Напоминание

"Урок толерантности"


Автор: Рудакова Елена Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ №17
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок толерантности"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по теме « Нации и межнациональные отношения. Понятия

национализм, патриотизм и толерантность».

Форма урока – урок-проект, урок в группах

Тип урока – обобщение ранее изученного материала

Цель: обобщить ранее изученный материал по данной теме. Создать макет буклета,

содержащего словарь терминов по данной тематике.

Опережающее задание: подобрать высказывания великих людей к каждому из терминов.

Основные понятия и термины: патриотизм, национализм, толерантность

УМК и оборудование:

1.

источники информации ( статьи из газет и журналов, информация из Интернета и

словарей), Конституция РФ

2.

рабочие листы, фломастеры, ножницы, клей

3.

мультимедийная презентация

4.

учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 11 класс

План:

1.

почему происходит отождествление понятий патриотизм и национализм?

2.

определение понятий патриотизм, национализм и толерантность

3.

подготовка макета буклета

4.

вывод

Ход урока

1 этап:

Класс поделен на 3 группы, каждая из которых будет заниматься своим понятием

(патриотизм, национализм, толерантность)

1 слайд: « Фашизм – это ложь, изрекаемая бандитами» (Э. Хемингуэй)

Вопрос: почему в стране, которая больше остальных пострадала от фашизма, так

активно проявляются националистские настроения?

Ребята читают и анализируют статьи о проявлении национальной нетерпимости в

современной России.

В результате обсуждения данных статей учащиеся приходят к выводу, что происходит

отождествление понятий патриотизм и национализм.

Наша задача выяснить, почему происходит подобная попытка.

2 слайд:

1.

Каковы основные черты патриотизма?

2.

Как можно определить понятие национализм?

3.

Каковы пути формирования патриотизма?

4.

Что такое толерантность?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, учащиеся записывают в тетрадь все, что

известно им по данной теме (2-3 минуты)

Затем происходит обмен информацией в группах.

Один ученик на доске составляет список понятий, событий, фактов, поданной теме.

Из предложенных терминов необходимо выбрать те, которые ассоциируются с данными

понятиями. Каждая группа работает со своим понятием. Отобранные слова и фразы

приклеиваются на листы бумаги, из которых будет сформирован макет буклета. К каждому

понятию группа учеников подбирает соответствующие высказывания великих людей,

подготовленные заранее. Каждое из высказываний так же приклеивается на бумагу.

Затем подготовленный макет размещается на доске, учащиеся анализируют проделанную

работу, вписывают в листы недостающую информацию.

После анализа проделанной работы учащиеся сравнивают понятия патриотизма,

национализма и толерантности, предложенные ими, с теми, которые представлены на

проекторе.

3 слайд: патриотизм – это социальное чувство, содержанием которого является

любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее,

стремление защищать интересы Родины (философский словарь)

4 слайд: национализм – это идеология, заключающаяся в проповеди национальной

обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и

межнациональной вражды (философский словарь)

5 слайд: толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям (словарь

иностранных слов)

2 этап:

Обобщение. Для структурирования материала используется метод кластеров: в центре

листа учащиеся записывают ключевое слово, а от него стрелки в разные стороны, которые

соединяют это слово с другими. Создается ассоциативный ряд для каждого понятия.

Заключительный этап урока:

Обсуждение механизма создания буклета. Оценивание наиболее активных учащихся.

6 слайд: домашнее задание: написать эссе по высказыванию И.А. Ильина: «Любить

свою Родину умеет только тот, кто не умеет ненавидеть и презирать другие народы»



В раздел образования