Автор: Ильченко Любовь Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 317
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "О речевом дыхании детей с дизартрией".
Раздел: дошкольное образование
О речевом дыхании детей с дизартрией.
Ильченко Л. В.
Корогодова. А .В.
Шленская И. В.
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его
правильно дышать: и те и др. функции выполняются одними и теми же орга
нами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубо-
кий вдох и плавный, длительный , экономный выдох, невозможна хорошо
звучащая речь. Это условие в большинстве случаев представляет трудность
для многих детей, страдающих дизартрией. С такими детьми проводится
целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных
дыхательных упражнений.
Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализо –
вать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Существует определенная система, которой желательно придерживаться
при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое
(жизненное) дыхание и речевое дыхание, которое значительно отличаются
друг от друга.
Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прек-
расным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические
игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздорови
тельной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а
в теплое время года – в прогулки.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются
так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового
и голосового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при ак-
тивном участии диафрагмы.
1. Вдох и выдох через нос.
Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну
ноздрю – выдох через другую. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обыч –
ный – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
2. Вдох через нос, выдох через рот.
Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну
ноздрю – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками
выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
3. Вдох через рот, выдох через нос.
Для контроля можно подносить ко рту или к носу зеркало, ватку, полоску
бумаги.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный –
выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками
выдох обычный. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох быстрый – выдох
медленный.
4. Вдох и выдох через рот.
Если упражнения не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох толчками –
выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох обычный – выдох
с усилением в конце.
Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носо-
ротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.
5. Комбинированный вдох.
Задержка дыхания, выдох через нос.
Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).
Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок
начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учить правиль
но ее регулировать.
После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая
проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материа
ле гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.