Автор: Ефимова Ирина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Берёзовский детский сад №4"
Населённый пункт: Пермский край. Берёзовский район. с. Берёзовка
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Роль прогулки в художественно эстетическом воспитании ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Берёзовский детский сад № 4»
Материал из опыта работы
на тему
«Роль прогулки в художественно-
эстетическом воспитании ребенка»
Автор работы:
Ефимова Ирина Георгиевна
Воспитатель средней группы
I квалификационной категории
Берёзовка, 2015 год
Художественно _ эстетическое – эмоциональное воспитание в «Детском
саду- Доме радости» представляет собой содействие обогащению развития и
саморазвития у детей, во-первых – способностей воспринимать, чувствовать,
переживать, познавать, мыслить, понимать, любить прекрасное в искусстве, в
жизни
общества,
в
быту,
в
природе,
т.
е.
приобщаться
к
эстетическим
ценностям; и, во- вторых, способностей и умений, необходимых ему для
активного
включения
в
эстетическую,
художественно
–
творческую
деятельность,
а
также
для
придания
эстетической
формы
любой
деятельности
и
её
результатам,
преобразовывать
действительность,
гармонизируя при этом себя и свои отношения с миром.
Эстетическому и умственному воспитанию в развитии дошкольника
как неповторимой индивидуальности принадлежит исключительно важная,
определяющая,
организующая
роль.
Это
так
называемый
институт
стихийного обучения, в котором не происходит переутомления ребёнка, т. к.
он также непроизвольно, по мере наступления усталости, «отключается» сам.
Огромные
возможности
для
обогащения
умственного
развития
возникают в период прогулок, ведь это одно из самых главных условий
воспитания здоровых детей. Закаливающее действие колебания температур,
свежий
воздух,
открытое
пространство,
общение
с
природой
-
всё
это
благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и
психическое состояние детей.
Психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное
познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на
мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит
специфический
характер,
обусловленный
возрастными
особенностями,
и
отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к
окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным,
которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности
выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.
Сопоставляя
жизненные
явления
с
их
воспроизведением,
ребёнок
опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не
только
созерцательно,
но
и
действенно,
оказывая
предпочтение
одним
объектам и явлениям перед другими. При этом дети бывают очень активны:
всё увиденное стремятся потрогать (кора берёзы и тополя; листья, камни и т.
д.), рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-
своему ярко и образно охарактеризовать.
Эстетическое
восприятие
природы
вызывает
у
детей
чувство
бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление
ухаживать
за
ними.
Примеры
чуткого
понимания
природы
и
гуманного
отношения
к
ней
дают
поэты
в
своих
произведениях,
с
которыми
мы
знакомимся как на занятиях, так и в «Минутке тишины» перед экологическим
окном.
Трудно,
голодно
птицам,
а
когда
голодно,
тогда
холод
страшен.
Послушайте, как говорит поэт Есенин:
«Поёт зима аукает, мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…..
Воробушки игривые, как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые и жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням, свешанным и злится всё сильней.»
Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает
детям осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих
впечатлений
в
рисунке
(идёт
снег,
дождь,
листопад).
Наблюдение
за
явлениями
природы
предполагает
наличие
широкого
круга
ассоциаций,
возникающих на основе опыта. Чем больше дети накапливают знаний о
природе,
тем
богаче,
ярче
становится
их
воображение,
без
которого
немыслима творческая деятельность.
Уровень психологического развития детей 4-6 лет позволят им наглядно
представить те конкретные предметы, факты, явления, которые описываются
в
стихах,
эстетически
их
оценить.
Но
самостоятельно
это
сделать
дети
затрудняются. Поэтому, мы, наблюдая те или иные явления в природе или
читая стихи, заостряем внимание детей на том, что поэт, замечая интересное
в природе, отражает это в стихотворении, а художник, стремится нарисовать
то, о чём сказал поэт. Например, Грабарь «Белая берёза» и С. Есенин «Белая
берёза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром». Читая детям
стихи, мы подбираем иллюстрации к ним. Такое комплексное воздействие
эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у
детей эстетического восприятия. Со старшими детьми проводятся экскурсии
в природу (поход в осенний лес, на берег пруда и т. д.), подготавливающие
детское
восприятие
к
опосредованному
знакомству
с
пейзажами.
Живое
наблюдение природы подготавливает её восприятие в стихах. Рассматривание
картин о природе, иллюстраций конкретизирует это восприятие, делает его
более
осмысленным.
Знакомясь
одновременно
с
иллюстрацией
и
поэтическим произведением, дети реально представляют различные способы
передачи выразительности образов и стремятся воспроизвести это в своих
рисунках (тема «одуванчик в траве», стих «Носит одуванчик….», наблюдение
за одуванчиком и т. д.). слушая звуки природы (шум ветра, щебет птиц,
шуршание листьев, стук дождя и т. д.) повышают эмоциональное настроение
маленького рисовальщика. Таким образом, мы выяснили, что на развитие и
проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние
оказывают
три
основных
фактора:
непосредственное
наблюдение
живой
природы,
уточняющие
беседы
и
просмотр
картин
(репродукций)
и
иллюстраций.
Дети
могут
создавать
творческие
рисунки
на
основе
наблюдений
природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по
развитию
воображения
и
знакомить
при
этом
с
поэзией,
то
лирические
образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке,
обогащая и дополняя его характерными деталями.
Этот творческий процесс у детей протекает по-разному. Дети младшего
и среднего возраста рисуют исходя из личного опыта, но тема их рисунков
определена поэтическим произведением. Дети старшей и подготовительной
группы
стараются
в
рисунках
как
можно
точнее
передать
содержание
стихотворения. При этом логическая связь между образами в рисунках не
нарушается.
На основе развивающихся эстетических чувств в рисунках начинает,
проявляется определенное отношение к природе. Только наблюдая природу,
ребенок подчас не может найти изобразительные средства для передачи его в
рисунке. Поэтический образ подсказывает малышу решение этой задачи. Он
также
способствует
созданию
в
рисунке
развернутого
пейзажа,
то
есть
помогает
не
только
воспроизвести
отдельные
образы
природы
с
их
индивидуальными особенностями, но и раскрыть взаимосвязи между ними
расположить
все
предметы
в
определенных
отношениях,
четко
показать
какие-то признаки того или иного времени года и наконец выразить чувства.
Природа – не иссекаемый источник духовного обогащения детей. Дети
постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают
зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие
хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно на разнообразный мир природы
пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре,
художественно-речевой
деятельности.
Впечатления
от
родной
природы,
полученные
в
детстве,
запоминаются
на
всю
жизнь
и
часто
влияют
на
отношения человека к природе, к родине.
Мастерство педагога в сочетании с творчеством и фантазией, а главное
– любовь к детям сделают прогулку удивительной и неповторимой.
«Хорошо у вас на море – океане, на острове буяне, а на Руси – матушке
во сто крат лучше! У нас луга зеленые реки синие. У нас поля бескрайние, у
заводей березки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарею сходится,
месяц на небе звезды пасет. У нас росы медвяные, ручьи серебряные…» (из
русской народной сказки)