Напоминание

"Экологическое воспитание"


Автор: Рыжкова Людмила Александровна
Должность: воспитатель средней группы "капелька"
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Золотая рыбка
Населённый пункт: Село Соленое Займище
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением

экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня

всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания

подрастающего поколения. Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен

познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться,

быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Первоначальные

элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия

детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их

окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами,

изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу

экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются

обязательным компонентом процесса формирования начал экологической

культуры, а отношения – конечным его продуктом. Экологические знания

формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому

сознанию.

Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий

круг вопросов:

связь растительных и животных организмов со средой обитания,

морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в

процессе роста и развития;

многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества

живых организмов;

человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая

здоровье и нормальную жизнедеятельность;

использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности

человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление

природных богатств.

Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи

с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет

сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического

характера.

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного

отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в

результате использования воспитателем личностно-ориентированных

методов работы с детьми.

В процессе экологического воспитания дошкольников должны иметь место

следующие виды деятельности:

1.

сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или

природосозидающую деятельность взрослых;

2.

практическая

деятельность

по

созданию

или

поддержанию

условий

для

живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также

деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

3.

детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности

людей;

4.

общение с природой, контакт с объектами растительного и животного

мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные

суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае

с животными);

5.

экспериментирование: познавательная практическая деятельность с

объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;

6.

речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);

обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с

помощью слова;

7.

наблюдение (самостоятельная познавательная

деятельность),обеспечивающее получение информации о природе и

деятельности людей в природе;

8.

просмотр книг, картин, фильмов природоведческого содержания –

деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся

представлений о природе.

Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится

развитие экологического ( гуманного, природоохранного) отношения к

природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа,

тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.

Чрезвычайно важное значение имеет позиция воспитателя – главной фигуры

экологического воспитания детей. Воспитатель должен реализовать себя как

личность: широко и разнообразно использующей свои умения, способности,

интерес к той или иной области, окрашивая ими процесс экологического

воспитания детей.



В раздел образования