Напоминание

"Историко-краеведческая викторина, посвященная ХМАО-Югре"


Автор: Сержант Вера Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ №5 "Гимназия"
Населённый пункт: город Мегион, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Историко-краеведческая викторина, посвященная ХМАО-Югре"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Название: Историко-краеведческая викторина, посвящённая ХМАО-Югре

Автор: Сержант Вера Алексеевна

Учреждение: муниципальное автономное образовательное учреждение №5 «Гимназия», г.

Мегион

Должность автора: педагог дополнительного образования

КАТЕГОРИЯ: ЛИТЕРАТУРА

1. Назовите автора книги «Азбука оленевода», выдержка из которой приведена

ниже (2 б): (Ответ: Ю. Вэлла)

Поговорки оленевода

1. Если очень хочешь иметь оленя, за край подола Бабушки-Земли пойдёшь.

2. Если на новом месте заводишь новое стадо или меняешь пастбище, то самые

трудные первые три и года. Потом легче. Но никогда не бывает легко.

3. Если ступни твоих ног будут ступать туда, куда ступают копыта твоих оленей – ты

имеешь шанс стать оленевода.

4. Если у тебя родился сын или внук левшой (может, это судьба?), не старайся

переучивать его.

Оленеводу – левше легче, чем оленеводу – правше.

5. Построишь много километров ограды-кораля, но оленя не удержишь.

Поставишь стойбище, поселишься вместе с детьми и внуками в нём – олени будут

держаться вокруг жилища.

6. Не человек пасёт оленя, а дымокур. Пусть всегда непрерывно вьётся дымок над

твоим стойбищем.

7. Олень, как сухой сучок на дереве, сделаешь неосторожное движение – сломается.

2. Назовите автора отрывка данного произведения (2 б): (Ответ: Т. Молданов)

Имена, потерявшие земли

В борах возле речки Хетта,

По длинному бору всему,

Зелёными травами скрытыми,

Высокими травами заросшие,

Останки от многих домов.

В них жили хантыйские люди,

И детство моё там прошло.

Вот это вот место было

Под именем Харт сурт корт вул.

Вот это вот место вот было

Под именем Тозин корт вул.

Где Хетта река протекает,

Всё с именем жило тогда.

В ушедшую бытность все знали

Здесь Амали ставил запор.

В ушедшую бытность все знали

Никиты здесь рыбный залив

Так речка вся имя имела.

Вновь прибывающим людям,

Вновь приезжающим людям,

Что земли те могут поведать

Что земли те могут сказать

Мы, знавшие все, разъехались

Мы, знавшие всё, ушли.

Так земель имена потерялись

Так вод имена утекли.

3. Назовите автора отрывка данного произведения (2 б): (Ответ: Е. Айпин)

Моя княжна

(Осенняя грусть)

(…) Я давно обратил внимание на твою фамилию. В дореволюционной России она

была довольно широко известна. Твои предки внесли значительный вклад в духовное

возрождение своего Отечества. Вернее, в сокровищницу духовной энергии России и

русского

народа.

Без

этой

духовной

энергии

до

девятьсот

семнадцатого

года

не

продержались бы не только Россия, но и русский народ со всеми инородцами Российской

Империи. И в магии имени твоего большую роль сыграла твоя родословная, твои предки.

Семнадцатый год почти уничтожил твой род. Кто сложил голову на полях гражданской

войны, кто сгинул в Концлагерях Севера, кто успел уйти в эмиграцию… И Ты вместо

родового поместья близ первопрестольной появилась на свет в Заполярье, на берегу

студёного и колюче-неуютного океана. И твои родители вынуждены

были заниматься

скорее разрушением духовных начал, а не созиданием, как это делали ваши деды и

прадеды. Всё перевернулось: кто мог работать головой – тому дали кирку и лопату…

КАТЕГОРИЯ: ЭТНОГРАФИЯ

1. Что означает слово «неблюевый» (2 б)? (Ответ: шкура новорожденного оленя)

Ай-Ваня сдёрнул с головы неблюевую шапку с длинными ушами, поправил широкий

ремень

на

линялой

гимнастёрке

и,

поставив

поудобнее

ногу

с

протезом,

щекотнул

указательным пальцем кончик носа – так он обычно начинал все свои речи (Отрывок из

рассказа «Ранний ледостав» Р. П. Ругина).

