает приказания»:

- Маша, свари, пожалуйста, кашу, а ты, Коля, сходи в магазин за хлебом.

Но вдогонку ей слышится вопрос:

- Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшенную или гречневую?

И Коля тоже спешит спросить:

- А какого хлеба купить – белого или черного?

И мама уточняет: кашу сварить рисовую, а хлеба купить белого.

(Наверняка, ты задашь вопрос какого хлеба, белого или черного? Какую кашу

сварить, рисовую или гречневую?

Нас всюду сопровождают слова: какой, какая, какие, чей…. Почему

постоянно

возникают

эти

вопросы?

Получается,

что

прилагательные

важны

в

нашей речи. А почему в СМС нет прилагательных? А зачем?....... А может, мы их

просто

не

умеем

использовать

в

речи?)

Действительно

ли

так

нужны

прилагательные?

Предлагаю

сегодняшний

урок

посвятить

именам

прилагательным…… давайте сформулируем тему урока………..

!!! Запись темы урока (На доске и на рабочих листах).

УУД

Коммуникати

вные УУД:

слушать и

понимать

речь других.

4-ый этап. Эпиграф к теме урока.

- Хочется обратить ваше внимание на стихотворение поэтессы Серебряного века

Анны Андреевны Ахматовой:

2-ой слайд.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово.

- Как понимаете слова данного стихотворения? О чем они?

(О том, что все в нашем мире недолговечно. Что печаль остается в мире всегда. А что

самым долговечным остается слово. А может быть даже и бессмертным).

- А какие слова можно назвать «царственными»? (Ответы учащихся)

Можно ли к царственным отнести слова, которые мы видели на предыдущем

слайде?

(Несомненно, слова, что слетают с наших уст в будничной суете, когда мы спешим

обменяться необходимыми репликами не являются царственными. «Царственные»

слова являются вдохновением поэту в минуты его творческого взлета и остаются на

века в художественных образах.)

УУД

Регулятивные

УУД:

определять и

формулирова

ть цель

деятельности

на уроке с

помощью

учителя.

5-ый этап. Работа с текстами.

- Чтобы ответить на вопрос, поставленный в теме урока, я предлагаю обратиться к

нашим писателям.

- Какой рассказ мы сейчас читаем на уроках литературы? (И.С.Тургенев «Бежин

луг»).

3-ий слайд.

Прочитайте отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

Текст 1.

«Это

был

стройный

мальчик,

с

красивыми

и

тонкими,

немного

мелкими

чертами

лица,

кудрявыми

белокурыми

волосами,

светлыми

глазами

и

постоянной полусветлой, полурассеянной улыбкой». (Федя, 14 лет).

Задание к тексту 1:

1)Сколько слов в этом отрывке, включая предлоги и союзы? (22)

2)Сколько среди них прилагательных? (10) Переведите в % (48).Это много или мало?

3)С какой целью И.С.Тургенев использует в таком количестве имена прилагательные?

Записать:

(Для

создания

портретной

характеристики

героя. Чтобы лучше познакомиться с

главным героем рассказа.)

Текст 2.

«…волосы

были

всклокоченные,

черные,

глаза

серые,

скулы

широкие,

лицо

бледное,

рябое,

рот

большой,

но

правильный,

вся

голова

огромная,

как

г о в о р и т с я ,

с

п и в н о й

к о т е л ,

т е л о

п р и з е м и с т о е ,

н е у к л ю ж е е »

(Павлуша.Неказистый малый, зато самый смелый).

Задание:

1)Сравните

портретную

характеристику

этого

мальчика

с

характеристикой

предыдущего мальчика. Какие слова использует автор, описывая внешность второго

мальчика?

2) Как это сказывается на вашем отношении к героям?

Запишите

вывод.

Какова

роль

прилагательных

в

худ.

тексте?

(портрет

второго

мальчика вызывает меньше симпатий, скорее жалость, а, может, у некоторых даже

неприязнь.

Вы

видите,

что

роль

прилагательных

в

худ.

лит-ре

очень

велика.

