Автор: Стенина Наталья Сергеевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ МО "ЭК"
Населённый пункт: Московская область,город Электросталь
Наименование материала: открытый урок производственного обучения
Тема: "Соединение пластмассовых труб диффузионной сваркой" .
Раздел: начальное образование
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
(ГБПОУ МО «ЭК»)
Согласовано:
Методист ГБПОУ МО «ЭК»
«___»_________ 2017
___________Ионова Г.В.
План-конспект
Открытого урока производственного обучения
Тема урока: «
Соединение пластмассовых труб диффузионной
сваркой»
.
Профессия: Мастер жилищно-коммунального хозяйства
Мастер производственного обучения:
Стенина Наталья Сергеевна
Рассмотрено на заседании методической комиссии
(1 корпус)
Председатель методической комиссии
/__________/ Федорова И.В.
Протокол №___от «____» ______ 2017 г
г.о.Электросталь
2017 г.
Тема урока: Соединение труб.
Подтема урока: Соединение пластмассовых труб диффузионной сваркой.
Цель
урока: Формирование у обучающихся первоначальных компетенций правильно и
качественно
выполнять
приемы
и
способы
изучаемой
операции
в
соответствии
с
инструктивными указаниями.
Задачи :
- освоить приемы самостоятельного (пользуясь инструкционно-технологической картой)
выполнения соединений полипропиленовых труб диффузионной сваркой.
- развивать у обучающихся технологическое мышление в ходе работы с технологической
документацией
(
самостоятельно
подобрать
необходимое
количество
соединительных
деталей фитингов для выполнения данного задания);
- помогать обучающимся усваивать учебный материал путем оказания взаимопомощи при
работе в составе группы;
-сформировать познавательную активность обучающихся;
Тип урока : по изучению трудовых приемов и операций.
Применяемые педагогические технологии на уроке: технология группового обучения
(фронтально-коллективная форма деятельности, автор И.Б.Пелевин)
Материалы :
трубы , соединительные детали (фитинги), трубопроводная арматура ,
ФУМ- лента согласно задания.
Оборудование: аппарат диффузионной сварки.
Межпредметные связи:
Специальная технология (Тема урока « Соединение пластмассовых труб»).
Материаловедение (Тема урока» Пластмассы и их применение»).
Охрана труда (Тема урока « Правила охраны труда и техники безопасности при
работе с аппаратом диффузионной сварки).
1.Этап. Подготовительный: Выбор учебных, воспитательных и развивающих задач
урока, средств и форм, методов обучения.
Форма работы – фронтальная (одновременная), направленная на достижение общей цели,
при которой задания для всей группы одинаковые.
Методы обучения: стимулирования и мотивации учебной деятельности обучающихся.
Средства: схемы, инструкционно - технологические карты.
Ход урока:
Организационный момент - 5 мин.
1. Взаимное приветствие
2.
Проверка списочного состава
3.
Проверка внешнего вида.
Вводный инструктаж - 25 мин.
1.
Сообщение темы и целей урока.
2.
Актуализация
внимания
учащихся
на
содержание
темы
урока
(один
из
учащихся зачитывает историческую справку , материал который подготовлен
им заранее в качестве домашнего задания)
3.
Актуализация знаний для выполнения учебно – производственных работ
урока (карточки опроса разноуровневые).
4.
Инструктаж по охране труда по индивидуальным карточкам опроса (под
роспись).
5.
Распределение
учащихся
по
бригадам,
назначение
бригадира
(групповая
технология).
6.
Ознакомление с критериями оценок.
2.Этап. Постановка познавательной задачи
-
научить
обучающихся
выполнять
самостоятельно
(пользуясь
инструкционно-
технологической картой) соединения полипропиленовых труб диффузионной сваркой.
3.Этап.
Объяснение
нового
материала.
Демонстрация
образцов
учебно-
производственных работ, наглядных пособий, оборудования, инструментов. Инструктаж о
последовательности работы:
- познакомить обучающихся и показать сварочный аппарат со специальными насадками;
-указать на возможные неисправности и способы их устранения;
- инструктаж по охране труда и т/б при выполнении соединений;
- показ трудовых приемов.
Сварочный аппарат
Сварочный аппарат должен быть постоянно включен в течение всего процесса
сварки. Нагрев начинается одновременно для двух деталей.
