Автор: Соннова Таисия Геннадиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №38"
Населённый пункт: город Омск Омская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Эмоциональное развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование
Соннова Т.Г.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА
МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
В настоящее время изучению роли эмоций в формировании личности
человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В
современной педагогике вопрос эмоционального развития детей выдвигается в
качестве важнейших ценностей отечественного образования и
связывается с
обновлением
содержания
образования,
требованием
гуманизации
и
демократизации педагогического процесса, а также качественным улучшением
эстетического воспитания подрастающего поколения.
Главный акцент в решении проблемы эмоционального развития старших
дошкольников ставится на задаче приобщения ребенка с первых лет жизни к
миру
художественной
и
музыкальной
культуры.
Известно,
что
дошкольное
детство
–
период,
на
протяжении
которого
ведущую
роль
в
психическом
развитии
ребёнка
играет
эмоциональная
сфера,
а
музыка
-
искусство
эмоциональное по самому своему содержанию.
Как справедливо отмечают отечественные психологи Л. С. Выготский и А.
В.
Запорожец,
только
согласованное
функционирование
двух
систем
–
эмоциональной и интеллектуальной, их единство может обеспечить успешное
выполнение любых форм деятельности. Но сама по себе эмоциональная сфера
качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
То,
что
писал
Л.
С.
Выготский
о
феномене
«засушенное
сердце»
(отсутствии
чувства),
наблюдавшемся
у
его
современников
и
связанном
с
воспитанием,
направленным
на
логизированное
(соответствие
с
законами
логики)
и
интеллектуализированное
(свободное
от
эмоций)
поведение,
не
потеряло
актуальности
и
в
наше
время,
когда,
помимо
соответствующей
направленности
воспитания
и
обучения,
"обесчувствованию"
способствует
технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Исследователь В. М. Минаева отмечает, что замыкаясь на телевизорах,
компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь
общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные
дети
стали
менее
отзывчивыми
к
чувствам
других.
Поэтому
работа,
направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Ценна мысль психолога
Р. С. Немова о том, что дошкольный возраст
является
сенситивным
периодом
для
развития
открытости
собственному
эмоциональному миру.
С позиции Е. В. Назайкинского, музыка является одним из основных и
наиболее
действенным
средством
для
создания
условий
эмоциональной
открытости
дошкольников.
Под
влиянием
музыки
развивается
восприятие
ребенка, богаче становятся переживания.
Анализ
научной
литературы
показал
необходимость
выявления
возможностей
музыкальных
занятий
в
эмоциональном
развитии
старших
дошкольников.
Исследование
литературы
показало
большой
спектр
определений
категории «эмоция». Для нас стало значимым определение эмоций, данное А. Г.
Маклаковым.
Эмоции
в
психологии
—
это
процессы,
отражающие
личную
значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности
человека в форме переживаний.
Работая
над
достижением
цели
эмоционального
развития
старших
дошкольников был определен ряд условий:
-
реализация
системы
занятий
с
использованием
программно-
методического обеспечения;
-
создание
комфортной
психологической
обстановки
и
предметно-
развивающей среды для эмоционального развития старших дошкольников;
- учет психолого – педагогических особенностей эмоционального
развития ребенка старшего дошкольного возраста;
- взаимодействие детей и взрослых;
-
учет
совокупности
музыкальных
произведений,
имеющих
разнообразную эмоциональную направленность;
- реализована необходимость педагогов личным примером способствовать
эмоциональному развитию детей.
При
этом анализ
литературы
позволил
охарактеризовать
психолого
–
педагогические
особенности
эмоционального
развития
ребенка
старшего
дошкольного возраста.
В
дошкольном
возрасте
процесс
познания
у
ребенка
происходит
эмоционально-практическим путем.
Так, ребенок дошкольник способен понимать эмоциональные состояния
свои и окружающих их людей. Главная цель развития эмоциональной сферы
дошкольников
–
научить
детей
понимать
эмоциональные
состояния
свои
и
окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных
эмоций, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и
эмоциями.
В
регуляции
поведения
дошкольников
важную
роль
играют
высшие
художественно-эстетические и социальные эмоции. Основной механизм влияния
социальных
эмоций
на
поведение
человека
–
формирование
системы
личностных отношений.
Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со
взрослыми
и
сверстниками.
Основным
условием
осознания
и
проявления
ребенком своей индивидуальности является называние, принятие и поддержка
взрослым его эмоциональных проявлений.
В
результате
анализа
литературы
выявлено,
что
музыка
воспитывает
чувства,
формирует
вкусы.
П о э том у необходимо
качественно
развивать
эмоциональную
сферу
дошкольников. А
т а к же музыка
может
оказывать
воздействие
на
формирование
нравственных
качеств
человека,
активизирует
работу
мозга,
влияет
на
развитие
многих
психических
функций:
памяти,
внимания, воображения, мышления. Слушание музыки на занятиях в детском
саду помогает детям лучше понимать, любить ее, воспитывает чуткость детей к
красоте в искусстве и жизни. Эмоциональному развитию детей способствует
совместное
пение,
используемое
на
занятиях
по
музыке.
Музыкально-
дидактические
игры,
игровые
задания
и
приемы,
позволяют
повысить
восприимчивость детей, вносят занимательность.
С
целью
выявления
исходного уровня развития эмоциональной сферы
старших дошкольников в нашем учреждении была проведена диагностика.
