Напоминание

"Инновационные подходы в системе преподавания ОБЖ в школе"


Автор: Шинкоренко Игорь Витальевич
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: с. Архипо-Осиповка, г-к Геленджик
Наименование материала: Алгоритмы описания опыта инновационно-творческой деятельности учителя
Тема: "Инновационные подходы в системе преподавания ОБЖ в школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Алгоритмы описания опыта

инновационно-творческой

деятельности учителя.

Шинкоренко Игоря Витальевича

Преподавателя-организатора ОБЖ МАОУ СОШ № 17

Потенциал общеобразовательной школы в системе подготовки молодежи к службе в армии.

Тема: Инновационные подходы в системе преподавания ОБЖ в школе.

Своеобразной предпосылкой к инновационной деятельности в процессе

преподавания ОБЖ в нашей школе явилось, с одной стороны:

наличие определенной учебной базы ( имеется военный городок,

спорткомплекс);

военно-патриотических традиций в школе,

а также объективные предпосылки:

школа находится в пограничной зоне,

активно работает хуторское казачье общество ,

имелись определенные спортивные достижения,

успешно работал туристско-краеведческий кружок

С другой стороны-региональная программа курса «Основы безопасности и

жизнедеятельности», составленная с целью ознакомления учащихся с основами

военной службы в рядах вооружённых сил России и для обеспечения

безопасности в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени,

при наличие богатого теоретического материала фактически не

предусматривает прикладную физическую подготовку. И уровень

подготовленности молодежи к службе в армии наводит на мысль, что нужны

другие методы. Это подтверждают новые условия службы в армии и

преобразования атак же срок службы 1 -1,5 лет.

Инновационным аспектом нашей работы является попытка увеличить

практическую часть обучения за счет элективных и профильных занятий и

занятий в военно-патриотическом клубе «Патриот»

Уровень подготовленности молодежи к службе в армии наводит на мысль, что

нужны другие методы. Это подтверждают новые условия службы в армии и

преобразования, а так же срок службы 1 -1,5 лет.

Что побудило автора к созданию данной инновационной программы?

1.

Понимание

социальной

необходимости,

связанной

с

локальными

военными конфликтами,

2.

Уменьшение срока срочной службы,

3.

Необходимость

вооруженных

сил

России

в

подготовленных

солдат

контрактной службы, владеющих военно-учётными специальностями.

4.

Нехватка учащихся в военно-учебных заведениях.

5.

Желание учащихся повысить уровень своих знаний в области обороны

государства.

6.

Стремление

организовать

учебно-воспитательный

процесс

в

школе

с

учётом

основных

положений

муниципальной

экспериментальной

1

площадки.

«Нравственное

-

патриотическое

воспитание

личности

учащегося в системе взаимодействия школы, семьи и микросоциума»,

-

Создание профильных и предпрофильных классов и разноуровневых

технологий

-

идей «Живой этики» Е Рерих;

-

идея социального воспитания В.В. Зеньковского;

-

идея

субъектности

ребенка

В.И.

Слободчикова

как

признание

способности ребенка быть носителем активности и свободы в выборе и

осуществлении разнообразной деятельности;

-

идея воспитания и развития личности как способности человека к

духовной

самоорганизации,

к

сознательной

и

нравственно

регулируемой деятельности В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской;

-

идея

испльзования

практического

опыта

в

целях

формирования

нравственного опыта И.Ф. Харламова.

-

идея педагогической поддержки О.С. Газмана, В.П. Бедерхановой, Т.В.

Фроловой как деятельность педагогов по оказанию помощи детям в

решении их индивидуальных проблем и затруднений в разнообразных

видах деятельности;

-

идеи «духовной оседлости» Д.С. Лихачева.

Предметом преобразования в ходе инновационной деятельности,

является сама система преподавания ОБЖ в школе.

На наш взгляд, такая система может быть представлена следующим образом:

1.

Семья,

школа

(преподавание

ОБЖ)

и

микросоциум

должны

рассматриваться как единое целое.

