Автор: Шинкоренко Игорь Витальевич
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: с. Архипо-Осиповка, г-к Геленджик
Наименование материала: Алгоритмы описания опыта инновационно-творческой деятельности учителя
Тема: "Инновационные подходы в системе преподавания ОБЖ в школе"
Раздел: среднее образование
Алгоритмы описания опыта
инновационно-творческой
деятельности учителя.
Шинкоренко Игоря Витальевича
Преподавателя-организатора ОБЖ МАОУ СОШ № 17
Потенциал общеобразовательной школы в системе подготовки молодежи к службе в армии.
Тема: Инновационные подходы в системе преподавания ОБЖ в школе.
Своеобразной предпосылкой к инновационной деятельности в процессе
преподавания ОБЖ в нашей школе явилось, с одной стороны:
наличие определенной учебной базы ( имеется военный городок,
спорткомплекс);
военно-патриотических традиций в школе,
а также объективные предпосылки:
школа находится в пограничной зоне,
активно работает хуторское казачье общество ,
имелись определенные спортивные достижения,
успешно работал туристско-краеведческий кружок
С другой стороны-региональная программа курса «Основы безопасности и
жизнедеятельности», составленная с целью ознакомления учащихся с основами
военной службы в рядах вооружённых сил России и для обеспечения
безопасности в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени,
при наличие богатого теоретического материала фактически не
предусматривает прикладную физическую подготовку. И уровень
подготовленности молодежи к службе в армии наводит на мысль, что нужны
другие методы. Это подтверждают новые условия службы в армии и
преобразования атак же срок службы 1 -1,5 лет.
Инновационным аспектом нашей работы является попытка увеличить
практическую часть обучения за счет элективных и профильных занятий и
занятий в военно-патриотическом клубе «Патриот»
Уровень подготовленности молодежи к службе в армии наводит на мысль, что
нужны другие методы. Это подтверждают новые условия службы в армии и
преобразования, а так же срок службы 1 -1,5 лет.
Что побудило автора к созданию данной инновационной программы?
1.
Понимание
социальной
необходимости,
связанной
с
локальными
военными конфликтами,
2.
Уменьшение срока срочной службы,
3.
Необходимость
вооруженных
сил
России
в
подготовленных
солдат
контрактной службы, владеющих военно-учётными специальностями.
4.
Нехватка учащихся в военно-учебных заведениях.
5.
Желание учащихся повысить уровень своих знаний в области обороны
государства.
6.
Стремление
организовать
учебно-воспитательный
процесс
в
школе
с
учётом
основных
положений
муниципальной
экспериментальной
1
площадки.
«Нравственное
-
патриотическое
воспитание
личности
учащегося в системе взаимодействия школы, семьи и микросоциума»,
-
Создание профильных и предпрофильных классов и разноуровневых
технологий
-
идей «Живой этики» Е Рерих;
-
идея социального воспитания В.В. Зеньковского;
-
идея
субъектности
ребенка
В.И.
Слободчикова
как
признание
способности ребенка быть носителем активности и свободы в выборе и
осуществлении разнообразной деятельности;
-
идея воспитания и развития личности как способности человека к
духовной
самоорганизации,
к
сознательной
и
нравственно
регулируемой деятельности В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской;
-
идея
испльзования
практического
опыта
в
целях
формирования
нравственного опыта И.Ф. Харламова.
-
идея педагогической поддержки О.С. Газмана, В.П. Бедерхановой, Т.В.
Фроловой как деятельность педагогов по оказанию помощи детям в
решении их индивидуальных проблем и затруднений в разнообразных
видах деятельности;
-
идеи «духовной оседлости» Д.С. Лихачева.
Предметом преобразования в ходе инновационной деятельности,
является сама система преподавания ОБЖ в школе.
На наш взгляд, такая система может быть представлена следующим образом:
1.
Семья,
школа
(преподавание
ОБЖ)
и
микросоциум
должны
рассматриваться как единое целое.
2.