Были использованы следующие диагностические методики:
1. Проективная методика «Домики» (автор О. А. Орехова), методическая
основа – цвето - ассоциативный эксперимент по тесту А. М. Эткинда. Данная
методика
позволяет
выявить
личностные
отношения,
социальные
эмоции
и
ценностные ориентации старших дошкольников.
2. Методика «Эмоциональное развитие старших дошкольников» (автор Н.
Л.
Кряжева) цель которой состоит
в том, чтобы дать ребенку возможность
обозначить для себя позитивные и негативные полюсы эмоций.
3.
Методика
«Нарисуй
себя»
(авторы
А.
М.
Прихожан
и
З.
Василяускайте).
Данная
методика
позволяет
определить
особенности
эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного
возраста.
Количественный анализ результатов диагностики показал, что высокий
уровень
эмоционального
развития
имеют
32%
детей,
низкий
-
23%
детей,
соответственно средний уровень прослеживается у 45% детей.
Качественный
анализ
данных
диагностики
позволил
определить
следующие результаты:
-
у
детей
узкий
спектр
распознавания
базовых
эмоций,
невысокая
активность по некоторым видам деятельности;
- низкий уровень позитивных эмоций;
- достаточно высокий уровень негативных эмоций (злость, гнев, страх),
большой процент детей с низкой самооценкой, низкая эмоциональная оценка к
близким людям;
-
дети
старшей
группы
находятся
на
одинаковом
уровне
развития
эмоциональной сферы.
Таким
образом,
анализ
результатов
диагностики
определил
исходный
уровень
развития
эмоциональной
сферы
старших
дошкольников
как
недостаточный.
С целью изменения выявленной ситуации была разработана и реализована
программа эмоционального развития старших дошкольников на музыкальных
занятиях.
Целью программы явилось создание благоприятных условий для развития
когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности старших дошкольников
как основных компонентов для развития, совершенствования эмоциональных
способностей
и
формирования
навыков
конструктивного
социального
моделирования.
Для реализации этой цели были определены задачи:
-
накапливать
опыт
восприятия
произведений
мировой
музыкальной
культуры разных эпох и стилей;
-
вызывать
сопереживание
музыке,
проявления
эмоциональной
отзывчивости;
- научить детей распознавать основные базовые эмоции;
- развивать музыкальное мышление детей;
- развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке,
проявления творческой активности);
-
побуждать
детей
выражать
свои
музыкальные
впечатления
в
исполнительской, творческой деятельности;
-
расширять знания детей о том, что музыка выражает настроения,
чувства, характер людей;
- вызывать и поддерживать интерес к музыке, представления о красоте;
-
побуждать
к
оценке
музыки,
поддерживать
проявления
оценочного
отношения.
Реализация программы эмоционального развития старших дошкольников
на занятиях по музыке, проходила по трём направлениям:
1. работа с детьми,
2. консультативная работа с педагогами,
3. просветительская работа с родителями.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
I направление – работа с детьми включала:
- разработку комплекса музыкальных произведений по разделу слушания
музыки;
- проведение интегрированных занятий;
- организацию праздников и развлечений;
- проведение музыкально-дидактических, коммуникативных игр.
II направление – работа с педагогами включала:
- ознакомление педагогов с целью и задачами программы;
- разработку перспективного плана работы с педагогами;
- проведение семинаров-практикумов, тренингов, консультаций;
- разработку рекомендаций для педагогов, анкетирование.
III направление –работа с родителями включала:
- проведение собраний, консультаций для родителей;
- оформление информационных стендов;
- проведение анкетирования с родителями;
- организация открытых занятий и развлечений для родителей;
- игры-тренинги, беседы.
По окончанию реализации программы эмоционального развития старших
дошкольников на музыкальных занятиях была проведена повторная диагностика
с целью результативности этой программы. Анализ результатов показал, что
высокий уровень эмоционального развития имели 64% детей, низкий - 16%
детей, соответственно средний уровень прослеживался у 37% детей.
По
результатам
диагностики
наблюдалась
положительная
динамика
изменения
в
эмоциональном
развитии
старших
дошкольников:
расширился
спектр
распознавания
базовых
эмоций,
возрос
уровень
предпочтений
определенных
видов
деятельности,
повысилась
самооценка,
эмоциональное
отношение к себе, а также к близким. Кроме того, у детей повысился уровень
предпочтения
позитивных
эмоций,
а
негативных
понизился.
Это
свидетельствует
о
развитии
личности
и
позитивном
восприятии
старшими
дошкольниками окружающего мира.
Таким
образом,
на
основании
анализа
психолого-педагогической
литературы и той работы, которая была проведена в нашем образовательном
учреждении были сделаны выводы о том, что эмоции имеют первостепенное
значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности,
отзывчивости, человечности.
Кроме
того,
использование
музыкальных
занятий
действительно
способствует эмоциональному развитию старших дошкольников, если:
-
создана
комфортная
психологическая
обстановка
и
предметно-
развивающая среда для эмоционального развития старших дошкольников;
-
учитывается
совокупность
музыкальных
произведений,
имеющих
разнообразную эмоциональную направленность;
-
выполняется
педагогами
необходимость
личным
примером
способствовать эмоциональному развитию детей.
Предлагаемая
программа,
разработанная
с
учетом
индивидуальных
и
групповых
особенностей
старших
дошкольников,
при
внедрении
в
учебно-
воспитательный
процесс
способствует
их
эффективному
эмоциональному
развитию.
Считаем, что полученные нами теоретические и практические результаты
можно использовать в качестве основы для дальнейшей разработки проблем
эмоционального развития личности.