портретных

хар-тик

героев,

при

описании

чувств,

настроений,

душевных

переживаний. Понятно, что в создании худ-го образа участвуют все слова в тексте, но

особая нагрузка в этих отрывках на прилагательные.

Записать: для описания чувств, настроений, переживаний.

Регулятивные

УУД : учиться

высказывать

свое

предположен

ие на основе

работы с

текстом.

Познавательн

ые УУД:

делать

выводы в

результате

совместной

работы

класса и

учителя.

Коммуникати

вные УУД:

учиться

работать в

паре,

выполнять

различные

роли (лидера

и

исполнителя)

6-ой этап. Творческая работа. Работа в парах.

-

Мы попытались определить роль прилагательных в тексте. Проделанная работа

убеждает, что роль прилагательных очень велика. А теперь давайте сами попробуем

употреблять прилагательные.

- За окном зима. Январские морозы. Давайте посмотрим фотографии с зимними

пейзажами, чтобы увидеть необыкновенную красоту русской природы.

!!!Музыкальная заставка.

5-ый слайд. 1-ый текст.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над снегами, завалившими чащи елей, - небо. Такие краски бывают у нас только

по утрам в морозы. И особенно они сегодня над снегом и бором. Солнце еще за

лесом, просека в тени. В колеях снега тень совершенно . А на вершинах сосен, на

их венцах, уже играет свет. И сосны замерли под небом.

Вопросы:

-Прочитали текст. А теперь давайте сопоставим, так же он красив, как пейзажи,

которые мы сейчас видели, и так же он звучен, как музыка, которую мы сейчас

слышали? А почему? Чего в тексте не хватает? Я вам предлагаю поработать в парах.

Задание к тексту:

1)Выразительно прочитайте текст.

2)Определите тему и основную мысль.

3)Озаглавьте текст.

4)Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

5)Прочитайте получившийся текст.

(Зачитывают тексты несколько человек. Сравнить, какие прилагательные подобрали

разные ученики к слову, например, снегами, какое небо, какие краски в январские

морозы и т.д.)

!!! Оцените свои работы.

6-ой слайд.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и

удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по

утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и

зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного

снега тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах,

уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.

(И.Бунин)

Вопросы:

1)

Каким увидел это утро Иван Бунин?

2)

Назовите эпитеты, которыми автор рисует это великолепное утро.

3)

Можно ли эти прилагательные назвать «царственными» словами?

(Да, посмотрите, какая великолепная картина перед нами. Достичь такого

мастерства

в

создании

эпитетов

очень

трудно.

Это

под

силу

только

творческим людям, желающим овладеть хорошей речью. Но каждый из

нас

,

внимательно

вглядывающийся

в

окружающий

его

мир,

наблюдающий природу, прислушивающийся к ее звукам, чувствующий ее

запахи, может развить в себе эстетическое чувство, которое найдет свое

выражение в эпитетах, в образных словах.)

4)

Что дает нам проделанная работа? Чему мы научились у И.Бунина?

5)

Вернемся к теме: зачем нужны прилагательные в речи?

(Чтобы обозначать различные признаки предмета, 2)характеризовать предмет с

разных

сторон,

3)выделять

из

ряда

подобных,

4)заключают

в

себе

авторскую

оценку).

7-ой этап. Словарная работа.

- После знакомства с такими великолепными текстами мы возвращаемся к нашей

будничной жизни, где звучит реклама и раздаются звуки СМС. Попробуем придумать

«царственные»

прилагательные

для

СМС

для

Татьяны

Арнольдовны.

(Повод

Татьянин день). Записать на доске.

8-ой этап. Домашнее задание.

7-ой

слайд.

Составить

и

отправить

СМС

Татьяне

Арнольдовне,

используя

«царственные» прилагательные.

Рефлексия.

- Придумайте прилагательные, которые опишут наш сегодняшний урок.

- Назовите функции прилагательных в речи. Закончите предложения…………

Прилагательные……..

(1)Выделяют нужный предмет из одинаковых.

2)Передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь

выразительнее и точнее.

3) Выражают личностное отношение.

Заключительный этап. Пришло СМС.



В раздел образования