Урок по ОБЖ и ОВС невозможен без системы внеурочных занятий, как
невозможна голая теория без практики.
Таблица №1
2
школа
Общественные
организации
Семья
Военный
комиссариа
т.
МУДОД
ЦДЮТ
«Росток»
Казачеств
о
Союз
офицеров л\в
Урок
Элект
ивные
курсы
ВПК
«Пат
риот
»
Военно
-
полевы
е
сборы
Юга
России
Сорев
нован
ия
допри
зывно
й
молод
ёжи
Военн
о-
спорти
вная
игра
«Зарн
ица»
Урок
и
Прав
осла
вия
Учебн
о-
полев
ые
сборы
для 10
кл
.
Погр
анич
ная
заста
ва
Контрактная служба
3
РОСТО
ДОСААФ
Ф
Срочная служба в
вооружённых силах РФ
Цель данной работы доказать,
что продуктивность урока Основы
Безопасности Жизнедеятельности и Основы Военной Службы в школе
неразрывна с системой внеурочной деятельности учащихся. А также с
выходом
на
общественные
организации
при
непосредственном
участии семьи.
Актуальность проблемы очевидна, так как психология старших подростков
и
юношей
требует
активного
жизнеутверждающего
действия.
И
проблемы
сегодняшней
молодёжи,
связанные
с
наркоманией,
антисоциальным
поведением, заключается в том, что мы не смогли переключить молодёжь на
положительную
деятельность.
Простор
для
этой
деятельности
и
даёт
не
краткий теоретический курс урока, а целую систему организации ОБЖ и ОВС,
которая увлекает молодёжь на конкретные необходимые стране интересы в
психологическом
и
физическо-моральном
смысле:
занятия
«Школа
безопасности»,
военно-спортивная
игра
«Зарница»,
занятия
на
пограничной
заставе, и т.д.
Практически, каждый думающий педагог выходит на систему урочной и
внеурочной деятельности. Педагогическая идея не нова.
Методологической основой данного опыта
являются:
-
Заветы полководцев А. Невского, Петра 1, А.Суворова, Г.К. Жукова
-
идеи
К.Д.
Ушинского
о
воспитание
человека
на
основе
в
духе
культуры и традиций народа;
-
размышления о патриотизме, формировании культурного потенциала
нации В.И. Вернадского;
-
идеи
педагога-гуманиста
В.В.
Сухомлинского
о
долге
перед
Отечеством и гражданском служении;
-
научные
положения
о
сущности,
становлении
и
развитии
воспитательной
системы
Л.И.
Новиковой,
В.А.
Караковского,
С.Д.
Полякова, Н.Л. Селивановой.
Эти идеи реализуются на основе единства системного (Н.В. Кузьмина),
деятельностного (С.Л. Рубинштейн) и личностно-ориентированного (О.С.
Газман, Е.В. Бондаревская, В.П. Бедерханова) подходов к воспитанию и
образованию.
Современные
педагоги
края
пытаются
создать
кадетские
корпуса
(школы), казачьи классы. Инновационный подход заключается в создании
системы
взаимодействия
и
практического
её
применения
(
военно-
спортвные
клубы,
военнно-патриотические
клубы,
объединения,
организации, например в
ст. Каневской-казачьи классы, в
г.Туапсе
морской кадетский корпус и т.д.)
Выдвигаемая нами идея о необходимости создания системы практической
деятельности учащихся по усвоению навыков ОБЖ и ОВС была многократно
опробирована мною на протяжении ряда лет.
Раскрывая методическую идею опыта, нужно сказать, что в корне изменяются
способы коммуникации
учителя и ученика, система их взаимоотношений:
4
ученик ощущает себя и офицером, и рядовым; учитель становится для него с
одной
стороны
отцом-офицером,
а
с
другой
стороны
товарищем-тренером,
поэтому
меняются
методические
приёмы
и
методы.
