Автор: Бартузанова Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 231
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Тема: Составление рассказа по пейзажной картине И. Грабаря "Роскошный иней"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Тема: Составление рассказа по пейзажной картине
И. Грабаря «Роскошный иней»
Образовательная область: речевое развитие
Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ по картине.
Программное содержание:
Обобщение представлений о зиме. Актуализация словаря по теме «Зима».
Совершенствование навыка рассматривание картины, формирование
целостного представления об изображенном на ней пейзаже.
Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия,
творческого воображения.
Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине,
инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Планируемый результат: Обобщили представления о зиме. Воспроизводят
известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые
знания с новыми условиями, с новыми данными словаря по теме «Зима».
Совершенствуют навыки рассматривание картины, формируют целостность
представления об изображенном на ней пейзаже. Развивают связную речь,
речевой слух, мышление, творческое воображение.
Оборудование. Магнитофон, кассета с записью пьесы П. Чайковского
«Зимнее утро», картина И. Грабаря «Роскошный иней».
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке как меняется цвет снега
в зависимости от времени суток и освещенности, наблюдение за зимними
изменениями в природе.
Беседа о том, какое впечатление у детей остаётся во время зимней прогулки.
Разучивание стихотворений: А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина.
Слушание и обсуждение на музыкальном занятии пьесы П. Чайковского
«Зимнее утро».
Изготовление коллективной работы «Ветки в инее» в вечернее время.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Чуткие руки»
Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая.
И скажу вам, не тая:
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.
А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших друзей, я
хочу предложить в тишине ещё раз послушать известное музыкальное
произведение.
Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро». (Создание
эмоционального фона занятия).
2. Сообщение темы.
- Давайте присядем и поговорим, о каком времени года это произведение?
- Совершенно верно, а что вы знаете об этом времени года?
Дети рассказывают всё, что знают о зиме.
Мы с вами послушали музыкальное произведение, а ведь не только
музыканты, но и художники, поэты, передавали в своих произведениях
красоту зимнего леса.
Давайте послушаем.
3. Рассказывание детьми отрывков стихотворений русских поэтов.
(А. С. Пушкин)
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(Ф. И. Тютчев)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
А скажите, каким стало ваше настроение, когда вы слушали пьесу П. И.
Чайковского: «Зимнее утро»?
А когда прослушали отрывки из произведений известных поэтов?
А ведь не только музыканты и поэты писали об этом чудесном времени года,
я хочу предложить вам рассмотреть картину И. Грабаря «Роскошный иней».
Выставляю картину.
4. Рассматривание картины.
- Что изобразил художник на картине? Что за жанр живописи?
Если дети затрудняются, то можно предложить стихотворение-подсказку.
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле ил шалаш
Обязательно картина называется пейзаж.
- Что вы видите на картине?
- Какое время года изобразил художник?
- По каким признакам определили?
- Постарайтесь описать деревья, землю, небо.
Художник нарисовал зимний березовый лес, деревья, покрытые пушистым
инеем. На земле в лесу лежит снег. Небо ясное и высокое. Видно, что это
морозный день.
- Какие тона преобладают на картине и почему?
Картина написана в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и розовый, и
сиреневый.
- Мы наблюдали на прогулке за тем, что снег никогда не бывает чисто белым.
Его цвет зависит от времени суток и освещения. На прогулке мы не раз
видели, как меняется цвет снега.
- Расскажите о том, какой снег мы видели?
Утром, идя в детский сад, мы видели серебристый снег, на котором лежали
голубые тени. Днем, на прогулке, мы наблюдали золотистый, освещенный
ярким солнцем снег. Вечером, под лучами заходящего солнца снег казался
розовым. А когда мы возвращаемся вечером домой, то в темноте он кажется
синим.
- Верно. Вот почему снег и иней на картине не белые. На них играют оттенки
всех цветов: голубого, розового, сиреневого. Какими еще словами можно
охарактеризовать снег и иней на картине?
- А какой бывает снег? (Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный).
- А иней какой? (Пушистый, мохнатый, игольчатый, холодный).
- Что вы можете сказать о деревьях, изображенных на картине? (это березки,
они нарядные, праздничные, опушенные инеем, мохнатые, кружевные).
- Какое у вас настроение при рассматривании этой картины? (радостное,
приятно смотреть на картину).
Как бы вы назвали эту картину? Ответы детей.
Написал эту картину российский живописец и искусствовед, народный
художник СССР, художник Игорь Эммануилович Грабарь и назвал её:
«Роскошный иней».
Составление рассказа: Наступила Зима. Стоял зимний солнечный день.
Земля покрыта в лесу белым, мягким снегом. Небо ясное и высокое. Деревья
покрыты пушистым инеем. Красавицы берёзки оделись в зимнюю шубку и
стоят как будто нарядные, мохнатые! Солнышко совсем не греет. Воздух
свежий и морозный. Красиво зимой в лесу!
5. Рефлексия: Ребята, вы сегодня постарались и составили рассказы по
картине и все они получились разные. Скажите, как называется эта картина?
А как зовут художника, который ее написал?