При недогреве возникает возможность того, что детали не достигнут температуры
вязкой пластичности. При этом соединение будет ненадежным и диффузия материала
может не произойти.
При
перегреве
возникает
возможность
потери
устойчивости
формы,
адгезия
(липкость) материала будет чрезмерная. Трубу невозможно будет ввести в фитинг, а при
увеличении усилия края трубы подогнутся внутрь или сомнутся. Соединение будет с
заужением.
Налипание материала на фитингах говорит либо о плохом качестве тефлонового
покрытия насадок сварочного аппарата, либо о перегреве пластмассы при сварке.
Сварочный аппарат до нагрева с установленными насадками для сварки
полипропиленовых труб.
Насадки для сварки полипропиленовых труб 20, 40,32.40,50,63.
Последовательность выполнения соединения труб из полипропилена.
1. На трубу нанести метку на расстоянии, равном глубине раструба плюс 2 мм. Если
использовать грубы, фитинги и инструмент от одного производителя, то, чаще всего,
никакими вычислениями заниматься не нужно. Шейвер
снимает верхние слои трубы
ровно на глубину сварки, а размеры нагревательных насадок таковы, что вставить в них
трубу на глубину больше чем требуется, невозможно.
2.Ножницами обрезать трубу под прямым углом.
3. Поместить соединяемые детали на соответствующие насадки: трубу вставить в гильзу
до отметки, обозначающую глубину сварки, а раструб фитинга надеть на дорн.
4. Выдержать время нагрева , после чего снять детали с аппарата и соединить их друг с
другом, не проворачивая детали по оси. Сварочные фитинги необходимо соединять с
трубой быстрым уверенным движением, соблюдая соосность трубы и муфты. Соединение
трубы и фитинга должно происходить на ту глубину, которая определена границей внутри
раструба фитинга.
5. После сварки необходимо выдержать время охлаждения, особенно для труб с тонкими
стенками.
Поворот
и
изгибание
(деформации)
во
время
остывания
недопустимы.
Соединение
с
неудачной
соосностью
или
углом
взаимного
расположения
фитингов
подлежит
только
одному
способу
исправления
—
неправильно
соединенный
фитинг
вырезается- Надо быть особенно внимательным при сварке элементов, для которых важно
позиционное положение — утолки, тройники, шаровые краны. Последние надо вварить
так, чтобы ручка могла свободно перемещаться во все положения.
Если после сварки разрезать соединение , то должно получиться вот так.
Внешний вид сварных соединений должен удовлетворять следующим требованиям:
- Нарушение соосности труб более чем на толщину их стенки не допускается;
- Наружная поверхность соединительной детали, сваренной с трубой не должна иметь
трещин, складок и других дефектов, вызванных перегревом;
- У кромки раструба соединительной детали, сваренной с трубой, должен быть виден
сплошной по всей окружности валик оплавленного материала, выступающий за торцевую
поверхность соединительной детали.
4. Этап . Раздача необходимого материала ( схемы соединения полипропиленовых труб,
инструменты для разметки и резки труб, инструкционно-технологические карты. Порядок
комплектования санитарно-технического блока) . Знакомство с материалом, технической
документацией.
Формирование ориентировочной основы действия. Пробное выполнение обучающимися
изучаемых трудовых действий (разметка . резка труб, комплектование блока).
3.Текущий инструктаж – 5 час.
Самостоятельная работа обучающихся (упражнения обучающихся в освоении первичных
приемов сварки труб из полипропилена).
5.Этап. Индивидуальное и групповое выполнение задания.
Целевые обходы рабочих мест учащихся:
Первый обход: проверить организацию рабочих мест. Особое внимание обратить на
слабых учащихся.
Второй обход: обратить внимание на правильность выполнения задания, согласно
инструкционно-технологической карточки.
Третий
обход:
проверить
правильность
ведения
самоконтроля
соблюдения
учащимися правил охраны труда, указать на имеющиеся недостатки.
Четвертый обход : провести приемку и оценку выполненной работы.
4. Заключительный инструктаж - 30 мин.
