Автор: Андриянова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ сош №26
Населённый пункт: г.Тольятти Самарская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Технология развития навыков
сотрудничества у старших дошкольников»
Технология сотрудничества - трёхэтапное
решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей
1 этап -обогащение представлений о сверстнике как о партнёре
по совместной деятельности
2 этап - состоит из 3 ступеней ,на каждой из которых происходит
освоение детьми определённой модели сотрудничества :
совместно – индивидуальной ,
совместно- последовательной,
совместно – взаимодействующей.
3 этап - самостоятельный выбор детьми моделей
сотрудничества
1 этап– обогащаем эмоции и речь
На данном этапе воспитателю необходимо:
поддерживать положительный эмоциональный фон
взаимодействия детей
ориентировать на развитие понимания детьми
эмоционального состояния партнёра
проводить с детьми беседы по обогащению , уточнению
правил сотрудничества и дружбы
демонстрировать образцы поведения и действия с
использованием игровых персонажей
вносить поправки в поведение ребёнка в процессе
выполнения действий в случае конфликта
непосредственно включаться в процесс общения и
совместных действий в качестве посредника или партнёра
2 этап– осваиваем модели сотрудничества
СОВМЕСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
СОТРУДНИЧЕСТВА (СИМС)
Предполагает, что после принятия цели в паре
или
подгруппе,
каждый
ребёнок
–
участник
деятельности
будет
выполнять
свою
часть
общей работы индивидуально . Эта часть на
завершающем
этапе
станет
частью
общего
итогового
результата.
Согласование
действий
участников должно осуществляться в её начале
– на этапе принятия её цели, при планировании и
в конце, когда нужно суммировать результаты.
СОВМЕСТНО-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ
МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА (СПМС)
Предполагает принятие не только общей цели,
но и последовательное выполнение действий
детьми, когда результат действия, выполненного
одним ребенком, становится предметом
деятельности другого, что требует взаимной
регуляции между ними.
По этому принципу действует
«производственный конвейер».
СОВМЕСТНО-ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ
СОТРУДНИЧЕСТВА (СВМС)
Предполагает, с одной стороны наличие у детей
определенного опыта совместной работы, с
другой – открывает новые возможности в
освоении умений планирования, координации и
оценки как промежуточного, так и итогового
результатов. На занятии сначала дети работают в
парах или подгруппах, а затем
осуществляется взаимодействие между ними
для достижения общего результата.
3 этап развития детского сотрудничества – сотрудничаем с
удовольствием
Оценка результатов-
обращать внимание на то, как важно быть справедливым,
доброжелательным
Восхищаться результатом деятельности
акцентировать внимание на совместные усилиях детей.
Таким образом , освоение опыта сотрудничества развивает
способности детей к согласованию общих целей,
осуществлению взаимного контроля и коррекции действий,
умению понимать состояние и мотивы поступков других и
соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников
формируется эмпатия, социальная чуткость.
Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно
строить своё взаимодействие с партнёрами (со сверстниками и
взрослыми).
Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют
особую структуру:
На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая
побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы,
но и способов организации для успешного решения,
например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это
задание?»
Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе
которой каждый ребенок хочет высказаться, и роль воспитателя
– помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их ( т.е.
устно или символично обозначить все точки зрения);
–
регулировать
эмоциональный
настрой
детей,
вводя
новые
или
напоминая правила дискуссии;
– если точек зрения нет, предложить свою (возможно и неверную).
Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и
предлагает
проверить
кто
прав,
через
реальные
действия:
«вот
попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав».
2. Второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и
воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает
два вида взаимодействия детей друг с другом.
Это, прежде всего – работа в парах, в которой дошкольники осваивают
один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение
материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение
функций).
Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах
совместно действующих детей.
Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от
планирования совместных действий, коллективного замысла
будущего продукта, от работы каждого члена группы.
Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими,
вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг
в неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как выход к доске
или ответ с места.
3. Третий структурный элемент – непосредственное
выполнение задания, воспитатель может включиться в
деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или
самостоятельно у доски, на отдельном материале.
4. Четвертый структурный элемент – организация контроля
и оценки предполагает действия контроля и оценки.