Напоминание

"Эмоциональное развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях"


Автор: Соннова Таисия Геннадиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: БДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №38"
Населённый пункт: город Омск Омская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Эмоциональное развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Соннова Т.Г.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В настоящее время изучению роли эмоций в формировании личности

человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В

современной педагогике вопрос эмоционального развития детей выдвигается в

качестве важнейших ценностей отечественного образования и

связывается с

обновлением

содержания

образования,

требованием

гуманизации

и

демократизации педагогического процесса, а также качественным улучшением

эстетического воспитания подрастающего поколения.

Главный акцент в решении проблемы эмоционального развития старших

дошкольников ставится на задаче приобщения ребенка с первых лет жизни к

миру

художественной

и

музыкальной

культуры.

Известно,

что

дошкольное

детство

период,

на

протяжении

которого

ведущую

роль

в

психическом

развитии

ребёнка

играет

эмоциональная

сфера,

а

музыка

-

искусство

эмоциональное по самому своему содержанию.

Как справедливо отмечают отечественные психологи Л. С. Выготский и А.

В.

Запорожец,

только

согласованное

функционирование

двух

систем

эмоциональной и интеллектуальной, их единство может обеспечить успешное

выполнение любых форм деятельности. Но сама по себе эмоциональная сфера

качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То,

что

писал

Л.

С.

Выготский

о

феномене

«засушенное

сердце»

(отсутствии

чувства),

наблюдавшемся

у

его

современников

и

связанном

с

воспитанием,

направленным

на

логизированное

(соответствие

с

законами

логики)

и

интеллектуализированное

(свободное

от

эмоций)

поведение,

не

потеряло

актуальности

и

в

наше

время,

когда,

помимо

соответствующей

направленности

воспитания

и

обучения,

"обесчувствованию"

способствует

технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Исследователь В. М. Минаева отмечает, что замыкаясь на телевизорах,

компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь

общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные

дети

стали

менее

отзывчивыми

к

чувствам

других.

Поэтому

работа,

направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Ценна мысль психолога

Р. С. Немова о том, что дошкольный возраст

является

сенситивным

периодом

для

развития

открытости

собственному

эмоциональному миру.

С позиции Е. В. Назайкинского, музыка является одним из основных и

наиболее

действенным

средством

для

создания

условий

эмоциональной

открытости

дошкольников.

Под

влиянием

музыки

развивается

восприятие

ребенка, богаче становятся переживания.

Анализ

научной

литературы

показал

необходимость

выявления

возможностей

музыкальных

занятий

в

эмоциональном

развитии

старших

дошкольников.

Исследование

литературы

показало

большой

спектр

определений

категории «эмоция». Для нас стало значимым определение эмоций, данное А. Г.

Маклаковым.

Эмоции

в

психологии

это

процессы,

отражающие

личную

значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности

человека в форме переживаний.

Работая

над

достижением

цели

эмоционального

развития

старших

дошкольников был определен ряд условий:

-

реализация

системы

занятий

с

использованием

программно-

методического обеспечения;

-

создание

комфортной

психологической

обстановки

и

предметно-

развивающей среды для эмоционального развития старших дошкольников;

- учет психолого – педагогических особенностей эмоционального

развития ребенка старшего дошкольного возраста;

- взаимодействие детей и взрослых;

-

учет

совокупности

музыкальных

произведений,

имеющих

разнообразную эмоциональную направленность;

- реализована необходимость педагогов личным примером способствовать

эмоциональному развитию детей.

При

этом анализ

литературы

позволил

охарактеризовать

психолого

педагогические

особенности

эмоционального

развития

ребенка

старшего

дошкольного возраста.

В

дошкольном

возрасте

процесс

познания

у

ребенка

происходит

эмоционально-практическим путем.

Так, ребенок дошкольник способен понимать эмоциональные состояния

свои и окружающих их людей. Главная цель развития эмоциональной сферы

дошкольников

научить

детей

понимать

эмоциональные

состояния

свои

и

окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных

эмоций, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и

эмоциями.

В

регуляции

поведения

дошкольников

важную

роль

играют

высшие

художественно-эстетические и социальные эмоции. Основной механизм влияния

социальных

эмоций

на

поведение

человека

формирование

системы

личностных отношений.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со

взрослыми

и

сверстниками.

Основным

условием

осознания

и

проявления

ребенком своей индивидуальности является называние, принятие и поддержка

взрослым его эмоциональных проявлений.

В

результате

анализа

литературы

выявлено,

что

музыка

воспитывает

чувства,

формирует

вкусы.

П о э том у необходимо

качественно

развивать

эмоциональную

сферу

дошкольников. А

т а к же музыка

может

оказывать

воздействие

на

формирование

нравственных

качеств

человека,

активизирует

работу

мозга,

влияет

на

развитие

многих

психических

функций:

памяти,

внимания, воображения, мышления. Слушание музыки на занятиях в детском

саду помогает детям лучше понимать, любить ее, воспитывает чуткость детей к

красоте в искусстве и жизни. Эмоциональному развитию детей способствует

совместное

пение,

используемое

на

занятиях

по

музыке.

Музыкально-

дидактические

игры,

игровые

задания

и

приемы,

позволяют

повысить

восприимчивость детей, вносят занимательность.

С

целью

выявления

исходного уровня развития эмоциональной сферы

старших дошкольников в нашем учреждении была проведена диагностика.

