Напоминание

"Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников"


Автор: Андриянова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ сош №26
Населённый пункт: г.Тольятти Самарская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Технология развития навыков

сотрудничества у старших дошкольников»

Технология сотрудничества - трёхэтапное

решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей

1 этап -обогащение представлений о сверстнике как о партнёре

по совместной деятельности

2 этап - состоит из 3 ступеней ,на каждой из которых происходит

освоение детьми определённой модели сотрудничества :

совместно – индивидуальной ,

совместно- последовательной,

совместно – взаимодействующей.

3 этап - самостоятельный выбор детьми моделей

сотрудничества

1 этап– обогащаем эмоции и речь

На данном этапе воспитателю необходимо:

поддерживать положительный эмоциональный фон

взаимодействия детей

ориентировать на развитие понимания детьми

эмоционального состояния партнёра

проводить с детьми беседы по обогащению , уточнению

правил сотрудничества и дружбы

демонстрировать образцы поведения и действия с

использованием игровых персонажей

вносить поправки в поведение ребёнка в процессе

выполнения действий в случае конфликта

непосредственно включаться в процесс общения и

совместных действий в качестве посредника или партнёра

2 этап– осваиваем модели сотрудничества

СОВМЕСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

СОТРУДНИЧЕСТВА (СИМС)

Предполагает, что после принятия цели в паре

или

подгруппе,

каждый

ребёнок

участник

деятельности

будет

выполнять

свою

часть

общей работы индивидуально . Эта часть на

завершающем

этапе

станет

частью

общего

итогового

результата.

Согласование

действий

участников должно осуществляться в её начале

– на этапе принятия её цели, при планировании и

в конце, когда нужно суммировать результаты.

СОВМЕСТНО-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ

МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА (СПМС)

Предполагает принятие не только общей цели,

но и последовательное выполнение действий

детьми, когда результат действия, выполненного

одним ребенком, становится предметом

деятельности другого, что требует взаимной

регуляции между ними.

По этому принципу действует

«производственный конвейер».

СОВМЕСТНО-ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ

СОТРУДНИЧЕСТВА (СВМС)

Предполагает, с одной стороны наличие у детей

определенного опыта совместной работы, с

другой – открывает новые возможности в

освоении умений планирования, координации и

оценки как промежуточного, так и итогового

результатов. На занятии сначала дети работают в

парах или подгруппах, а затем

осуществляется взаимодействие между ними

для достижения общего результата.

3 этап развития детского сотрудничества – сотрудничаем с

удовольствием

Оценка результатов-

обращать внимание на то, как важно быть справедливым,

доброжелательным

Восхищаться результатом деятельности

акцентировать внимание на совместные усилиях детей.

Таким образом , освоение опыта сотрудничества развивает

способности детей к согласованию общих целей,

осуществлению взаимного контроля и коррекции действий,

умению понимать состояние и мотивы поступков других и

соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников

формируется эмпатия, социальная чуткость.

Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно

строить своё взаимодействие с партнёрами (со сверстниками и

взрослыми).

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют

особую структуру:

На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая

побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы,

но и способов организации для успешного решения,

например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это

задание?»

Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе

которой каждый ребенок хочет высказаться, и роль воспитателя

– помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их ( т.е.

устно или символично обозначить все точки зрения);

регулировать

эмоциональный

настрой

детей,

вводя

новые

или

напоминая правила дискуссии;

– если точек зрения нет, предложить свою (возможно и неверную).

Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и

предлагает

проверить

кто

прав,

через

реальные

действия:

«вот

попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав».

2. Второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и

воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает

два вида взаимодействия детей друг с другом.

Это, прежде всего – работа в парах, в которой дошкольники осваивают

один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение

материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение

функций).

Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах

совместно действующих детей.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от

планирования совместных действий, коллективного замысла

будущего продукта, от работы каждого члена группы.

Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими,

вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг

в неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как выход к доске

или ответ с места.

3. Третий структурный элемент – непосредственное

выполнение задания, воспитатель может включиться в

деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или

самостоятельно у доски, на отдельном материале.

4. Четвертый структурный элемент – организация контроля

и оценки предполагает действия контроля и оценки.



В раздел образования