2.

Урок по ОБЖ и ОВС невозможен без системы внеурочных занятий, как

невозможна голая теория без практики.

Таблица №1

2

школа

Общественные

организации

Семья

Военный

комиссариа

т.

МУДОД

ЦДЮТ

«Росток»

Казачеств

о

Союз

офицеров л\в

Урок

Элект

ивные

курсы

ВПК

«Пат

риот

»

Военно

-

полевы

е

сборы

Юга

России

Сорев

нован

ия

допри

зывно

й

молод

ёжи

Военн

о-

спорти

вная

игра

«Зарн

ица»

Урок

и

Прав

осла

вия

Учебн

о-

полев

ые

сборы

для 10

кл

.

Погр

анич

ная

заста

ва

Контрактная служба

3

РОСТО

ДОСААФ

Ф

Срочная служба в

вооружённых силах РФ

Цель данной работы доказать,

что продуктивность урока Основы

Безопасности Жизнедеятельности и Основы Военной Службы в школе

неразрывна с системой внеурочной деятельности учащихся. А также с

выходом

на

общественные

организации

при

непосредственном

участии семьи.

Актуальность проблемы очевидна, так как психология старших подростков

и

юношей

требует

активного

жизнеутверждающего

действия.

И

проблемы

сегодняшней

молодёжи,

связанные

с

наркоманией,

антисоциальным

поведением, заключается в том, что мы не смогли переключить молодёжь на

положительную

деятельность.

Простор

для

этой

деятельности

и

даёт

не

краткий теоретический курс урока, а целую систему организации ОБЖ и ОВС,

которая увлекает молодёжь на конкретные необходимые стране интересы в

психологическом

и

физическо-моральном

смысле:

занятия

«Школа

безопасности»,

военно-спортивная

игра

«Зарница»,

занятия

на

пограничной

заставе, и т.д.

Практически, каждый думающий педагог выходит на систему урочной и

внеурочной деятельности. Педагогическая идея не нова.

Методологической основой данного опыта

являются:

-

Заветы полководцев А. Невского, Петра 1, А.Суворова, Г.К. Жукова

-

идеи

К.Д.

Ушинского

о

воспитание

человека

на

основе

в

духе

культуры и традиций народа;

-

размышления о патриотизме, формировании культурного потенциала

нации В.И. Вернадского;

-

идеи

педагога-гуманиста

В.В.

Сухомлинского

о

долге

перед

Отечеством и гражданском служении;

-

научные

положения

о

сущности,

становлении

и

развитии

воспитательной

системы

Л.И.

Новиковой,

В.А.

Караковского,

С.Д.

Полякова, Н.Л. Селивановой.

Эти идеи реализуются на основе единства системного (Н.В. Кузьмина),

деятельностного (С.Л. Рубинштейн) и личностно-ориентированного (О.С.

Газман, Е.В. Бондаревская, В.П. Бедерханова) подходов к воспитанию и

образованию.

Современные

педагоги

края

пытаются

создать

кадетские

корпуса

(школы), казачьи классы. Инновационный подход заключается в создании

системы

взаимодействия

и

практического

её

применения

(

военно-

спортвные

клубы,

военнно-патриотические

клубы,

объединения,

организации, например в

ст. Каневской-казачьи классы, в

г.Туапсе

морской кадетский корпус и т.д.)

Выдвигаемая нами идея о необходимости создания системы практической

деятельности учащихся по усвоению навыков ОБЖ и ОВС была многократно

опробирована мною на протяжении ряда лет.

Раскрывая методическую идею опыта, нужно сказать, что в корне изменяются

способы коммуникации

учителя и ученика, система их взаимоотношений:

4

ученик ощущает себя и офицером, и рядовым; учитель становится для него с

одной

стороны

отцом-офицером,

а

с

другой

стороны

товарищем-тренером,

поэтому

меняются

методические

приёмы

и

методы.

