Авторы: Зарипова Аниса Анасовна, Зарипов Ислам Иршатович
Должность: учителя
Учебное заведение: МБОУ СОШ д. Абзаково
Населённый пункт: Учалинского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности "ЭКОНОМИКА"
Раздел: начальное образование
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
по внеурочной деятельности «Экономика»
При изучении данного курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи,
поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как
экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой
продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому
труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться
не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.
Содержание программы
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности
(на примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
Универсальные учебные действия:
— различать потребности по видам;
— определять потребности домашних питомцев;
— формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются
в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь
своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого,
если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
— определять потребности своих близких;
— оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания,
которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары
приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий
товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое
перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные
люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.
Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Универсальные учебные действия:
— соотносить виды товаров и место их приобретения;
— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
Практическая и игровая деятельность:
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.
Календарно- тематическое планирование
В год – 30 занятий
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
В том числе
теоретических
В том числе
практических
Дата
проведения
(плановая)
Дата проведения
(фактическая)
Что нам нужно для жизни
7
4
3
1
Потребности — это всё то, что требуется для
жизни.
1
1
7.10
2
Рисование на тему «Что я возьму с собой на
необитаемый остров»
1
1
14.10
3
Игра: «Собери портфель»
1
1
21.10
4
Естественные потребности, характерные для
всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности
(на примере домашних питомцев).
1
1
28.10
5
Культурные потребности, характерные только для
человека: общение, образование, проявление
своих интересов.
1
1
11.11
6
Потребности и желания людей разного возраста,
имеющих разные условия жизни и профессии.
1
1
18.11
7
Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для
жизни».
1
1
25.11
Хочу, могу и надо
7
5
2
8
Желания как первый шаг появления культурных
потребностей, усилия человека, направленные на
их достижение.
1
1
2.12
9
Рисование на темы: «Мои желания», «Что я
изобрету для того, чтобы помочь людям?».
1
1
9.12
10 Безграничность человеческих желаний и
невозможность исполнить все желания.
1
1
16.12
11 Желания (потребности) членов семьи, которые
1
1
23.12
удовлетворяются в первую очередь.
12 Ценность желаний, направленных на других
людей (из таких желаний рождаются открытия и
изобретения).
1
1
30.12
13 Как можно помочь своим близким в исполнении
их желаний (сделать подарок к празднику своими
руками, отказаться от своего желания в пользу
желания близкого, если оно важнее).
1
1
13.01
14 Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо»
1
1
20.01
Как товары и услуги исполняют желания
16
8
8
15 Многие желания и потребности человек может
исполнить (удовлетворить) с помощью товаров.
Товары — предметы, вещи, продукты питания,
которые мы можем купить.
1
1
27.01
16 Экскурсия в магазин
1
1
3.02
17 Продовольственные (пища и питьё) и
промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки
и др.) товары.
1
1
10.02
18 Товары приобретают в магазинах, на рынке, на
ярмарке.
1
1
17.02
19 Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка».
1
1
24.02
20 Продавец — профессия человека, который
продаёт товары.
1
1
3.03
21 Покупатель — человек, покупающий товары.
1
1
10.03
22 Многие потребности человека удовлетворяются
не товарами, а услугами (получение образования,
сохранение здоровья, быстрое перемещение и т.
п.).
1
1
17.03
23 Услуги — действия, которые оказывают человеку
различные
люди и организации (учреждения).
1
1
24.03
24 Человек обращается за услугами в дом быта,
школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
1
1
7.04
25 Экскурсия на почту
1
1
14. 004
26 Экскурсия в парикмахерскую
1
1
21.04
27 Экскурсия в медпункт
1
1
28.04
28 Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое
предоставляет образовательные услуги и
удовлетворяет потребности людей в образовании.
Важность школы и образовательных услуг в
жизни человека.
1
1
05.05
29 Какие мечты и желания человека помогает
исполнить образование.
1
1
12.05
30 Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги
исполняют желания»
1
1
Изготовление
поделок из
природного
материала
19.05
Итого
30
17
13