Напоминание

"Готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте"


Автор: Смолянинова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №467 комбинированного вида
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Готовность детей старшего дошкольного возраста с ОНР к

обучению грамоте

Проблема развития речи у детей в наши дни как никогда актуальна. Все

больше встречается детей с разными нарушениями развития речи.

Подготовка ребенка к школе является лишь одной из главнейших задач

воспитания и обучения детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с

другими

задачами

дошкольного

образования

помогает

предоставить

целостное гармоническое развитие.

Ребенку

старшего

дошкольного

возраста

необходимо

накопить

определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для

последующего школьного обучения. Важное место в этом багаже занимает

его подготовленность к обучению грамоте – чтению и письма.

Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста

с ОНР существует давно. Исследованием в данной области занимались Л.Е.

Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, В.М.Астапов, Е.Н.Кравцова,

Л.Ф.Тихомирова, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше, и др.

Начало

обучения

грамоте

это

один

из

сложных

этапов

в

жизни

дошкольника, как в психологическом, так и физиологическом плане, так как

многие

системы

организма

не

готовы

к

новым

нагрузкам.

Понятие

готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя

сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая,

мелкая

и

тонкая

моторика,

речевая

моторика,

координация

движений,

пространственно-временные

представления,

чувство

ритма,

зрительно-

пространственные

представления,

сформированность

фонематической

системы.

Несформированность

данных

компонентов

может

вызвать

негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.

Эффективность

в

обучении

грамоте,

по

мнению

Л.С.

Выготского,

можно

достигнуть

при

максимальном

учете

возрастных

особенностей

и

возможностей ребенка: состояния его готовности к овладению грамотой,

который

включает

со стояние

развития

графиче ских

н а в ы ко в ,

фонематического слуха, чувства ритма, пространственных представлений и

координации

движений.

У

детей

с

общим

недоразвитием

речи

эти

функциональные звенья в значительной степени нарушены.

Несмотря на то, что большинству детей с ОНР речи до поступления в

школу

оказывается

логопедическая

помощь,

у

них

все

же

возникают

трудности в процессе обучения и затрудняет их социализацию и адаптацию.

Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов, речь

детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является

достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены

тенденции

к

спонтанному

развитию,

к

переносу

выработанных

речевых

навыков

в

условия

свободного

общения,

что

позволяет

скомпенсировать

речевую недостаточность до поступления в школу.

В

классической

литературе

выделено

три

уровня речевого развития

детей,

включающие

в

себя

недоразвитие

лексико-грамматических

и

фонетико-фонематических средств языка, позволят определить требования к

речи

детей

на

разных

этапах

ее

формирования,

а

также

подобрать

дифференцированные методические приемы коррекции.

Для

успешного

овладения

процессами

чтения

и

письма

необходим

достаточный

уровень

сформированности

фонематической

системы.

Она

является

основой

устной

и

письменной

речи.

Фонематическая

система

представляет

собой

систему

фонем

языка,

в

которой

каждая

единица

характеризуется

определенной

совокупностью

смыслоразличительных

признаков.

В

нашем

языке

такими

признаками

являются

твердость

мягкость,

звонкость

глухость,

способ

образования,

участие

небной

занавески.

Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:

Фонематическое восприятие;

Фонематическое представление;

Фонематический анализ и синтез.

2

Недоразвитие одного из этих компонентов ведет к трудностям усвоения

звуков речи, а также к затруднениям при овладении грамотой.

Навыки чтения и письма — это речевые навыки. И навык чтения, и

навык

письма

формируется

в

неразрывном

единстве

с

другими

видами

речевой

деятельности

с

устными

высказываниями,

со

слушанием

слуховым

восприятием

чужой

речи,

с

внутренней

речью.

Речевая

деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности

(мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим

или слушающим.

Следовательно,

обучение

грамоте,

должно

строиться

так,

чтобы

деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и

понятными им.

Конечно, детьми должна быть осознана и далекая цель – «научиться

читать», но совершенно необходима и ближайшая цель: прочитать отгадку к

загадке; узнать, что написано под картинкой, прочесть слово, записать слово

по картинке, отгадку к загадке и т.д.

По словам Р.Д. Триггер, на эффективность обучения детей письму и

чтению

можно

рассчитывать

в

том

случае,

если

у

них

сформировано

познавательное отношение к речи, осознанное ориентирование в звуковой

структуре языка и его словарном составе.

Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Ф.А. Сохин, Д.Б.

Эльконин и другие исследователи установили, что обучение ребенка грамоте

возможно, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности,

начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов

объясняются тем, что речь выступает для дошкольника прежде всего как

средство общения.

Ранняя

диагностика

и

своевременно

оказанная

коррекционно-

логопедическая

помощь

детям

в

дошкольном

возрасте

повышает

шансы

преодоления

трудностей

в

овладении

процессами

чтения

и

письма,

что

способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.

3



В раздел образования