Автор: Овод Людмила Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 82 "Сказка"
Населённый пункт: Норильск Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции развития дошкольников с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 «Сказка»
663300, Россия, Красноярский край, г. Норильск, Центральный район, ул. Советская, д. 8 «а»
тел. (3919) 46-17-22, Е-mail: mdou82@norcom.
ru
Консультация для педагогов ДОУ
Здоровьесберегающие технологии
в системе коррекции развития дошкольников с ОВЗ,
как неотъемлемая часть НОД (непосредственной образовательной
деятельности) и различных режимных моментов дня.
Подготовил,
Учитель-дефектолог,
Людмила Анатольевна
Овод
ЦЕЛИ использования здоровьесберегающих технологий:
Развитие тактильной чувствительности, сложнокоординированных движений.
Развитие речи, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной
координации дошкольников.
Овладение навыками рисования и письма.
«Истоки
способностей
и
дарований
детей
находятся на кончиках их пальцев»
В.А.Сухомлинский
Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Существует
тесная
связь
между
координацией
движений
и
речью.
Тонкие
движения
пальцев
рук
появляются
раньше
артикуляции
слогов;
последующее
совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности
движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного
аппарата, но и движений пальцев рук.
На
пальцах
рук
есть
много
точек,
массаж
которых
позволяет
укреплять
здоровье
ребёнка.
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением
речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности
не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в
развитие тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками
самообслуживания,
затрудняет
манипуляции
различными
мелкими
предметами,
сдерживает развитие некоторых форм игровой деятельности.
Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по
коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в
целом у данной категории детей.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как
внимание,
мышление,
оптико-пространственное
восприятие
(координация),
воображение,
наблюдательность,
зрительная
и
двигательная
память,
речь.
Развитие
навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка
потребует
использования
точных,
координированных
движений
кистей
и
пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми,
застенчивыми,
нерешительными;
затрудняется
их
общение
со
сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение
в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а
значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в
работу
воспитателя
необходимо
включать
здоровьесберегающие
технологии,
способствующие
интегрированному
воздействию,
а
также
достижению
устойчивого,
стабильного результата в более короткие сроки.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие дыхания, необходимы
для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. А такие упражнения, как
пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и
координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.
Точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки нам помогут рисование,
штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, лепка,
аппликация, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом
можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Занятия «штриховка, обводка по трафаретам, рисование» - эффективный приём
развития мускульной памяти, координации движений пальцев рук. Этот приём не только
развивает глазомер, укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию
речи, а также компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования
двигательных навыков.
В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и
расстёгивании
пуговиц, кнопок, крючков,
молний,
завязывании
и
развязывании
лент, шнурков, узелков на верёвке.
Большинству детей доставляют радость упражнения на развитие мелкой
моторики, которые принимают вид занимательной игры. Пальчиковые игры могут
быть двух основных видов: игры без предметов и игры со специальными развивающими
предметами (спичками, катушкой и карандашом, со скрепками, с массажёром «Су-Джок»,
разными шариками и мелкими предметами).
Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения, затем добавляется
речевое сопровождение (разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с
сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук)
При использовании игр со специальными развивающими предметами у ребёнка
развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая).
Использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-
логопедической
работы,
а
также
создание
наиболее
разнообразной,
интересной
для
ребёнка
речевой
среды
способствует
решению
задач
гармоничного
развития
дошкольников
более
результативно
и
в
короткие
сроки,
активизирует
психические
процессы и формирует личность ребёнка в целом.
Колючий коврик.
Ипликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает
расслабление
мышц,
активизирует
кровообращение,
в
связи
с
чем,
улучшается деятельность центральной нервной системы.
Игры с колючим мячом Су-Джок.
По тропинке, по дорожке
правая рука слегка ударяет мячиком
Топают к нам чьи-то ножки. по столу с продвижением вперёд
Это ёжик, посмотри,
катаем мячик в ладошках,
К нам пробрался из глуши
пальцы широко растопырить.
