Напоминание

"О речевом дыхании детей с дизартрией".


Автор: Ильченко Любовь Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 317
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "О речевом дыхании детей с дизартрией".
Раздел: дошкольное образование





Назад




О речевом дыхании детей с дизартрией.

Ильченко Л. В.

Корогодова. А .В.

Шленская И. В.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его

правильно дышать: и те и др. функции выполняются одними и теми же орга

нами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубо-

кий вдох и плавный, длительный , экономный выдох, невозможна хорошо

звучащая речь. Это условие в большинстве случаев представляет трудность

для многих детей, страдающих дизартрией. С такими детьми проводится

целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных

дыхательных упражнений.

Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализо –

вать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Существует определенная система, которой желательно придерживаться

при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое

(жизненное) дыхание и речевое дыхание, которое значительно отличаются

друг от друга.

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прек-

расным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические

игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздорови

тельной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а

в теплое время года – в прогулки.

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются

так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового

и голосового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при ак-

тивном участии диафрагмы.

1. Вдох и выдох через нос.

Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну

ноздрю – выдох через другую. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обыч –

ный – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

2. Вдох через нос, выдох через рот.

Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну

ноздрю – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками

выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

3. Вдох через рот, выдох через нос.

Для контроля можно подносить ко рту или к носу зеркало, ватку, полоску

бумаги.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный –

выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками

выдох обычный. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох быстрый – выдох

медленный.

4. Вдох и выдох через рот.

Если упражнения не получается, зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох толчками –

выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох обычный – выдох

с усилением в конце.

Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носо-

ротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.

5. Комбинированный вдох.

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок

начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учить правиль

но ее регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая

проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материа

ле гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.



В раздел образования