2. Какие месяцы описаны ниже (8 б)?

1) Мань поль ёнхуп (этпос) «месяц малого наста». Начал таять снег, по утрам на нём

образуется тонкий наст – поль. Снег под лыжами не проваливается (ответ: март).

2) Ойта тур ёнхуп (этпос) «месяц припойменных низинных озёр» - рыбалка, охота на

заливных, низинных озёрах; или ещё мань арпи ёнхуп «месяц малых запоров» - рыбалка

запорами на малых речках, перегороженных в весеннее половодье; или тув котиль ённхуп

«месяц середины лета» (ответ: конец июня – июль).

Пример: Ретын юсвой ёнхуп

(этпос) «месяц капризного орла» (конец января –

февраль);

ретын-ёса-ёнхуп,

ретын-юсвой-ёнхуп

(сев.

диал.).

Капризы

орла

это

его

временные и редкие прилёты в оттепели с продвижением весны к северу, т.е. чередование

морозов с оттепелями (капризы погоды). Это и особый месяц обрядов поклонения Святым

хозяевам лесов и водной среды перед началом сезона весенней охоты.

3. Всего учёными зафиксировано почти три десятка имён Оби, от таких длинных, как

«Ньяк-кел колд», до самого короткого «Ю». Ненцы, которые знали эту реку только в её

низовьях,

-

Сале-ям

(«река

мысов»).

Как

называют

реку

Обь

алтайцы,

ханты,

селькупы (3 б)?

Ответ: Ханты называли её Ас, селькупы – Куай. Алтайские племена в верховьях Оби

считали, что живут на берегу реки Умар. Все имена – и Ас, и Куай, и Умар – в этих

языках переводятся одинаково: река. В значении – Большая Река.

4. Какова этимология слова «Югра» (4 б)?

Ответ:

Так

в XI – XV веках в русских летописях и исторических документах

называлась территория, занимаемая хантами и манси, жившими на Полярном Урале и в

Западной Сибири. Югрой в старину именовали также обских угров. Скорее всего, это

слово произошло от этнонома – самоназвания хантов и манси – угор, угры. Термин «югра»

непосредственно связан лишь с северными хантами и манси. Но в последнее время этот

термин

всё

чаще

относят

ко

всему

северу

Западно-Сибирского

края,

особенно

к

территории двух автономных округов Тюменской области – Ханты-Мансийского и Ямало-

Ненецкого.

5. Пронумеруйте нарты в порядке их расположения в обозе (в названиях нарт

использованы ненецкие термины) (10 б):

Мужской аргиш Женский аргиш

( 2 ) Хэхэнган – Священная нарта. ( 3 ) Хурёда – нарта для перевозки и хранения

( 3 ) Пикан – нарта для перевозки дров. меховой одежды, мехов и др. мягкой клади.

( 1 ) Нгэдалёсь – мужская легковая нарта ( 1 ) Ненган – нарта, на которой едет сама

с самыми необходимыми вещами. женщина.

( 4 ) Намзикан – нарта для перевозки мяса. ( 2 ) Юхуна – нарта для перевозки постели и

одежды, которую носят в чуме.

( 4 ) Нянь хан – хлебная нарта.

( 5 ) Ларь хан – грузовая нарта с ящиком-ларём

для продуктов.

( 7 ) Иде хан – нарта для воды, которую

на стоянках ставят возле чума для вёдер

и бачков с водой (летом).

( 8 ) Сямэй хан – условно «поганая нарта»

для перевозки половых досок для чума,

настила под постель, железного листа из-под

очага и мешков с женской обувью.

( 6 ) Ямб хан, нуто – несколько нарт для

перевозки шестов чума и предметов

домашнего обихода.

6

. У

хантов

Огонь

ассоциируется

с

образом

женщины,

впоследствии

преобразовавшейся в хозяйку очага, покровительницу рода.

Также

считалось,

что

Огонь

отпугивает

злых

духов

и

людей

с

нечистыми

помыслами. Он покровительствует детям, например, на Казыме в детскую берестяную

люльку часто подкладывали угли или пачкали нос ребёнка сажей. У восточных хантов

богиня Огня отвечает ещё и за деторождение.

