Автор: Чиркова Галина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУДО ЦДТ "Россияне"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: тренинг на развитие лидерских способностей у старшеклассников
Тема: "Лидер- это..."
Раздел: дополнительное образование
Чиркова Галина Владимировна,
педагог-психолог МОУДО ЦДТ «Россияне»,
г. Ярославль
Лидер - это...
(тренинг на развитие лидерских способностей у старшеклассников)
Аннотация
По запросу педагога, для старшеклассников, посещающих детское объединение «Мастера
игры» было решено провести цикл тренингов на развитие лидерских способностей –
причина
необходимость
проявления
лидерских
способностей
при
подготовке
мероприятий, принятии самостоятельных решений во время сценических выступлений.
Для этого необходимо познакомить обучающихся более глубоко с понятием лидер, помочь
выделить и осознать в себе наличие лидерских качеств,
также дать возможность проявить
свои лидерские способности. Условиями этого могут послужить: определение четких и
ясных признаков лидерского поведения, осознание лидерских качеств,
возможность
проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера.
Цель: создать условия для развития лидерских навыков у участников тренинга.
Задачи:
- осознать наличие у себя лидерских качеств;
- потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения,
осознании лидерских качеств;
- осознать наличие у себя лидерских качеств;
- проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера.
Представление тренера. Информация о себе и тренингах.
Правила работы в группе:
Психолог рассказывает о необходимости создания «безопасной обстановки» для
плодотворного участия в тренинге и о правилах, соблюдение которых способствует
созданию такой обстановки:
- активность участия в упражнениях;
- правило «стоп» - каждый участник может сказать «стоп» и выйти из игры, если
почувствует, что слишком глубоко затрагиваются его личностные качества, и он не хотел
бы дальнейшего самораскрытия.
- ответственность – участники тренинга предупреждаются об ответственности за
сохранность информации, которую они узнали друг о друге.
Каждый произносит слова: «Правила понятны, буду выполнять».
Вступительное слово ведущего:
Тема нашего сегодняшнего занятия – «Лидерство». Сегодня мы с вами попробуем ответить
на вопрос: «Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?». У вас будет
возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке,
необходимом для лидера.
Участникам предлагается высказать ассоциации со словом лидер.
Лидер - человек, который способен влиять на окружающих, с тем, чтобы эффективно
добиваться поставленных целей. Другими словами, хороший лидер - успешный
коммуникатор. Ведь в процессе своего влияния на других он обязан быть убедитель-
ным, способным изменить мнение и настроение партнеров.
Быть лидером. Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания
властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих -
потому что все по силам - границ... Быть лидером... Для тысяч эти два слова связаны с
липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим
ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить,
соответствовать, когда невозможно отсидеться в стороне, отшутиться, не взяться за этот
пресловутый гуж, будь он неладен!..
Быть лидером... Несомненно, для многих это ежедневная и ежечасная реальность, способ
существования. Это энергия и радость от того, что ты не только признан, но и
востребован, не только готов принимать решения, но и знаешь, как это делать. Он впереди,
он занят проблемами - не только своими, но и тех, кто рядом, кто доверяет ему, лидеру,
право быть первопроходцем.
Быть лидером - это и радость, и груз ответственности, и десятки дилемм, требующих
решения, и умение не только ладить с людьми, но и хранить верность принципам. Это
высокий энергетизм, это умение планировать, знание тактики и выбор стратегии, это
четкость и целеустремленность, харизматичность и сила воли, умение прощать другим и
требовать от себя.
1. Разминка.
Цель: создать дружелюбный и безопасный настрой, условия для проявление лидерских
способностей.
1. Упражнение «Сделай шаг вперед».
Ребята становятся в широкий круг, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15
человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы
сразу хорошо выявляются.
2. Упражнение «Начали ».
Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!».
Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то
договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.
Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая
команда выбирает себе слово. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут
выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та
команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух
соревнования, который является немаловажным для ребят.
2. Основная часть.
3. Упражнение «Лидер – это».
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы,
рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий
коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или
найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – «Я - лидер!». В
работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые
характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить
ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка,
создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.
Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств.
Итак,»Лидер-это…». Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к
человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские
качества.
4. Тест «Лидер ли я?».
Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите
наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните,
что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в
своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым
приходит в голову».
Тестовый материал
1. Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не
оправдываться?
А) Да.
Б) Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо
такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет
7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) Нет.
Б) Да.
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто
раньше был с вами не согласен?
А) Да.
Б) Нет.
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А) Да.
Б) Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов.
Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном
лидерстве.
5.Упражнение «Верёвочка».
Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было
образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга.
Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку,
построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-
то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее
строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика
этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно
продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду,
шестиугольник.
3. Заключение.
Цель: подведение итогов тренинга, проговаривание своих эмоций и чувств в процессе
работы, выделение главного для себя.
Рефлексия.
Участники возвращаются в круг, и каждый по кругу отвечает на вопросы: «Что нового вы
узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?».