Урок
не
мыслим
без
конкретных форм, практических форм усвоения знаний. Этому способствует
организация профильного и предпрофильного обучения в оборонно-спортивных
классах
В
школе
имеется
3
(58учащихся)
профильных
и
3(73
учащихся)
предпрофильных класса, в программу обучения которых, кроме
элективных
курсов
«Основы
правовых
знаний
в
чрезвычайных
ситуациях»,
«Этика
и
психология поведения в чрезвычайных ситуациях», «Прикладная физическая
культура»,
«Служба
спасения»
вводятся
учебные
курсы
«Основы
военной
службы»,
«Оказание
первой
медицинской
помощи
при
чрезвычайных
ситуациях»
Эти
предметные
и
элективные
курсы
дают
возможность
приобретения дополнительных знаний в определённом направлении.
Курс
ОВС
увеличивает
количество
часов
на
приобретение
практических
навыков строевой, огневой, тактической подготовки и основ выживания.
По оказанию первой доврачебной помощи,
по спасению пострадавших при
различных Ч.С. природного и техногенного характера и т.д.
Одной из форм урочной деятельности- это занятия на пограничной заставе. Мы
заключили
договор
о
практических
занятиях
на
заставе
старшеклассников,
которые вживую соприкасаются со службой в армии и общаются с другими
служащими.
Следующая
форма
–
это
ВПК
«Патриот»:
процесс
получения
дополнительных
специфических
знаний
в
области
военного
направления
и
закрепление в соревновательном варианте. Военно-полевые сборы Юга России
проводятся ежегодно, также проводятся семинар для обмена опытом и для его
закрепления в практической деятельности различного направления.
Учебно-
полевые сборы для 10 классов
проводятся в каждом районе Краснодарского
края согласно программы ОБЖ, это даёт возможность юношам сдать зачёты,
общих разделов программы ОБЖ и физической культуры. Военно-спортивная
игра «Зарница» проводится
ежегодно с выходом на городские и краевые
соревнования, МАОУ СОШ №17 3 года подряд как победители городского этапа
выезжают на краевой финал игры, из 32 районов мы занимали 4-8 места в
общекомандном направлении, а личном зачёте были призёрами в стрельбе,
медицинской помощи, блоке БЖД. Уроки православия проводились во время
занятий, это утренняя молитва, вечерняя молитва, благословление.
Содержание этапа и его реализация на данном этапе: Таблица
№2
№
п\п
Форма работы
Что сделано
Что планируется
сроки
1.Элективные курсы
Разработана
методика,
ведется
работа по 8
Расширить
перечень
дополнительных
предметов по
1 год
5
направлениям
желанию
учащихся и
родителей
2.ВПК «Патриот»
Разработана
программа
ведутся
занятия
Расширить
кругозор
занятий за счёт
привлечения
дополнительных
педагогов
3 года
3.Военно-полевые сборы
Юга России
Полевые
занятия
проводятся 2
раза в год в
различных
районах края.
Утвердить свою
дополнительную
программу
сборов
Геленджикского
района
10 дней 1год
4.Учебно-полевые сборы
для 10 классов
Стараемся
ежегодно
100%
предоставить
юношей на
сборы
Ввести ряд
дополнительных
дисциплин:
основы
самозащиты,
подготовка
дайвера,
несение
караульно-
постовой
службы в
практике
1год
5.Военно-спортивная игра
«Зарница
Мы являемся
лидерами
городской
игры
Расширить
содержание
городской игры
и войти в
призёры
краевого финала
2 года
6.Уроки православия
Ознакомления
с основами
православия.
Доработать
программу для
более полного и
глубокого
изучения
православия.
1год
7.Занятия на пограничной
заставе
Занятия
проводятся
согласно
заключённого
Разработать
совместную
программу
обучения,
3года
6
договора.
внести
определённые
зачёты и боевые
стрельбы.
8.Соревнования
допризывной молодёжи
В течение 3
последних лет
наши юноши
являются
призёрами
этих
соревнований
Удерживать эту
планку и пройти
в призёры на
зональных и
краевых
соревнованиях
3года
Для реализации работы в данном направлении необходимо:
таблица №3
№
п\п
Проблема
Кого подключить
к решению.
