Напоминание

"Где зимуют птицы?"


Автор: Мишенева Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №25"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: урок по окружающему миру в 1 классе
Тема: "Где зимуют птицы?"
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель: Мишенева С.П.

Класс : 1 А

Дата: 09 февраля 2017г.

Тема урока: « Где зимуют птицы?»

Комплект: А.А. Плешаков. Окружающий мир

Тип урока: комбинированный урок

Цель: расширить знания учащихся 1 класса о птицах перелетных и зимующих в наших краях;

воспитывать заботливое отношение к ним.

Задачи:

Образовательные:

актуализировать и расширить знания детей о зимующих птицах;

познакомить с перелетными птицами, учить находить взаимосвязи в природе и на этой

основе объяснять природные явления;

формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;

Развивающие:

развивать познавательную активность, логическое мышление;

продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

развивать коммуникативные навыки работы в группах, умение следовать заданному

алгоритму;

Воспитательные:

осознавать свою роль в отношении с другими людьми и природой;

конструктивно воспринимать иные мнения и предложения,

объективно определять свой вклад в общий результат;

Оборудование: Фотографии птиц, карточки с заданиями, презентации, проектор, экран,

компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и

урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.(слайд 1)

Очень интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем,

И мир большой познаем!

II. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!

- Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).

- Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Вы, наверное, читали сказку или

смотрели мультфильм «Гадкий утенок».

- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам. Комсомольская школа). Давайте посмотрим, а

что же внутри? (Открываю конверт)

- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я? Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Вы, конечно, помните, что вырос я на

птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и

зелено. Рядом со мной? много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и

потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что в Самарской области, там, где вы живете, бывают страшные морозы, а

некоторые птички никуда не улетели.

Ребята, подскажите:

1.

Какие птички улетели на зиму в теплые края и почему?

2.

Какие птички остались зимовать в вашей местности?

3.

Где они укрываются от мороза, чем питаются?

4.

Помогаете ли вы им пережить холода?

Буду с нетерпением ждать ваш ответ. Ваш друг – Лебедь

- Поиску ответов на эти серьезные вопросы мы и посвятим наш сегодняшний урок.

- Итак, наш урок будет называться «Где зимуют птицы?» (Cлайд 2.)

- Какие цели мы поставим на урок? (слайд 3)

III. Изучение нового материала

1.

Вступительная беседа учителя

- Сначала давайте вспомним строение тела птицы.(Слайд 4)

«Какие бывают птицы» Ю. Дмитриев

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки довольно много — около 9 тысяч

видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины (слайд 5), есть и совсем

крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов (слайд 6). Есть

птицы, которые летают выше облаков (слайд 7), а есть и такие, которые вовсе не могут летать

(слайд 8). Одни птицы живут только в лесу (слайд 9), другие — только в степи, третьи — там и тут.

Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах

(слайды 10-11). А другие — только на берегу моря (слайд 12). Одни птицы питаются рыбой, другие

— насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы»,

которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена (слайд 13). Одни птицы

селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов (слайд 14).

Одни птицы получили свои имена за голос, другие — за цвет, третьи — за поведение (слайд 15).

2. Знакомство с перелётными птицами

- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете почему?

- Это потому, что всех птичек можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие.

- Лебедь спрашивает, какие птички улетели в теплые края?

- Я приготовила для вас плакат, на котором изображены эти птички. Давайте рассмотрим их. Как

они называются?

- Как называют таких птичек? (Слайд 16)

Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с

наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные

места.

- Посмотрите, наш друг Лебедь прислал нам диск с фотографиями, голосами и загадками

перелетных птичек. Попробуем отгадать их.

Показ слайдов. Звучит пение птичек.

– Отгадайте-ка, ребятки

Эти хитрые загадки:

1. Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (слайд 17)

2. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей) (слайд 18)

Соловей — знаменитый певец наших лесов. В старые времена иметь соловья в доме считалось

роскошью. Соловьи выводили 6-8 трелей. В старые времена соловьи стоили очень дорого –25

рублей, а корова - только5 рублей.

3. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-розовый… (Скворец) (слайд 19)

4. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них Лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль) (слайд 20)

5. Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач) (слайд 21)

6. Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и

улетает поздней осенью в холодное, «зябкое», как говорят в народе, время. За то, что эта птица

улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ. (слайд 22)

3. Работа по учебнику

- Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей перелетных

птичек. Давайте откроем учебник на странице 16 и раскрасим красным карандашом кружочки

около перелетных птичек.

- Проверка по слайду (слайд 23)

IV. Физминутка

V. Работа по теме урока. Продолжение

1. Причины перелета в теплые страны

– С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу,

услышать разнообразные песни птиц? Почему?

- Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые

края. (слайд 24)

- Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые,

становится меньше ягод и семян растений. (слайд 25)

2. Места зимовок перелетных птиц

- Как вы думаете, а где зимуют перелетные птицы?

- В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных

вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются

в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят

самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись

на спинах больших. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в

ил.

Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на

собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.

- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают

в Африку. Грачи – во Францию. Утки в Испанию. Скворцы – в Турцию. Журавли в Индию. (слайд 26)

3. Работа в тетради с. 14.

- Откройте тетрадь на с. 14 задание № 2. На этих схемах зеленым цветом показаны районы, где

ласточки и журавли проводят лето. Желтым цветом показаны районы, где они зимуют. Лебедь

просит вас отметить синими стрелками направление осенних перелетов ласточек и журавлей.

Красными стрелками обозначьте направление их весенних перелетов.

- Как обо всем узнали ученые? Как птицы находят дорогу домой?

4. Кольцевание птиц

- А узнали они это с помощью маленьких колец (слайд 27), которые они одевали на лапку птице.

- Подумайте, как эти кольца могли помочь учёным?

На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах

встречал эту птицу, он сообщал об этом.(слайды 28-30)

Сейчас ученые используют новейшие приборы и узнают о перелетах через спутниковые системы.

Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они

ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края;

перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту

своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Как птицы находят

дорогу? – Эта загадка еще не разгадана. Но и ее природа когда-нибудь откроет.

VI. Физминутка

VII. Работа по теме урока. Продолжение

1. Знакомство с зимующими птицами.

- Итак, мы ответили на первый вопрос Лебедя?

- Переходим ко второму вопросу. Какие птички остались зимовать в вашей местности?

- Но некоторые птицы радуют нас своим присутствием, даже в лютую зиму.

- Напомните мне, как называют таких птичек? (Слайд 31)

(Работа с плакатом «Зимующие птицы» )

- Я приготовила вам загадки и о зимующих птицах:

Показ слайдов с пением птичек.

1. Всё хлопочет и вертится

Всё свистит и суетится,

Ей на месте не сидится,

Называется … (синица). (слайд 32)

У синиц жёлтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове чёрная шапочка. За день синичка

съедает столько же насекомых, сколько весит сама. А где же их взять зимой? Вот и прилетает она к

жилью человека, где им зернышки или хлебные крошки перепадут. А ещё синичкам очень

нравится несолёное сало.

2. В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица. (Воробей) (слайд 33)

Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно

ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.

3. Зимой на ветках яблоки:

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки!

Ведь это … (снегири). (слайд 34)

4. Трещала с самого утра:

“Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (Сорока) (слайд 35)

5. Хожу я ловко по стволам:

Вверх и вниз, тут и там,

Как настоящий акробат.

Чищу все стволы подряд. (Поползень) (слайд 36)

2. Практическая работа

Работа по учебнику с. 16.

– Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой.

Проверка по слайду (слайд 37)

– Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать себе даже в очень снежные зимы. И

всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две

доживают до весны.

3. Групповая работа

- Я предлагаю вам поработать в группах. (Класс делится на две группы). Птицы спорят, кому

улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. Одной группе

необходимо выбрать карточки только «перелетных птиц», а другой – карточки «зимующих птиц».

Перелетные птицы: зяблик, кукушка, лебедь, ласточка, соловей, грач, скворец.

Зимующие птицы: синица, дятел, поползень, филин, воробей, снегирь, сорока.

-Проверка по слайду (слайд 38)

4. Знакомство с выставкой кормушек

– На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы

помогли птицам этой зимой? (ответы детей)

- Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки)

- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить,

устраивать для них кормушки. На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц

столовую. (слайд 39)

- А какие кормушки приготовили вы? (Показ кормушек). Вам помогали родители. Из чего вы

смастерили свои кормушки? А чем вы кормите птичек?

- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот

семена выбрасываем. Между тем арбузные семена – хороший корм для синиц. Тыквенные и

дынные тоже. Надо собирать их. Промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом

месте. Как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не

жареных, а сырых. Синицы их очень любят.

5. Практическая работа

Игра «Третий лишний»

- Назови лишнее слово в каждой группе. Почему ты так решил? (слайд 40)

VIII. Итог урока

- Наш урок подошёл к концу. И нам пора писать ответ нашему новому другу Лебедю.(слайд 41)

Здравствуй, лебедь!

Пишут тебе первоклассники из Комсомольской средней школы.

Мы рады помочь тебе!

Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют …..

Птиц, которые остались зимовать, называют ….

Мы помогаем им …. С уважением, 1 класс

-Благодарю вас за хорошую работу (слайд 42). Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких

соседей по планете.



В раздел образования