Автор: Пучкова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ" Детский сад комбинированного вида №3"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: проект
Тема: "Следы на снегу"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3»
ПРОЕКТ
«Следы на снегу»
для детей средней группы
Проект выполнили: Деваева Т.В.
Пучкова С.С.
Курск
2017
«Экологическая
культура
есть
результат
воспитания, который выражается в умении
и н д и в и д а
д о с т и г а т ь
г а р м о н и ч н ы х
отношений с окружающей его природой.»
М. Булгаков
Актуальность:
На прогулке после снегопада дети увидели много следов, знакомых и нет. Их очень
заинтересовало, кто оставил эти следы. Дети не смогли ответить на этот вопрос. Некоторые
дети отвечали, что это кошка (собака), показывая даже на следы птиц. Решили спросить у
родителей, воспитателей, детей соседней (старшей) группы. Информация была разной: и
правильной и нет.
Многие дети (да и взрослые) на вопрос: «Что такое следы на снегу?» отвечают, что это
следы животных. Этот однозначный ответ привел к необходимости объяснить детям, что на
снегу оставляют следы любые предметы, животные, птицы и человек.
Цель проекта: Дать детям представление о том, что в природе оставленные на снегу следы
помогают считывать информацию о предмете или живом организме, расширить знания и
представления детей об окружающем мире в зимний период; способствовать развитию
познавательной активности детей.
Задачи проекта:
1.Сформировать у детей:
понятие «след», как оттиск любого предмета или тела;
умение рассматривать и изучать предложенные образцы;
умение проводить исследование следов животных и птиц;
умение определять, кому принадлежит след, куда направляется.
2.
Развивать
познавательную
активность
детей,
фантазию
и
творчество,
логическое
мышление.
3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю.
Длительность проекта: 3 зимних месяца.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники
проекта: дети
средней
группы;
воспитатели
Деваева
Т.В.,
Пучкова
С.С.;
преподаватели дополнительного образования; родители.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта дети узнают, что любой предмет может оставить на
снегу след (отпечаток). Научатся узнавать, кому принадлежат следы, называть и доказывать
свою точку зрения. Определять направление следов.
Повысить познавательный и исследовательский интерес к чудесам природы.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
1. Создание творческой группы для определения задач, исходя из возникшей проблемы.
2. Разработка плана по реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала.
Определение цели и задач проекта. Взаимодействие со специалистами детского сада для
оказания помощи в организации спортивного праздника, прослушивания музыкальных
произведений, рисования следов на бумаге.
3.
Информирование
родителей
о
предстоящем
проекте.
Оформление
рекомендаций
по
проекту.
4.
Совместная
деятельность
родителей
и
детей
по
исследованию
следов
на
снегу
на
дворовой территории и в парках города.
Основной:
Формы и методы реализации проекта:
- эксперименты и исследовательская деятельность;
- наблюдения;
- беседы;
- рисование, лепка;
- рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий по теме «Следы на снегу»;
- самостоятельная художественная деятельность;
- дидактические игры, настольные игры, народные игры.
Заключительный:
- игра-путешествие «Угадай, чьи следы»;
- развлечение «Угадай, чей след»
- альбом «следы на снегу» (совместные работы детей и родителей; детей и воспитателя;
работы детей во время самостоятельной деятельности);
- презентация проекта.
Мероприятия реализации проекта:
Познавательное развитие
1.Беседа «Зимующие и перелетные птицы».
Задачи:
Дать представление о жизни животных в зимнее время. Учить рассматривать иллюстрации
и фото местообитаний зверей, рассуждать об их особенностях.
2. Беседа «Кто как зимует. Питание животных зимой»
Задачи:
1. Формировать у детей представления о приспособлении животных к зимним холодам.
2. Познакомить детей с особенностями питания животных в зимнее время
3. Воспитывать бережное отношение к животному миру.
3.Беседа «Как человек помогает животным зимой»
Задачи:
1.Формировать у детей представления о деятельности лесника и лесничества в зимнее
время.
2.Воспитывать бережное отношение к животному миру.
4. Образовательная деятельность «Жизнь животных в зимнее время»
Задачи:
1.
Формировать представления детей об условиях обитания диких животных.
2.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
5. Ситуативные разговоры и индивидуальные беседы:
«Кто эти звери и птицы», «Кто наследил, «Мамы и детеныши», «Кто чем питается?»
Художественно-эстетическое развитие
1.