Урок

не

мыслим

без

конкретных форм, практических форм усвоения знаний. Этому способствует

организация профильного и предпрофильного обучения в оборонно-спортивных

классах

В

школе

имеется

3

(58учащихся)

профильных

и

3(73

учащихся)

предпрофильных класса, в программу обучения которых, кроме

элективных

курсов

«Основы

правовых

знаний

в

чрезвычайных

ситуациях»,

«Этика

и

психология поведения в чрезвычайных ситуациях», «Прикладная физическая

культура»,

«Служба

спасения»

вводятся

учебные

курсы

«Основы

военной

службы»,

«Оказание

первой

медицинской

помощи

при

чрезвычайных

ситуациях»

Эти

предметные

и

элективные

курсы

дают

возможность

приобретения дополнительных знаний в определённом направлении.

Курс

ОВС

увеличивает

количество

часов

на

приобретение

практических

навыков строевой, огневой, тактической подготовки и основ выживания.

По оказанию первой доврачебной помощи,

по спасению пострадавших при

различных Ч.С. природного и техногенного характера и т.д.

Одной из форм урочной деятельности- это занятия на пограничной заставе. Мы

заключили

договор

о

практических

занятиях

на

заставе

старшеклассников,

которые вживую соприкасаются со службой в армии и общаются с другими

служащими.

Следующая

форма

это

ВПК

«Патриот»:

процесс

получения

дополнительных

специфических

знаний

в

области

военного

направления

и

закрепление в соревновательном варианте. Военно-полевые сборы Юга России

проводятся ежегодно, также проводятся семинар для обмена опытом и для его

закрепления в практической деятельности различного направления.

Учебно-

полевые сборы для 10 классов

проводятся в каждом районе Краснодарского

края согласно программы ОБЖ, это даёт возможность юношам сдать зачёты,

общих разделов программы ОБЖ и физической культуры. Военно-спортивная

игра «Зарница» проводится

ежегодно с выходом на городские и краевые

соревнования, МАОУ СОШ №17 3 года подряд как победители городского этапа

выезжают на краевой финал игры, из 32 районов мы занимали 4-8 места в

общекомандном направлении, а личном зачёте были призёрами в стрельбе,

медицинской помощи, блоке БЖД. Уроки православия проводились во время

занятий, это утренняя молитва, вечерняя молитва, благословление.

Содержание этапа и его реализация на данном этапе: Таблица

№2

п\п

Форма работы

Что сделано

Что планируется

сроки

1.Элективные курсы

Разработана

методика,

ведется

работа по 8

Расширить

перечень

дополнительных

предметов по

1 год

5

направлениям

желанию

учащихся и

родителей

2.ВПК «Патриот»

Разработана

программа

ведутся

занятия

Расширить

кругозор

занятий за счёт

привлечения

дополнительных

педагогов

3 года

3.Военно-полевые сборы

Юга России

Полевые

занятия

проводятся 2

раза в год в

различных

районах края.

Утвердить свою

дополнительную

программу

сборов

Геленджикского

района

10 дней 1год

4.Учебно-полевые сборы

для 10 классов

Стараемся

ежегодно

100%

предоставить

юношей на

сборы

Ввести ряд

дополнительных

дисциплин:

основы

самозащиты,

подготовка

дайвера,

несение

караульно-

постовой

службы в

практике

1год

5.Военно-спортивная игра

«Зарница

Мы являемся

лидерами

городской

игры

Расширить

содержание

городской игры

и войти в

призёры

краевого финала

2 года

6.Уроки православия

Ознакомления

с основами

православия.

Доработать

программу для

более полного и

глубокого

изучения

православия.

1год

7.Занятия на пограничной

заставе

Занятия

проводятся

согласно

заключённого

Разработать

совместную

программу

обучения,

3года

6

договора.

внести

определённые

зачёты и боевые

стрельбы.

8.Соревнования

допризывной молодёжи

В течение 3

последних лет

наши юноши

являются

призёрами

этих

соревнований

Удерживать эту

планку и пройти

в призёры на

зональных и

краевых

соревнованиях

3года

Для реализации работы в данном направлении необходимо:

таблица №3

п\п

Проблема

Кого подключить

к решению.

