Напоминание

"Роль прогулки в художественно эстетическом воспитании ребёнка"


Автор: Ефимова Ирина Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Берёзовский детский сад №4"
Населённый пункт: Пермский край. Берёзовский район. с. Берёзовка
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Роль прогулки в художественно эстетическом воспитании ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Берёзовский детский сад № 4»

Материал из опыта работы

на тему

«Роль прогулки в художественно-

эстетическом воспитании ребенка»

Автор работы:

Ефимова Ирина Георгиевна

Воспитатель средней группы

I квалификационной категории

Берёзовка, 2015 год

Художественно _ эстетическое – эмоциональное воспитание в «Детском

саду- Доме радости» представляет собой содействие обогащению развития и

саморазвития у детей, во-первых – способностей воспринимать, чувствовать,

переживать, познавать, мыслить, понимать, любить прекрасное в искусстве, в

жизни

общества,

в

быту,

в

природе,

т.

е.

приобщаться

к

эстетическим

ценностям; и, во- вторых, способностей и умений, необходимых ему для

активного

включения

в

эстетическую,

художественно

творческую

деятельность,

а

также

для

придания

эстетической

формы

любой

деятельности

и

её

результатам,

преобразовывать

действительность,

гармонизируя при этом себя и свои отношения с миром.

Эстетическому и умственному воспитанию в развитии дошкольника

как неповторимой индивидуальности принадлежит исключительно важная,

определяющая,

организующая

роль.

Это

так

называемый

институт

стихийного обучения, в котором не происходит переутомления ребёнка, т. к.

он также непроизвольно, по мере наступления усталости, «отключается» сам.

Огромные

возможности

для

обогащения

умственного

развития

возникают в период прогулок, ведь это одно из самых главных условий

воспитания здоровых детей. Закаливающее действие колебания температур,

свежий

воздух,

открытое

пространство,

общение

с

природой

-

всё

это

благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и

психическое состояние детей.

Психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное

познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на

мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит

специфический

характер,

обусловленный

возрастными

особенностями,

и

отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к

окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным,

которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности

выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

Сопоставляя

жизненные

явления

с

их

воспроизведением,

ребёнок

опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не

только

созерцательно,

но

и

действенно,

оказывая

предпочтение

одним

объектам и явлениям перед другими. При этом дети бывают очень активны:

всё увиденное стремятся потрогать (кора берёзы и тополя; листья, камни и т.

д.), рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-

своему ярко и образно охарактеризовать.

Эстетическое

восприятие

природы

вызывает

у

детей

чувство

бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление

ухаживать

за

ними.

Примеры

чуткого

понимания

природы

и

гуманного

отношения

к

ней

дают

поэты

в

своих

произведениях,

с

которыми

мы

знакомимся как на занятиях, так и в «Минутке тишины» перед экологическим

окном.

Трудно,

голодно

птицам,

а

когда

голодно,

тогда

холод

страшен.

Послушайте, как говорит поэт Есенин:

«Поёт зима аукает, мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка…..

Воробушки игривые, как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые и жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням, свешанным и злится всё сильней.»

Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает

детям осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих

впечатлений

в

рисунке

(идёт

снег,

дождь,

листопад).

Наблюдение

за

явлениями

природы

предполагает

наличие

широкого

круга

ассоциаций,

возникающих на основе опыта. Чем больше дети накапливают знаний о

природе,

тем

богаче,

ярче

становится

их

воображение,

без

которого

немыслима творческая деятельность.

Уровень психологического развития детей 4-6 лет позволят им наглядно

представить те конкретные предметы, факты, явления, которые описываются

в

стихах,

эстетически

их

оценить.

Но

самостоятельно

это

сделать

дети

затрудняются. Поэтому, мы, наблюдая те или иные явления в природе или

читая стихи, заостряем внимание детей на том, что поэт, замечая интересное

в природе, отражает это в стихотворении, а художник, стремится нарисовать

то, о чём сказал поэт. Например, Грабарь «Белая берёза» и С. Есенин «Белая

берёза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром». Читая детям

стихи, мы подбираем иллюстрации к ним. Такое комплексное воздействие

эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у

детей эстетического восприятия. Со старшими детьми проводятся экскурсии

в природу (поход в осенний лес, на берег пруда и т. д.), подготавливающие

детское

восприятие

к

опосредованному

знакомству

с

пейзажами.

Живое

наблюдение природы подготавливает её восприятие в стихах. Рассматривание

картин о природе, иллюстраций конкретизирует это восприятие, делает его

более

осмысленным.

Знакомясь

одновременно

с

иллюстрацией

и

поэтическим произведением, дети реально представляют различные способы

передачи выразительности образов и стремятся воспроизвести это в своих

рисунках (тема «одуванчик в траве», стих «Носит одуванчик….», наблюдение

за одуванчиком и т. д.). слушая звуки природы (шум ветра, щебет птиц,

шуршание листьев, стук дождя и т. д.) повышают эмоциональное настроение

маленького рисовальщика. Таким образом, мы выяснили, что на развитие и

проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние

оказывают

три

основных

фактора:

непосредственное

наблюдение

живой

природы,

уточняющие

беседы

и

просмотр

картин

(репродукций)

и

иллюстраций.

Дети

могут

создавать

творческие

рисунки

на

основе

наблюдений

природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по

развитию

воображения

и

знакомить

при

этом

с

поэзией,

то

лирические

образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке,

обогащая и дополняя его характерными деталями.

Этот творческий процесс у детей протекает по-разному. Дети младшего

и среднего возраста рисуют исходя из личного опыта, но тема их рисунков

определена поэтическим произведением. Дети старшей и подготовительной

группы

стараются

в

рисунках

как

можно

точнее

передать

содержание

стихотворения. При этом логическая связь между образами в рисунках не

нарушается.

На основе развивающихся эстетических чувств в рисунках начинает,

проявляется определенное отношение к природе. Только наблюдая природу,

ребенок подчас не может найти изобразительные средства для передачи его в

рисунке. Поэтический образ подсказывает малышу решение этой задачи. Он

также

способствует

созданию

в

рисунке

развернутого

пейзажа,

то

есть

помогает

не

только

воспроизвести

отдельные

образы

природы

с

их

индивидуальными особенностями, но и раскрыть взаимосвязи между ними

расположить

все

предметы

в

определенных

отношениях,

четко

показать

какие-то признаки того или иного времени года и наконец выразить чувства.

Природа – не иссекаемый источник духовного обогащения детей. Дети

постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают

зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие

хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно на разнообразный мир природы

пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре,

художественно-речевой

деятельности.

Впечатления

от

родной

природы,

полученные

в

детстве,

запоминаются

на

всю

жизнь

и

часто

влияют

на

отношения человека к природе, к родине.

Мастерство педагога в сочетании с творчеством и фантазией, а главное

– любовь к детям сделают прогулку удивительной и неповторимой.

«Хорошо у вас на море – океане, на острове буяне, а на Руси – матушке

во сто крат лучше! У нас луга зеленые реки синие. У нас поля бескрайние, у

заводей березки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарею сходится,

месяц на небе звезды пасет. У нас росы медвяные, ручьи серебряные…» (из

русской народной сказки)



В раздел образования