Лепка (пластилин): «Лисичка».
Задачи:
1. Продолжать формировать представления у детей о строении животных.
2 . Развивать память, мышление, внимание, волевые процессы, умение планировать свою
деятельность, предвидеть результат.
3. Воспитывать бережное отношение к жителям леса.
2.
Рисование: «Следы на снегу» (НОД и прогулки)
Задачи:
1.
Показать
и
научить
рисовать
следы
на
снегу
(бумаге),
используя
нетрадиционную
технику
2. Развивать наблюдательность и познавательные интересы.
3. Формировать способность к самостоятельному поиску способов выполнения задания.
3.
Самостоятельная художественная деятельность.
Задачи: развивать наблюдательность и познавательный интерес детей, стремление к
самостоятельному поиску способов решения задач.
Дети
самостоятельно
изображают
следы
(отпечатки)
животных,
птиц,
человека,
машин, опираясь на рисунки и фотографии следов (отпечатков). Используют раскраски и
трафареты
4.
Чтение художественной литературы.
В. Бианки «Чьи это ноги?», «По следу»
Н. Сладков «Нечеловеческие шаги», «Заяц в штанах», «Кто в моем доме живет?», «Разговор
медведя и сороки»
М. Пришвин «Ёж»
Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
1.
Формировать коммуникативные навыки: стремление к дружелюбию по отношению к
окружающему миру; развивать умения сопереживать, сочувствовать; поддерживать
доброжелательное отношение в играх.
2.
Развивать
наблюдательность,
познавательный
интерес,
стремление
к
исследовательской деятельности.
3.
Развивать
зрительное
восприятие,
произвольное
внимание,
мелкую
моторику,
координацию движений руки.
= Эксперименты: «Следы машин», «Ангелы», «Здесь был Я», «Чьи это следы?», «Куда
ведут следы?», «Динозавры», «Кто прилетал на кормушку?»
= Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Кто бежал?», «Куда
ведут следы?», «Времена года», «Птичья столовая», «Чьи следы?», «Найди лишнее»
= Настольная игра «Чей хвост».
= Подвижные игры «Совушка», «Перелет птиц», «Волк и зайцы», «У медведя во бору»
= Игра-путешествие «Путешествие в лес»
= Развлечение «Найди свой след»
Заключение:
дети могут:
- Рассказать о месте зимовья медведя, волка, лисы, зайца.
- Изображать следы кошки и птиц на листе бумаги и на снегу.
-
Рассуждать
о
направлении
исследуемых
следов
и
определять
их
принадлежность
и
направление.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
Опрос детей «Следы на снегу. Чьи они?»
Ф. И.
ребенка
Что знаю?
Что хочу узнать?
Где (или как) это найти?
София Р.
Это птички
Ко нарисовал
У папы и мамы спросить
Алеша Б.
Это собаки
?
?
Саша Г.
Это
кошки
и
собаки,
еще медведь
Как они получаются
У
родителей
спросить,
п о
т е л е в и з о р у ,
в
интернете
Даша Л.
Это зайчика
?
У
п а п ы
и
м а м ы
спросить, сходить в лес и
посмотреть
Георгий А.
Это в лесу медведя и
волка
Как их посмотреть?
У
м а м ы
и
п а п ы
спросить,
посмотреть
в
компьютере
Маша С.
Какие
птички
здесь
были
Ко оставил следы
Пойти
и
посмотреть,
п о с м о т р е т ь
в
компьютере
Эвелина Р.
Бегала собачка
?
В зоопарке спросим
Витя В.
Машина ехала
Кто здесь бегал?
У мамы спросить
Никита Б.
Это собака
Б о л ь ш а я
и л и
маленькая
Спросить
у
папы
и
мамы,
посмотреть
по
телевизору
Вова Х.
Это птицы ходят
Какие птицы ходили
П о с м о т р е т ь
п о
телевизору или у мамы
спросить
2.
«Следы транспорта»
3.
«Следы предметов на снегу»
4.
«Следы птиц»
птиптички
5.
«Делаем следы»
6.
«Следы динозавра»
Птички прилетали кушать
Следы синички
Делаем следы кошечки
Рисуем следы кошечки
7.
«Угадай, чьи следы?»
8.
«Путешествие в зимний лес»
9.
«20 декабря – Всемирный День Ангела»
10. «Раскрашиваем снег»
Делаем Ангелочков
11. Питание животных зимой (плакаты)