Сроки
1.
Нехватка кадрового обеспечения
Управление
образования,
военкомат
1-2 года
2.
Нехватка обмундирования
(форма)
РОСТО ДОСААФ,
«Росток»,
спонсоры
1-2 года
3.
Нехватка база помещение
Администрация
1-2 года
4.
Нехватка специального
снаряжения
Спонсоры,
воинские части.
1-2 года
5.
Нехватка туристического
снаряжения
Росток, спонсоры
1-2 года
6.
Нехватка финансовых затрат на
бензин, питание, наградной
материал, материал отчётности
Администрация,
депутаты,
Управление
образования.
1-2 года
7.
Нехватка транспорта.
Администрация,
депутаты,
Управление
образования
1-2 года
8.
Нехватка информационного
оборудования для обучения
Администрация,
депутаты,
Управление
образования
1-2 года
9.
Нехватка спортивных снарядов
Администрация,
депутаты,
Управление
образования
1-2 года
7
10.
Нехватка пневматического
оружия
Администрация,
депутаты,
Управление
образования
1-2 года
11.
Нехватка средств
индивидуальной защиты
Администрация,
депутаты,
Управление
образования
1-2 года
12
Нехватка медикаментов
Администрация,
депутаты,
Управление
образования
1-2 года
13
Нехватка технических средств
обучения
Администрация,
депутаты,
Управление
образования
1-2 года
8
Ожидаемый
результат:
через
полгода
совместно
с
военным
комиссариатом
проводится
тестирование
на
профпригодность
к
службе
в
армии(2017
году
непригодных к службе по состоянию здоровья – 0, ограниченно годных-10
человек, годен категория (А) 16 человек; через год собираются сведения о
поступивших в военные ВУЗы; через 2 года - собирается данные о призванных
на срочную и контрактную службу в Российскую армию.
За время реализации данной программы в военных учебных заведения
поступило
11
человек
из
20
поступивших
по
Геленджикскому
району
это
результаты и моей работы как учителя ОБЖ.
РАСШИРЕННЫЙ СПИСОК
основных нормативно-правовых документов, военно-патриотической
работы и подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах.
1.
Конституция Российской Федерации;
2.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 г. № 82 –ФЗ.
3.
Федеральный закон "Об обороне" № 61 – ФЗ от 31.05.1996 г.;
4.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" № 53 – ФЗ от
28.03.1998 г.;
5.
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы"
№122 от 16.02.2001 г.;
6.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о
подготовке граждан РФ к военной службе" №1441 от 31.12.1999г.;
7.
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке финансирования
расходов, связанных с реализацией федерального закона "О воинской обязанности и
военной службе" № 157 от 03.03.2001 г.;
8.
Постановление
Правительства
Российской
Федерации
"О
военно-патриотических
молодежных и детских объединениях" № 551 от 24.07.2000 г.;
9.
Совместный приказ Министра обороны и Министра образования РФ "Об утверждении
инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы" № 203/1936 от 03.05.2001г.;
10. Совместный
приказ
Министра
обороны
и
Министра
здравоохранения
РФ
"Об
организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к
военной службе" № 240/168 от 23.05.2001 г.;
11. Закон
Краснодарского
края
"О
государственной
молодежной
политике
в
Краснодарском крае" № 123-КЗ от 04.03.1998 г.;
12. Постановление ЗС Краснодарского края "О подготовке к защите Отечества и военно-
патриотическом воспитании молодежи в Краснодарском крае" №92-П от 07.06.1995;
Диагностика уровня развития патриотизма и
нравственности
9
1.
Этическое развитие
2.
Нравственное воспитание
3.
Потребность в общении
4.
Способность понимать другого
5.
Эмпатия
10
-
Октябрь 2016
-
Март 2017
Младшие школьники
-
Октябрь 2016
-
Март 2017
-
Октябрь 2016
-
Март 2017