По столу всласть находился левая рука катает по столу мяч
круговыми движениями
И в ручей потом свалился. перекидываем из руки в рук
Уколоть он нас решил, катаем по тыльной стороне левой,
правой кисти
Только понял – нету сил.
Он пофыркал, с пальцев слез
подержать в левой ладошке и переложить
в
правую ладонь
И ушёл обратно в лес.
правая рука слегка ударяет мячиком
по столу с продвижением вперёд
Массажное колечко
При работе с массажным кольцом ребёнок накатывает его на пальцы рук, прокатывает
колечко
по
пальцу,
проговаривая
стих.
Подбираем
массажное
колечко
нужно
по
обхвату
пальца
ребенка.
Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.
Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.
Раз-пальчик большой он красивый такой.
Два - пальчик указательный очень обаятельный.
Три - пальчик средний он совсем не вредный.
Четыре - безымянный пальчик очень славный.
Пять - мизинчик маленький счастливчик.
Щёлканье воздушных пузырей плёнки.
Кистевой эспандер
Кисти рук я развиваю, одновременное сжимание
Эспандер в руках сжимаю. кистевых эспандеров
Раз, два – правой жму, в правой и левой кистях рук
Три, четыре – левой жму.
Поработал так немножко
Всё – горячая ладошка.
Игры с карандашом и верёвочкой.
Карандаш в руках катаем
и ладошки согреваем.
Очень быстро мы катаем
никогда не замерзаем.
«Волчок»
Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.
Карандаш вращать сначала двумя пальцами одной руки, потом другой руки.
Можно то же повторить большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
«Вертолет»
Вращение карандаша между большим, средним и указательными пальцами.
Карандаш взять тремя пальцами и вращать быстро-быстро, как винт вертолета.
Отправляется в полет
Наш красавец – вертолет.
Игры с верёвочкой.
«Намотай-ка»
Ребёнок должен намотать верёвочку на карандаш,
при этом карандаш не крутится, а верёвочка наматывается.
«
Ниткопись
»
Выкладывание
ниток
по
контуру
различных
изображений,
нанесенных на бархатную бумагу или вырезанных из нее. Дети
кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нитку,
слегка
прижимая
ее
пальчиком
по
всей
длине.
При
вертикальном положении листа нитка не падает. Ворсистая
нитка легко прикрепляется к бархатной бумаге, также легко
она отделяется от неё. В качестве верёвки может быть шнурок
от обуви, отделочная тесьма.
Перебирание пальцами чёток или бус.
Перебирать чётки или бусы, сопровождая движения рук речью.
Передвигать бусины деля слова на слоги, один слог, одна бусина.
В нашей левой, правой ручке – показываются ладошки левой и правой руки
Вот такие, видишь, штучки с надетыми на них чётками
Это косточки на нитке
У меня и у Никитки.
Пальцы двигаются дружно: одновременное перебирание чёток
Раз, два, три - вот так им нужно. пальчиками обеих рук
Косточки перебираем
И при этом повторяем:
«Синий, синий в море кит,
На волне легко лежит».
Клавиатура компьютера
По клавиатуре пальчики хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры
Прыгают, как зайчики. пальцами обеих рук
Пальцы, буквы нажимая,
Развиваются, играя.
Игры с прищепками.
1. Ребёнок должен надеть прищепки на пальцы, подержать их несколько секунд,
снять, затем надеть прищепки на другую руку.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
И с прищепками играть.
2. Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
Игры со скрепками.
1.
«Цепочка»
Соединение скрепок одна за другую по своему желанию.
Каждому ребёнку даём несколько скрепок трех цветов.
В цепочке не должно быть две одинаковые скрепки вместе одного цвета;
2. Соединение скрепок по заданному условию или правилу (дети учатся слышать правило,
подчинять действие правилу:
– одна белая, одна жёлтая…
– две красных, две синих…
– одна жёлтая, две белых…
– одна красная, три синих…
– одна синяя, одна жёлтая, одна красная, одна белая, одна розовая и т.д. и т.п.
