Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"


Автор: Чуприна Ирина Витальевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: Школа-интернат № 18 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Барабинск Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
Раздел: полное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Одна из главных задач нового ФГОС — реализовать развивающий потенциал общего

среднего образования. Очень важно обеспечить учащимся общекультурное, личностное и

познавательное

развитие,

сформировать

умение

учиться,

научить

учащихся

самостоятельно

добывать

знания,

работать

в

команде,

развить

способность

к

самоизменению и саморазвитию на основе самоорганизации. Одним из способов решения

вопроса

перевода

учащихся

к

самостоятельной

деятельности

является

работа

с

конспектами. Наиболее рациональным примером конспекта является «интеллект-карта».

Одним

из

основателей

интеллект-карт

является

Тони

Бьюзен.

Узнав,

что

человек

использует

все-го

5

%

головного

мозга,

он

решил

«заставить

своймозг

работать».

Популярность интеллект-карт началось с публикации его книги «Работай головой»

(1974).

Технология

интеллект-карт

стала

быстро

развиваться,

доказывая

свою

применимость напрактике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.

Тони Бьюзен справедливо заметил, что большая часть информации представляется в виде

цифр и букв, удобном для восприятия левым полушарием (достаточно вспомнить линейно

представляющие

информацию Microsoft Word,

Outlook,

Excel,Lotus Notes — офисные

приложения, с которыми работают большинство офисных сотрудников). Он

написал 82 бестселлера на данную тему, используя термин iMind Map — мыслительные

карты (карты ума, интеллект-карты, карты памяти, ментальные карты, умственные карты.

Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать.

В переводах книг Тони Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты», хотя

по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их

уместнее

было

бы

называть

картами

ассоциаций.

Метод

интеллект-

карт

является

практическим приложением теории ирадиантного мышления (от слова Radiant — испу-

скающий свет, лучи (лучистый)).Центральную идею этой теории лучше всего

представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое

ощущение, воспоминание или мысль — может быть представлен в виде

центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и

миллионы лучей.Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в

свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими

ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, то есть базой данных или архивом. В

результате

использования

этой

многоканальной

системы

обработки

и

хранения

информации

мозг

в

любой

момент

времени

содержит

«информационные

карты»,

сложности

которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти

карты увидеть».Получается, что карты памяти (Mind Map) —это естественный продукт

деятельности нашего мозга. Составляя такие карты, мы графически выражаем процесс

нашего мышления. Карты памяти являются очень мощным инструментом для высво-

бождения потенциала, скрытого в мозге. Поэтому этот метод может найти применение в

любой сфере человеческой жизни, где требуется совершенствовать интеллектуальный

потенциал личности. Чаще всего данный метод является индивидуальным продуктом

одного человека или одной группы, выражает индивидуальные возможности, создаёт

пространство для проявления креативных способностей. Метод интеллект-карт позволяет

представлять информацию таким образом, чтобы её могли одновременно воспринимать и

левое,

и

правое

полушария.

Благодаря

использованию

цветов,

рисунков

и

про-

странственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и

запоминаться

гораздо

быстрее

и

эффективнее,

чем

при

её

обычном

линейном

представлении в виде цифр и букв. Образование — лицо разума.

Интеллект-карта,

или

карта

мышления

(mindmap)—

это

отображение

на

бумаге

эффективного

способа:

��

думать,

��

запоминать,

��

вспоминать,

��

решать творческие задачи,

��

возможность представить и наглядно выразить

свои внутренние процессы обработки информации,

��

вносить в них изменения,

��

совершенствовать.

Возможности применения интеллект-карт

на уроке

Учитель может с помощью интеллект -карты:

��

объяснять новую тему;

��

систематизировать и структуировать информацию;

��

организовывать и проводить контроль;

��

обобщать знания;

��

создавать опорные алгоритмы действий и т. д.

Ученик может:

��

систематизировать свои знания;

��

использовать как план своего выступления.

Заинтересовавшись интеллект-картами, я внимательно изучила:

��

рекомендации по составлению;

��

алгоритм создания интеллект-карты.

Основные правила создания интеллект-карт

Начинайте

с

центра

в

центре

расположен

основной

образ,

цель

построения

интеллект-карты, объект, от которого отходят все ассоциации. Начинайте с главной идеи, и

у вас обязательно появятся новые идеи, которые ассоциируют с образами связанными с

главной идеей для продолжения карты.

Читайте и рисуйте карту по часовой стрелке, начиная сверху — это общее правило

принято для построения интеллект-карт, тем более, такой способ восприятия привычен,

так как каждый знаком с обычными аналоговыми часами — в них час начинается как раз

вверху циферблата.

Используйте разные цвета — в выбираемых цветах гораздо больше смысла, чем нам

кажется,

тем

более,

для

восприятия

цвета

нужно

гораздо

меньше

времени,

чем

на

восприятие текста. Кроме того, разные цвета имеют различную эмоциональную окраску и

воспринимаются по- разному.

Экспериментируйте — каждый человек строит свои интеллект-карты по-разному,

каждый человек индивидуален. Используя каждый раз новые цвета или образы, можно

добиться больших результатов, чем если постоянно использовать одни и те же.

Рисуйте — если есть выбор, рисовать или нет —нужно однозначно рисовать. Каждый

человек умеет рисовать, так как в детстве мы все сначала рисуем, а потом уже пишем.

Информация в виде рисунков воспринимается нашим мозгом значительно быстрее, чем

информация в виде текстов.

Используйте ключевые слова — без текста интеллект-карту построить нельзя, поэтому

нужно выражать мысли в виде коротких ключевых слов, взглянув на которые, можно

восстановить мысли.

Связывайте

понятия

использование

связей

позволяет

мозгу

структурировать

информацию и создавать целостные образы. Рекомендуется использовать не более 7+2

ответвлений от каждого объекта, так как такое их количество позволяет даже уставшему

человеку легко воспринимать интеллект-карту.Основная идея



В раздел образования