6. Этап. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
- подведение учебно-производственных итогов урока;
- сообщение о результатах работы;
- анализ выполнения задания (разбор ошибок, нарушений правил ТБ);
-
общий
вывод
о
групповой
работе
и
решении
поставленных
задач
в
начале
урока
(выявление
лучших
работ
обучающихся
с
выставлением
оценок
в
соответствии
с
критериями оценивания.)
Критерии успеваемости по производственному обучению:
1.Порядок комплектования санитарно-технического блока из полипропилена.
1)
Часть трубопровода.
2)
Угольник 90 градусов .
3)
Часть трубопровода.
4)
Муфта соединительная.
5)
2 угольника по 90 градусов(внутренний и наружный).
6)
Часть трубопровода.
7)
Муфта комбинированная с внутренней резьбой (переход на стальную трубу)
Внешний вид сварных соединений должен удовлетворять следующим требованиям:
- Нарушение соосности труб более чем на толщину их стенки не допускается;
- Наружная поверхность соединительной детали, сваренной с трубой не должна иметь
трещин, складок и других дефектов, вызванных перегревом;
- У кромки раструба соединительной детали, сваренной с трубой, должен быть виден
сплошной по всей окружности валик оплавленного материала, выступающий за торцевую
поверхность соединительной детали.
2.Порядок комплектования санитарно-технического блока из полипропилена.
1)
Часть трубопровода.
2)
Угольник 90 градусов.
3)
Часть трубопровода.
4)
Муфта соединительная.
5)
Часть трубопровода.
6)
Муфта комбинированная с внутренней резьбой (переход на стальную
трубу)
7)
Шаровой кран.
Примечание. В качестве уплотнительного материала используйте ФУМ- ленту.
Внешний вид сварных соединений должен удовлетворять следующим требованиям:
- Нарушение соосности труб более чем на толщину их стенки не допускается;
- Наружная поверхность соединительной детали, сваренной с трубой не должна иметь
трещин, складок и других дефектов, вызванных перегревом;
- У кромки раструба соединительной детали, сваренной с трубой, должен быть виден
сплошной по всей окружности валик оплавленного материала, выступающий за торцевую
поверхность соединительной детали.
Инструкционно - технологическая карта комплектования санитарно-
технического блока из полипропилена.
Таблица №1
№№
п/п
Вид выполнения работ
Инструменты ,
оборудование,
приспособления.
1.
Выполнить разметку участков трубопровода в
размер (длинна – 50мм, 100 мм.)
Линейка,
карандаш
2.
Отрезать трубу под прямым углом
Ножницы(резак для
пластиковых труб)
3.
Глубину сварки следует отмерить от конца трубы и
отметить.
Линейка,
карандаш
4.
Обработать отрезки трубы под соединение.
(если это труба армированная с покрытием из
алюминиевой фольги) .
Снять наружный слой полипропилена и удалить
алюминиевую фольгу.
Шейвер
5.
Подобрать насадки в соответствии с размером
трубы.
6.
Поместить соединяемые детали на
соответствующие насадки. Трубу вставить в гильзу
до отметки, а раструб фитинга надеть на дорн.
Сварочный аппарат,
насадки.
7.
Выдержать время нагрева (согласно таблицы),
после чего снять детали с аппарата и соединить их
друг с другом.
8.
Выдержать соосность трубы и фитингов.
Примечание: Предварительно подобрать все необходимые материалы в соответствии с
заданием.
Условия сварки полипропилена Таблица №2
Диаметр
трубы, мм
Ширина
сварочного
пояска,мм
Время нагрева,
сек.
Технологическая
пауза (время
соединения) сек.
Время
остывания, мин.
20
14
6
4
2
25
16
7
4
2
32
18
8
6
4
40
20
12
6
4
50
23
18
6
4
Задание.
Выполнить соединение полипропиленовых труб по данной схеме используя порядок
комплектования (№1, №2) и инструкционно-технологическую карту.
Заключительное слово учителя
Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но … к концу подошел наш урок.
Прошу уберите рабочие место.
Давайте без слов, и, пожалуй, без жестов.
А я в благодарность вам объявлю
,
Проверив работы, в журнал выставляя
Отметки все ваши, надеюсь привычно,
Что будут они «хорошо» и «отлично».
Большое спасибо я вам говорю,
Мы цели достигли, благодарю.