Во все временя Огонь требовал к себе заботливого и почтительного отношения.

Исключите те действия, которые нельзя совершать с Огнём (4 б):

- бросать в него мусор и объедки (ответ)

- бросать в него траву

- класть в него кусочки пищи

- плевать (ответ)

- ворошить металлическими предметами (ответ)

- ворошить древесными прутьями

- разговаривать с Огнём

- разжигать Огонь посторонним в доме (ответ)

- брать взаймы угли из очага другого дома

7. Какие народы в научной литературе объединяются понятием «обские угры»

(2 б)? (Ответ: ханты и манси)

8. Ханты являются коренным этносом таёжной зоны Западной Сибири и расселены в

бассейне

Средней

и

Нижней

Оби.

Они

подразделяются

на

ряд

локальных

групп

и

именуются по названиям рек, в бассейнах которых проживают. Каждой локальной группе

соответствует свой диалект или говор. Имеются различия в материальной и духовной

культуре. Основу традиционного хозяйства хантов составляют охота и рыболовство,

на севере они сочетались с оленеводством, на юге с _________________ (2б).

(Ответ: коневодством)

9. Почему в XVII веке территория современного природного парка «Кондинские

озёра»

(Советский

район)

имела

сакральное

значение

для

коренного

населения

обских угров (4 б)? (Ответ: В XVII веке на этой территории хранился древний идол

Вагулицкий или Золотая баба, который обские угры почитают до сих пор).

1 0 . Традиционные

нормы

поведения

обских

угров

играют

важную

природосберегающую функцию. В их основе многовековой опыт народа, проживавшего в

конкретной ландшафтной зоне. Например, при пастьбе оленей, перегонах существуют

устоявшиеся традиции бережного отношения к природе. Объясните некоторые из них (6

б):

Самым оптимальным временем для перекочёвки считается дождливый день

(ответ: намокший ягель не разрушается под копытами оленей).

На летний период пастьбы оленеводы берут с собой только самое необходимое.

Пока лежит снег, часть продуктов вывозят на летнюю стоянку, а зимние вещи и ещё

одна часть продуктов перевозится к месту будущей осенней стоянки (ответ: это

совершается для того, чтобы без крайней необходимости не нарушать земной покров в

летнее время, не портить ягельники).

Оленей по возможности пасут вдали от гнездований птиц (ответ: олень и

оленногонные собаки поедают птичьи яйца).

КАТЕГОРИЯ: ИСТОРИЯ

1. Назовите известные Вам версии происхождения и значения слова «Сибирь».

(3 б – баллы считались по одному за любую названную версию: 1 версия – 1 б, 2 версии

– 2 б, 3 и больше версий – 3 б)

Ответ: Пространство от Уральских гор до берегов Тихого океана: впервые название

упоминается у иранских авторов конца XIII века, на карте появилось в 1375 году. В XIII

веке

на

берегах

Иртыша

возникло

татарское

ханство

с

названием

Сибирь.

Так

же

назывался и главный город этого ханства. В XV – XVI вв. это название относилось к

территории

между

Уральским

хребтом

и

р.

Иртыш.

Она

была

присоединена

к

Московскому государству в XVI в. Что касается происхождения названия Сибирь, то оно и

поныне остаётся загадочным. На этот счёт было высказано несколько мнений. Некоторые

исследователи предполагали, что это искажённое слово «север». Шафарик производит

слово

Сибирь

от

Унского

племени

Сабиры

или

Себеры,

которые

были

зауральского

происхождения. Другие говорят, что оно появилось от слияния двух татарских слов: «сиб»

(засыпай) и «ир» (земля) – «засыпающая земля». Существует также мнение, что слово

«Сибирь» происходит от монгольского «шибир», что значит «болото» или «сырая равнина,

поросшая березняком». В русских летописях упоминание о «Сибирской земле» впервые

появляется под 1406 год.

2.

Назовите

самое

крупное

восстание

на

Севере.

В

каком

году

и

кто

его

возглавил? (2 б)

Ответ: Восстание ненцев и хантов в 1839 – 1841 гг. Его возглавил ненец из рода

Ненянгов Ваули Пиеттомин, охотник и оленевод. В песнях и сказаниях народов Севера он

стал национальным героем, защитником угнетённых.

