Автор: Рудакова Елена Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ №17
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок толерантности"
Раздел: среднее образование
Урок по теме « Нации и межнациональные отношения. Понятия
национализм, патриотизм и толерантность».
Форма урока – урок-проект, урок в группах
Тип урока – обобщение ранее изученного материала
Цель: обобщить ранее изученный материал по данной теме. Создать макет буклета,
содержащего словарь терминов по данной тематике.
Опережающее задание: подобрать высказывания великих людей к каждому из терминов.
Основные понятия и термины: патриотизм, национализм, толерантность
УМК и оборудование:
1.
источники информации ( статьи из газет и журналов, информация из Интернета и
словарей), Конституция РФ
2.
рабочие листы, фломастеры, ножницы, клей
3.
мультимедийная презентация
4.
учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 11 класс
План:
1.
почему происходит отождествление понятий патриотизм и национализм?
2.
определение понятий патриотизм, национализм и толерантность
3.
подготовка макета буклета
4.
вывод
Ход урока
1 этап:
Класс поделен на 3 группы, каждая из которых будет заниматься своим понятием
(патриотизм, национализм, толерантность)
1 слайд: « Фашизм – это ложь, изрекаемая бандитами» (Э. Хемингуэй)
Вопрос: почему в стране, которая больше остальных пострадала от фашизма, так
активно проявляются националистские настроения?
Ребята читают и анализируют статьи о проявлении национальной нетерпимости в
современной России.
В результате обсуждения данных статей учащиеся приходят к выводу, что происходит
отождествление понятий патриотизм и национализм.
Наша задача выяснить, почему происходит подобная попытка.
2 слайд:
1.
Каковы основные черты патриотизма?
2.
Как можно определить понятие национализм?
3.
Каковы пути формирования патриотизма?
4.
Что такое толерантность?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, учащиеся записывают в тетрадь все, что
известно им по данной теме (2-3 минуты)
Затем происходит обмен информацией в группах.
Один ученик на доске составляет список понятий, событий, фактов, поданной теме.
Из предложенных терминов необходимо выбрать те, которые ассоциируются с данными
понятиями. Каждая группа работает со своим понятием. Отобранные слова и фразы
приклеиваются на листы бумаги, из которых будет сформирован макет буклета. К каждому
понятию группа учеников подбирает соответствующие высказывания великих людей,
подготовленные заранее. Каждое из высказываний так же приклеивается на бумагу.
Затем подготовленный макет размещается на доске, учащиеся анализируют проделанную
работу, вписывают в листы недостающую информацию.
После анализа проделанной работы учащиеся сравнивают понятия патриотизма,
национализма и толерантности, предложенные ими, с теми, которые представлены на
проекторе.
3 слайд: патриотизм – это социальное чувство, содержанием которого является
любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее,
стремление защищать интересы Родины (философский словарь)
4 слайд: национализм – это идеология, заключающаяся в проповеди национальной
обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и
межнациональной вражды (философский словарь)
5 слайд: толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям (словарь
иностранных слов)
2 этап:
Обобщение. Для структурирования материала используется метод кластеров: в центре
листа учащиеся записывают ключевое слово, а от него стрелки в разные стороны, которые
соединяют это слово с другими. Создается ассоциативный ряд для каждого понятия.
Заключительный этап урока:
Обсуждение механизма создания буклета. Оценивание наиболее активных учащихся.
6 слайд: домашнее задание: написать эссе по высказыванию И.А. Ильина: «Любить
свою Родину умеет только тот, кто не умеет ненавидеть и презирать другие народы»