Автор: Рыжкова Людмила Александровна
Должность: воспитатель средней группы "капелька"
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Золотая рыбка
Населённый пункт: Село Соленое Займище
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением
экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня
всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания
подрастающего поколения. Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен
познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться,
быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Первоначальные
элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия
детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их
окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами,
изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу
экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются
обязательным компонентом процесса формирования начал экологической
культуры, а отношения – конечным его продуктом. Экологические знания
формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому
сознанию.
Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий
круг вопросов:
связь растительных и животных организмов со средой обитания,
морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в
процессе роста и развития;
многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества
живых организмов;
человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая
здоровье и нормальную жизнедеятельность;
использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности
человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление
природных богатств.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи
с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет
сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического
характера.
Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного
отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в
результате использования воспитателем личностно-ориентированных
методов работы с детьми.
В процессе экологического воспитания дошкольников должны иметь место
следующие виды деятельности:
1.
сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или
природосозидающую деятельность взрослых;
2.
практическая
деятельность
по
созданию
или
поддержанию
условий
для
живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также
деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
3.
детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности
людей;
4.
общение с природой, контакт с объектами растительного и животного
мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные
суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае
с животными);
5.
экспериментирование: познавательная практическая деятельность с
объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
6.
речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с
помощью слова;
7.
наблюдение (самостоятельная познавательная
деятельность),обеспечивающее получение информации о природе и
деятельности людей в природе;
8.
просмотр книг, картин, фильмов природоведческого содержания –
деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся
представлений о природе.
Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится
развитие экологического ( гуманного, природоохранного) отношения к
природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа,
тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.
Чрезвычайно важное значение имеет позиция воспитателя – главной фигуры
экологического воспитания детей. Воспитатель должен реализовать себя как
личность: широко и разнообразно использующей свои умения, способности,
интерес к той или иной области, окрашивая ими процесс экологического
воспитания детей.