Сроки

1.

Нехватка кадрового обеспечения

Управление

образования,

военкомат

1-2 года

2.

Нехватка обмундирования

(форма)

РОСТО ДОСААФ,

«Росток»,

спонсоры

1-2 года

3.

Нехватка база помещение

Администрация

1-2 года

4.

Нехватка специального

снаряжения

Спонсоры,

воинские части.

1-2 года

5.

Нехватка туристического

снаряжения

Росток, спонсоры

1-2 года

6.

Нехватка финансовых затрат на

бензин, питание, наградной

материал, материал отчётности

Администрация,

депутаты,

Управление

образования.

1-2 года

7.

Нехватка транспорта.

Администрация,

депутаты,

Управление

образования

1-2 года

8.

Нехватка информационного

оборудования для обучения

Администрация,

депутаты,

Управление

образования

1-2 года

9.

Нехватка спортивных снарядов

Администрация,

депутаты,

Управление

образования

1-2 года

7

10.

Нехватка пневматического

оружия

Администрация,

депутаты,

Управление

образования

1-2 года

11.

Нехватка средств

индивидуальной защиты

Администрация,

депутаты,

Управление

образования

1-2 года

12

Нехватка медикаментов

Администрация,

депутаты,

Управление

образования

1-2 года

13

Нехватка технических средств

обучения

Администрация,

депутаты,

Управление

образования

1-2 года

8

Ожидаемый

результат:

через

полгода

совместно

с

военным

комиссариатом

проводится

тестирование

на

профпригодность

к

службе

в

армии(2017

году

непригодных к службе по состоянию здоровья – 0, ограниченно годных-10

человек, годен категория (А) 16 человек; через год собираются сведения о

поступивших в военные ВУЗы; через 2 года - собирается данные о призванных

на срочную и контрактную службу в Российскую армию.

За время реализации данной программы в военных учебных заведения

поступило

11

человек

из

20

поступивших

по

Геленджикскому

району

это

результаты и моей работы как учителя ОБЖ.

РАСШИРЕННЫЙ СПИСОК

основных нормативно-правовых документов, военно-патриотической

работы и подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах.

1.

Конституция Российской Федерации;

2.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 г. № 82 –ФЗ.

3.

Федеральный закон "Об обороне" № 61 – ФЗ от 31.05.1996 г.;

4.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" № 53 – ФЗ от

28.03.1998 г.;

5.

"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы"

№122 от 16.02.2001 г.;

6.

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о

подготовке граждан РФ к военной службе" №1441 от 31.12.1999г.;

7.

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке финансирования

расходов, связанных с реализацией федерального закона "О воинской обязанности и

военной службе" № 157 от 03.03.2001 г.;

8.

Постановление

Правительства

Российской

Федерации

военно-патриотических

молодежных и детских объединениях" № 551 от 24.07.2000 г.;

9.

Совместный приказ Министра обороны и Министра образования РФ "Об утверждении

инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области

обороны и их подготовки по основам военной службы" № 203/1936 от 03.05.2001г.;

10. Совместный

приказ

Министра

обороны

и

Министра

здравоохранения

РФ

"Об

организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к

военной службе" № 240/168 от 23.05.2001 г.;

11. Закон

Краснодарского

края

государственной

молодежной

политике

в

Краснодарском крае" № 123-КЗ от 04.03.1998 г.;

12. Постановление ЗС Краснодарского края "О подготовке к защите Отечества и военно-

патриотическом воспитании молодежи в Краснодарском крае" №92-П от 07.06.1995;

Диагностика уровня развития патриотизма и

нравственности

9

1.

Этическое развитие

2.

Нравственное воспитание

3.

Потребность в общении

4.

Способность понимать другого

5.

Эмпатия

10

-

Октябрь 2016

-

Март 2017

Младшие школьники

-

Октябрь 2016

-

Март 2017

-

Октябрь 2016

-

Март 2017



В раздел образования