3. Сделайте соответствие между исследователями и их научными трудами (10 б).

Исследователь

Научный труд

1

Энциклопедист Сибири, картограф С.

У. Ремезов –Е

А

Первая

монография

о

быте

хантов «Краткое описание о народе

остяцком»

2

Этнограф Г. Н. Новицкий –А

Б

Историко-этнографический

труд «История Сибири»

3

А кадемик,

участник

В е л и ко й

Северной экспедиции (1733-1743гг.) Г. Ф.

Миллер – Б

В

Монография «Формирование

материальной культуры хантов»

4

Историк, географ Н. А. Абрамов – Ж

Г

Трёхтомная

мо н о г р а фи я

«Тобольский Север»

5

Краевед А.А. Дунин-Горкавич – Г

Д

Труд по этнографии «Родовой

и

племенной

состав

народов

Сибири в XVII в»

6

Сибировед Б.О. Долгих – Д

Е

Ге о г р а ф и ч е с к и й

а т л а с

С и б и р и

« Ч е р т ё ж н а я

к н и г а

Сибири»

7

Этнограф Н. В. Лукина – В

Ж

И с т о р и ч е с к и й

т р у д

«Описание Берёзовского края»

4. В России эмблемы городов восходят к XII- XIII вв. На территории ХМАО-Югры

первые эмблемы городов возникли в XVII в. Назовите два города округа, у которых

первыми появились эмблемы. Что на них было изображено (2 б)? (Ответ: Сургут:

две лисицы, между ними – соболь. Берёзово: соболь и стрела).

КАТЕГОРИЯ: ГЕОГРАФИЯ

1.

Откуда

берёт

начало

река

Аган

(2

б)? (Ответ:

из

озера

Тром-Аган:

протяжённость – 250 вёрст, ширина – 120 саж.)

2. Мега начинается в большой реке Обь и, протекая мимо п. Багарс и города

Мегион, снова впадает в Обь. Как называется гидроним Мега в географической

лексике (2 б)? Ответ: Название городу дала протока Мега: Пыгор-Тя-Мыг-Онг-пугол

(Поселение в устье протоки, огибающей материк) – так назвали своё местообитание

обские угры).

3. Что означает понятие «лукоморье» в географии (2 б)? Ответ: Изогнутый

берег моря.

Использованная литература

1. Вэлла Ю.К. Поговори со мной. – Ханты-Мансийск: Принт-класс, 2013. – 208 с.

2. Хантыйская литература: учеб. Хрестоматия: [в 4-х частях]: часть III / сост. Е. В.

Косинцева. – Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. – 361 с.

3. Материалы VI югорских чтений / / Сборник научных статей / Под ред. К.В.

Афаннасьевой, Т.В. Волдиной. – М.: Издательство «ИКАР», 2005. – 148 с.

4. Слинкина Т.Д. Мансийские оронимы Урала: научное издание / Т.Д. Слиникина. –

Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом «Новости Югры», 2011. – 480 с.

5. Журнал «Дружба народов» - М.: ОАО «Издательский дом «Красная звезда», 2011 г.

– 223 с.

6.

Последнее

пришествие.

Сборник

произведений

писателей

коренных

народов

Севера. Сост. Е.Д. Айпин. – М.: «Издательский дом «Прибой», 1998 г. – 432 с.

7. Кедровая грива. Стихи и проза литераторов Нжневартовского региона / Сост. С.А.

Луцкий. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988. – 272 с.

8. Природные богатства Югры в культуре обских угров / под ред. Т.В. Волдиной. –

Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 168 с.

9. Молданова Т.А. Архетипы в мире сновидений хантов. – Томск: Изд-во Том. ун-та,

2001. – 354 с.

10. Салымский край. Научно-художественное издание / Науч. ред. Г.П. Визгалов –

Екатеринбург: «Изд-во «Тезис», 2000 г. – 344 с.

11. Природопользование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы научно-

практической конференции Югорские чтения / Сост. С.А. Герасимова. – Ханты-Мансийск:

ИИЦ ЮГУ, 2010. – 181 с.

12. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского округа. Т.1 / Гл. ред. Г.Ф. Шафранов-

Куцев. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2000 г. – 399 с.



В раздел образования