Автор: Ленкова Анна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №15
Населённый пункт: Краснодарский край Курганинский район ст.Родниковская
Наименование материала: методическая разработка по исследовательской деятельности
Тема: "Волшебные превращения" конспект открытого занятия
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе
«Волшебные превращения»
Подготовила: воспитатель МАДОУ №15 Ленкова А.В.
Цель: развивать у детей познавательной активности, любознательности,
интересу к экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
мышление;
Развивающие:
-развивать умение детей проводить элементарные и доступные опыты, искать
ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат
экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного
задания.
Оборудование
: пластилин для импровизированного кратера вулкана, кисточки
для гуаши, гуашь, пластиковые стаканы, салфетки, фартуки, миски,
пластмассовые ложки, емкости с водой, бумага, кусочки ароматического ,
бутылочка жидкого мыла, коктейльные трубочки, гуашью),
сода, лимонная кислота, тряпочки, чай.
Предварительная работа: подготовка костюма волшебницы, беседа, чтение
сказок о мыльных пузырях, чтение пословиц и поговорок загадок.
Ход занятия
Волшебница:
Здравствуйте, ребята. Я добрая волшебница и пришла к вам в гости, чтобы
творить чудеса. Скажите, дети, а вы любите волшебство?
Дети: Да!
Волшебница: А хотите тоже стать волшебниками, как и я?
Дети: Хотим!
Волшебница: Тогда я приглашаю вас в лабораторию чудес, где я научу вас всем
своим премудростям. Но прежде отгадайте загадку:
Ускользает как живое,
Но не выпущу его.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Гладкое, душистое,
Моет руки чисто?
Что это?
(Ответы детей)
Волшебница:
Дети я покажу вам маленькое извержение волшебного вулкана. В жизни это
очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Опыт №1 «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.
Волшебница: Вот и потух наш вулкан.
Дети: Да!
Волшебница:
ВЫВОД: Вода взаимодействует с содой и лимонной кислотой. В результате
опыта вода пенится, кипит, выделяет пузырьки.
Волшебница: Так как нам предстоит еще много работы, я предлагаю
немножко отдохнуть.
Физкультминутка
Вот выходим мы на луг. (Шагают на месте).
Я твой друг и ты мой друг! (Руки вытягивают вперед и показывают на
себя).
К солнцу дружно потянулись. (Руки тянут с «Солнышку»).
Обнялись и улыбнулись. (Обнимают друг друга и улыбаются).
Волшебница: Какае вы все дружные и веселые.
Опыт №2
«
Эксперимент с мылом и водой».
- Посмотрите, что у вас в емкостях? (Вода).
- Потрогайте пальчиками, какая вода? (Теплая, прозрачная, мокрая, без
запаха).
- Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.
- Какое стало мыло? (Скользкое).
- Что произошло с водой? (Стала мутная, пенится, есть запах).
- Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфеткой.
Воспитатель: Размылили мыло? Пузырьки есть?
(Ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, что нужно сделать дальше, чтобы получились
пузыри?
(Выдуть через трубочки).
Воспитатель: Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть.
Подули на ладошку. Чувствуете холодный воздух? А теперь опустите трубочку
в воду
и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.
- Какие пузыри у вас получились? (Большие, маленькие, прозрачные).
- Когда много мыльных пузырей, что получается? (Пена). Посмотрите, как
пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.
Воспитатель: А как вы думаете, что нужно сделать, чтоб пузыри получились
цветными?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, нужно добавить краситель : лучше использовать
гуашь в воду с пузырями и еще раз подуть в трубочку, пузыри станут цветными.
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать рисунок друг для друга и
белый лист бумаги и положить его сверху нашей миски, тогда наши цветные
пузырики оставят отпечаток, и получится рисунок.
Теперь мы поднимаем наши листочки и смотрим, что у нас получился за
рисунок.
Опыт №3 «Эксперимент с чаем, содой и лимонной кислотой».
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам дети превратиться в волшебников и
сделать водяные пузыри.
Воспитатель: А от чего у нас еще бывают пузырьки? Ведь они бывают не
только
от мыла?! Берем два стаканчика с содой и лимонной кислотой и высыпаем
сначала один, а потом другой в стаканчик с чаем. Пить эту воду нельзя.
- Какие пузырьки у вас получились? (Маленькие, большие, прозрачные или
непрозрачные).
- Похожи эти пузырьки на мыльные или нет?
Воспитатель: А что еще произошло с чаем, кроме появления пузырьков, когда
мы добавляли в него соду и лимонную кислоту?
- Он изменил свой цвет? (Потемнел или посветлел)
- Изменился ли его запах?
- Растворились ли в нем сода и лимонная кислота?
Воспитатель: Сегодня мы свами побывали в волшебной лаборатории, узнали и
увидели много интересного. Подведем ребята итоги нашего занятия .
Волшебница: Дети, вам понравились наши превращения, и быть
волшебниками?
-О чем мы сегодня с вами говорили?
-Ребята, что нового вы сегодня узнали?
-И что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Волшебница:
Ребята,
я
вас
благодарю
за
сотрудничество
и
говорю:
До
свидания, до новых встреч.
В конце занятия для детей подготовлен сюрпризный момент, детям вручаются
мыльные пузыри.