Автор: Смолянинова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №467 комбинированного вида
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте"
Раздел: дошкольное образование
Готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к
обучению грамоте
Проблема развития речи у детей в наши дни как никогда актуальна. Все
больше встречается детей с разными нарушениями развития речи.
Подготовка ребенка к школе является лишь одной из главнейших задач
воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с
другими
задачами
дошкольного
образования
помогает
предоставить
целостное гармоническое развитие.
Ребенку
старшего
дошкольного
возраста
необходимо
накопить
определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для
последующего школьного обучения. Важное место в этом багаже занимает
его подготовленность к обучению грамоте – чтению и письма.
Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста
с ОНР существует давно. Исследованием в данной области занимались Л.Е.
Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, В.М.Астапов, Е.Н.Кравцова,
Л.Ф.Тихомирова, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше, и др.
Начало
обучения
грамоте
–
это
один
из
сложных
этапов
в
жизни
дошкольника, как в психологическом, так и физиологическом плане, так как
многие
системы
организма
не
готовы
к
новым
нагрузкам.
Понятие
готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя
сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая,
мелкая
и
тонкая
моторика,
речевая
моторика,
координация
движений,
пространственно-временные
представления,
чувство
ритма,
зрительно-
пространственные
представления,
сформированность
фонематической
системы.
Несформированность
данных
компонентов
может
вызвать
негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.
Эффективность
в
обучении
грамоте,
по
мнению
Л.С.
Выготского,
можно
достигнуть
при
максимальном
учете
возрастных
особенностей
и
возможностей ребенка: состояния его готовности к овладению грамотой,
который
включает
со стояние
развития
графиче ских
н а в ы ко в ,
фонематического слуха, чувства ритма, пространственных представлений и
координации
движений.
У
детей
с
общим
недоразвитием
речи
эти
функциональные звенья в значительной степени нарушены.
Несмотря на то, что большинству детей с ОНР речи до поступления в
школу
оказывается
логопедическая
помощь,
у
них
все
же
возникают
трудности в процессе обучения и затрудняет их социализацию и адаптацию.
Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов, речь
детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является
достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены
тенденции
к
спонтанному
развитию,
к
переносу
выработанных
речевых
навыков
в
условия
свободного
общения,
что
позволяет
скомпенсировать
речевую недостаточность до поступления в школу.
В
классической
литературе
выделено
три
уровня речевого развития
детей,
включающие
в
себя
недоразвитие
лексико-грамматических
и
фонетико-фонематических средств языка, позволят определить требования к
речи
детей
на
разных
этапах
ее
формирования,
а
также
подобрать
дифференцированные методические приемы коррекции.
Для
успешного
овладения
процессами
чтения
и
письма
необходим
достаточный
уровень
сформированности
фонематической
системы.
Она
является
основой
устной
и
письменной
речи.
Фонематическая
система
представляет
собой
систему
фонем
языка,
в
которой
каждая
единица
характеризуется
определенной
совокупностью
смыслоразличительных
признаков.
В
нашем
языке
такими
признаками
являются
твердость
–
мягкость,
звонкость
–
глухость,
способ
образования,
участие
небной
занавески.
Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:
Фонематическое восприятие;
Фонематическое представление;
Фонематический анализ и синтез.
2
Недоразвитие одного из этих компонентов ведет к трудностям усвоения
звуков речи, а также к затруднениям при овладении грамотой.
Навыки чтения и письма — это речевые навыки. И навык чтения, и
навык
письма
формируется
в
неразрывном
единстве
с
другими
видами
речевой
деятельности
—
с
устными
высказываниями,
со
слушанием
—
слуховым
восприятием
чужой
речи,
с
внутренней
речью.
Речевая
деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности
(мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим
или слушающим.
Следовательно,
обучение
грамоте,
должно
строиться
так,
чтобы
деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и
понятными им.
Конечно, детьми должна быть осознана и далекая цель – «научиться
читать», но совершенно необходима и ближайшая цель: прочитать отгадку к
загадке; узнать, что написано под картинкой, прочесть слово, записать слово
по картинке, отгадку к загадке и т.д.
По словам Р.Д. Триггер, на эффективность обучения детей письму и
чтению
можно
рассчитывать
в
том
случае,
если
у
них
сформировано
познавательное отношение к речи, осознанное ориентирование в звуковой
структуре языка и его словарном составе.
Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Ф.А. Сохин, Д.Б.
Эльконин и другие исследователи установили, что обучение ребенка грамоте
возможно, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности,
начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов
объясняются тем, что речь выступает для дошкольника прежде всего как
средство общения.
Ранняя
диагностика
и
своевременно
оказанная
коррекционно-
логопедическая
помощь
детям
в
дошкольном
возрасте
повышает
шансы
преодоления
трудностей
в
овладении
процессами
чтения
и
письма,
что
способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.
3