Автор: Пилипчук Лидия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СШ"Земля родная"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: урок
Тема: ТЕМА УРОКА: И.А.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги..."
Раздел: начальное образование
ТЕМА УРОКА:
И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...»
ЦЕЛЬ УРОКА:
продолжить знакомство с жизнью и творчеством
И.А.Бунина.
Познакомить со стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги...»
Учить выразительно читать, анализировать, выделять главную мысль, озаглавливать .
Прививать любовь к поэзии.
Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе ,к окружающему нас миру.
ОБОРУДОВАНИЕ:
портрет И.А.Бунина;
фотографии поэта;
фотографии оленей;
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Пожелаем всем удач
За работу,в добрый час.
2.Речевая разминка.
- Над чем мы работали на предыдущих уроках чтения?
(Над поэзией 19-20веков)
-Чему учитесь на уроках поэзии?
-Стихотворения каких поэтов понравились больше всего?почему?
-Чей портрет видите на доске?
(И.А.Бунина)
-Прочитайте на доске слова И.А.Бунина.
«Мир везде исполнен красоты...»
-Понравились ли они вам? Чем ?
-Как вы их понимаете?
-Прочитайте эти строки, начиная шепотом, затем усиливая голос.
-Прочитайте с повествовательной интонацией,
с вопросительной интонацией,
с восклицательной интонацией..
-Прочитайте, расставляя логическое ударение на каждое слово поочередно.
3.Проверка домашнего задания.
-А сейчас порадуйте друг друга выразительным чтением стихотворения
«Детство».
(Читают наизусть 2-3 учащихся)
Вопросы после чтения:
-Что чувствовал и ощущал поэт, когда бродил по «солнечным палатам»?
-Почему поэту было важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями?
-Были ли у тебя моменты ,память о которых ты бы хотел сохранить?
Рассмотр детских рисунков.
(На доске рисунки детей)
-Посмотрите, как свои впечатления от прочитанного стихотворения ребята передали в рисунках.
-Молодцы! Меня порадовало ваше выразительное чтение, внимание к языку произведения и
ощущения, которые показали, что вы неравнодушны к поэзии. А это очень важно: быть чутким,
отзывчивым, любящим природу и начинается все это в детстве.
Послушайте, как об этом сказала поэтесса Людмила Ишутинова.
(Чтение стихотворения учителем)
Ты слышал?
Как в тиши лесной
вдруг просыпается заря,
ручей рождается весной,
вздыхает после грез земля?
Ты слышал?
Слушай!
Не спугни,
Ведь тает на губах роса,
и гаснут светлячков огни,
и исчезают голоса...
-Чем схожи строки, которые я сейчас прочитала и стихотворение И.А.Бунина «Детство»?
-Вы хотите познакомиться с другими стихотворениями И.А.Бунина?
4.Сообщение темы и цели урока,
-Сейчас мы перелистаем еще одну страницу «Поэтической тетради 2».И продолжим знакомство с
творчеством Ивана Алексеевича Бунина, с его стихотворением « Густой зеленый ельник у
дороги...»
Слайд 1
- Как вы думаете, о чем или о ком это стихотворение?
( Высказывания учеников)
-Оправдались ли ваши предположения, мы узнаем попозже.
Начитывание трудных слов.
-А сейчас прочитаем трудные слова, которые встретятся в стихотворении.
( Слова на доске)
тон/ко/но/гий ос/ти/нок
от/ки/нув о/сы/па/лось
на/топ/тав раз/ме/рен/ный
в стре/ми/тель/нос/ти
ра/дост/но
Чтение стихотворения детьми.
-Сейчас прочитайте стихотворение вполголоса.
-Теперь прочитаем вслух.
(Читают 2 ученика)
-Какие чувства у вас возникли при чтении?
-Оправдались ли ваши предположения о чем(о ком) это стихотворение?
-Какие незнакомые слова встретились?
ОСТИНОК-от слова «ость» - длинный жесткий волос в шерсти
животного,
тонкий длинный отросток на колоске у злаков.
-Что произошло в зеленом ельнике?
-Что за красоту уносил олень от смерти?
-Опиши оленя.
(Устная опись оленя)
-Олени бывают разных видов: благородный олень, северный олень, пятнистый олень; олени,
которых выращивают специально, олени, которые живут самостоятельно.
Слайд 2,3
-Похож ли олень, о котором описывается в стихотворении с этими оленями?
-Как бы вы озаглавили это стихотворение?
Физкультминутка.
Работа в парах.
-Для того, чтобы научиться читать стихотворение выразительно, расставьте самостоятельно паузы.
-Проверьте.
Слайд 4,5
-А сейчас прочитайте стихотворение, соблюдая все знаки выразительности.
(Самостоятельное чтение детьми.)
-С одинаковой ли интонацией нужно читать все строфы стихотворения?
(1,2-спокойно,размеренно.
3,4-быстрее,с тревогой.)
-А сейчас послушайте, как я прочитаю это стихотворение.
Чтение стихотворения учителем.
-Чему учит это стихотворение?
-А теперь вернемся к словам И.А.Бунина ,которые написаны на доске. Прочитайте их еще раз.
-Как вы думаете, относятся ли эти строки к тому, что мы сейчас прочитали? Объясните.
-Каким вы себе представляете поэта, пишущего такие проникновенные стихи?
Сведения о писателе.
-Сейчас Кристина и Арслан познакомят нас с жизнью поэта, который так красиво умел описать то,
что обычно происходит в природе. (сообщение учащихся) Слайд 6,7
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в г. Воронеж. Его детство прошло на
хуторе Бутырки, неподалеку от Ельца. Он часто проводил время с крестьянскими детьми из
ближних деревень. В 10 лет И. А. Бунин поступил в Елецкую гимназия. Здесь он начал писать
стихи и писал их до конца жизни.
Большинство стихотворений И. А. Бунина адресовано взрослому читателю, но есть и также,
которые он писал про детей. Поэзия Бунина привлекает своей удивительной точностью.В своих
стихотворениях он заставляет нас почувствовать тепло своего сердца, обаяние родной природы и
мухыку родного слова.
5.Итог урока.
-Наш урок подходит к концу. Выскажите свои впечатления от урока закончив предложения.
(Детям раздаются карточки для блиц - опроса)