Были использованы следующие диагностические методики:

1. Проективная методика «Домики» (автор О. А. Орехова), методическая

основа – цвето - ассоциативный эксперимент по тесту А. М. Эткинда. Данная

методика

позволяет

выявить

личностные

отношения,

социальные

эмоции

и

ценностные ориентации старших дошкольников.

2. Методика «Эмоциональное развитие старших дошкольников» (автор Н.

Л.

Кряжева) цель которой состоит

в том, чтобы дать ребенку возможность

обозначить для себя позитивные и негативные полюсы эмоций.

3.

Методика

«Нарисуй

себя»

(авторы

А.

М.

Прихожан

и

З.

Василяускайте).

Данная

методика

позволяет

определить

особенности

эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного

возраста.

Количественный анализ результатов диагностики показал, что высокий

уровень

эмоционального

развития

имеют

32%

детей,

низкий

-

23%

детей,

соответственно средний уровень прослеживается у 45% детей.

Качественный

анализ

данных

диагностики

позволил

определить

следующие результаты:

-

у

детей

узкий

спектр

распознавания

базовых

эмоций,

невысокая

активность по некоторым видам деятельности;

- низкий уровень позитивных эмоций;

- достаточно высокий уровень негативных эмоций (злость, гнев, страх),

большой процент детей с низкой самооценкой, низкая эмоциональная оценка к

близким людям;

-

дети

старшей

группы

находятся

на

одинаковом

уровне

развития

эмоциональной сферы.

Таким

образом,

анализ

результатов

диагностики

определил

исходный

уровень

развития

эмоциональной

сферы

старших

дошкольников

как

недостаточный.

С целью изменения выявленной ситуации была разработана и реализована

программа эмоционального развития старших дошкольников на музыкальных

занятиях.

Целью программы явилось создание благоприятных условий для развития

когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности старших дошкольников

как основных компонентов для развития, совершенствования эмоциональных

способностей

и

формирования

навыков

конструктивного

социального

моделирования.

Для реализации этой цели были определены задачи:

-

накапливать

опыт

восприятия

произведений

мировой

музыкальной

культуры разных эпох и стилей;

-

вызывать

сопереживание

музыке,

проявления

эмоциональной

отзывчивости;

- научить детей распознавать основные базовые эмоции;

- развивать музыкальное мышление детей;

- развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке,

проявления творческой активности);

-

побуждать

детей

выражать

свои

музыкальные

впечатления

в

исполнительской, творческой деятельности;

-

расширять знания детей о том, что музыка выражает настроения,

чувства, характер людей;

- вызывать и поддерживать интерес к музыке, представления о красоте;

-

побуждать

к

оценке

музыки,

поддерживать

проявления

оценочного

отношения.

Реализация программы эмоционального развития старших дошкольников

на занятиях по музыке, проходила по трём направлениям:

1. работа с детьми,

2. консультативная работа с педагогами,

3. просветительская работа с родителями.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

I направление – работа с детьми включала:

- разработку комплекса музыкальных произведений по разделу слушания

музыки;

- проведение интегрированных занятий;

- организацию праздников и развлечений;

- проведение музыкально-дидактических, коммуникативных игр.

II направление – работа с педагогами включала:

- ознакомление педагогов с целью и задачами программы;

- разработку перспективного плана работы с педагогами;

- проведение семинаров-практикумов, тренингов, консультаций;

- разработку рекомендаций для педагогов, анкетирование.

III направление –работа с родителями включала:

- проведение собраний, консультаций для родителей;

- оформление информационных стендов;

- проведение анкетирования с родителями;

- организация открытых занятий и развлечений для родителей;

- игры-тренинги, беседы.

По окончанию реализации программы эмоционального развития старших

дошкольников на музыкальных занятиях была проведена повторная диагностика

с целью результативности этой программы. Анализ результатов показал, что

высокий уровень эмоционального развития имели 64% детей, низкий - 16%

детей, соответственно средний уровень прослеживался у 37% детей.

По

результатам

диагностики

наблюдалась

положительная

динамика

изменения

в

эмоциональном

развитии

старших

дошкольников:

расширился

спектр

распознавания

базовых

эмоций,

возрос

уровень

предпочтений

определенных

видов

деятельности,

повысилась

самооценка,

эмоциональное

отношение к себе, а также к близким. Кроме того, у детей повысился уровень

предпочтения

позитивных

эмоций,

а

негативных

понизился.

Это

свидетельствует

о

развитии

личности

и

позитивном

восприятии

старшими

дошкольниками окружающего мира.

Таким

образом,

на

основании

анализа

психолого-педагогической

литературы и той работы, которая была проведена в нашем образовательном

учреждении были сделаны выводы о том, что эмоции имеют первостепенное

значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности,

отзывчивости, человечности.

Кроме

того,

использование

музыкальных

занятий

действительно

способствует эмоциональному развитию старших дошкольников, если:

-

создана

комфортная

психологическая

обстановка

и

предметно-

развивающая среда для эмоционального развития старших дошкольников;

-

учитывается

совокупность

музыкальных

произведений,

имеющих

разнообразную эмоциональную направленность;

-

выполняется

педагогами

необходимость

личным

примером

способствовать эмоциональному развитию детей.

Предлагаемая

программа,

разработанная

с

учетом

индивидуальных

и

групповых

особенностей

старших

дошкольников,

при

внедрении

в

учебно-

воспитательный

процесс

способствует

их

эффективному

эмоциональному

развитию.

Считаем, что полученные нами теоретические и практические результаты

можно использовать в качестве основы для дальнейшей разработки проблем

эмоционального развития личности.



В раздел образования