3. «
Картины из скрепок»
Игры с пуговицами.
1. Расстегивание и застегивание пуговиц.
2. Сортировка пуговиц.
3. Пуговичная мозаика.
Материал: пуговицы разного размера и цвета.
Сначала
выложите
рисунок
сами,
затем
ребёнок
делает то же самостоятельно. После того, как ребёнок
научится
выполнять
задание
без
вашей
помощи,
предложите
ему
придумывать
свои
варианты
рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку,
бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и т.д.
Игры с крупами.
1.
Переборка круп, семян.
Материал: блюдца, гороха, фасоль, или даже орехи …
Вариант
1.
Проставьте
перед
ребёнком
две-три
мисочки,
одну
наполните крупой, дайте ему ложку и покажите, как перекладывать крупу
из одной мисочки в другую.
Вариант 2. Насыпаем «материал» на блюдце. Попросить ребёнка
перебрать. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и
удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт
следующую горошину, потом ещё и ещё – так набирает целую горсть.
Можно делать это одной или двумя руками.
2. Рисование узоров на крупе
(манка, песок).
На противень или поднос насыпьте манку
и покажите ребёнку, как можно рисовать пальцем на манке.
3. Выкладывание узора из фасоли и гороха.
Для
начала
ребёнок
пробует
выложить
предложенные
схемы
предварительно распечатанные. Затем попросите его придумать
свои
узоры,
которые
можно
создать
с
помощью
фасолинок,
кукурузы, гороха и т. д. Поощряйте любые проявления фантазии
ребёнка.
Игры с мелкими цветными предметами.
Игры с использованием счётных палочек и спичек.
Выкладывание рисунка.
При
работе
со счётными
палочками
и
спичками,
ребёнок
может
выкладывать
рисунок
по
образцам.
Если
он
хорошо
справляется с заданием, можно попросить его выложить рисунки из
спичек по памяти или придумать свои узоры из спичек.
Собираем бревнышки. Строим «сруб» из спичек.
Ребёнок должен поднять со стола палочку большим пальцем и мизинцем. Выполняем одной
рукой, потом другой рукой и двумя руками одновременно.
Игры с пипеткой.
Всасывание пипеткой воды.
Цель: Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Игры с мячами.
1.
Игра «Повтори слово»
Повторяй слово, которое я скажу, в момент отбивания мячика» Например: я говорю -«один», ты
повторяй - «один», «два» - «два», и т.д.
2.
Игра «Счёт».
Один ребёнок говорит - «один», другой - «два», первый «три», второй - «четыре» и т.д. (можно
считать и в обратном порядке)
3.
Игра «Наоборот» Подбор слов с противоположным значением (антонимов).
Стирание ластиком нарисованных предметов.
Игры с носовым платком.
Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя
пальцы только этой руки).
Коробочки.
Соберите коллекцию различных пустых баночек и пузырьков, пусть ребёнок учиться открывать и
закрывать крышки.
Сухой бассейн.
Найди корм для …голубя.
Узнай, что внутри.
Материал: два сосуда с разными наполнителями, мелкие игрушки.
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок,
различные крупы, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое.
Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребёнок с
закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не
ощупывая пальцами его отдельные элементы.
Чудесный мешочек.
Определить на ощупь мелкие игрушки (медведь, заяц, лиса, геометрические формы).
При выполнении
графических заданий
важны не быстрота, не количество сделанного, а
точность выполнения.
Вариантами работы с карандашом могут быть следующие задания:
а) графический диктант;
б) нарисуй по памяти;
в) срисуй по клеткам;
г) рисование по образцу;
д) дорисуй половинку;
е) рисование по точкам;
ж) штриховка;
з) слуховой диктант.
«Танграм».
1. Игра «Собери фигуру» (вариант 1)
Нужно сложить фигуру по контурному рисунку.
2. Игра «Собери фигуру» (вариант 2)
Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно
границ элементов.