Автор: Сидякина Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с комбинированного вида №2 "Звёздочка"
Населённый пункт: городской округ Ступино, город Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Голосо-речевая нагрузка педагога"
Раздел: дошкольное образование
ГОЛОСО-РЕЧЕВАЯ НАГРУЗКА
ВОСПИТАТЕЛЕЙ
И МЕТОДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
В.А. Сидякина
воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ д/с №2 «Звездочка»
Голос и речь воспитателя – важнейшие инструменты его
профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное
взаимодействие. Голос и речь играют большую роль в работе воспитателя. Между
тем многие педагоги неразумно используют эти инструменты профессиональной
деятельности в течение рабочего дня. Это может стать причиной заболеваний
голосового аппарата, а в тяжелых случаях к профессиональной непригодности.
Поэтому педагогам важно знать способы оптимизации голосо-речевого режима и
использовать их на практике.
Характер педагогического труда и условия предъявляют повышенные
требования к голосо-речевой функциональной системе. Успех воспитательно-
образовательного процесса зависит от эмоционального контакта педагога с
детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположения к нему,
были уверенны в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и
будут поняты. Речевое общение в деятельности педагога являются основным
средством реализации задач обучения и воспитания. В дошкольном возрасте
ребенок только овладевает произносительными, лексическими и
грамматическими нормами родного языка, его голосовой аппарат находится на
стадии развития. При этом, обладая способностью к подражанию, он легко
перенимает как правильную, так и нарушенную речь взрослых. Дети быстро
привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого
поведения педагога. Четкая, грамотная, выразительная речь педагога оказывает
позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников.
Наблюдения показывают, что доля использования и качество педагогами
голоса резко повышается при возникновении в группе неординарных ситуаций
(конфликтов между детьми, чрезмерные игры, шум). Эти и другие факторы не
только негативно влияют на голосо-речевую систему педагогов, но и оказывают
влияние на неблагоприятный психологический климат в группе. Формирование
правильных коммуникативных навыков у детей сможет обеспечить воспитатель,
который должен обладать определенными профессиональными знаниями и
речевыми умениями.
Использование специальных методов и приемов, направленных на
сохранение и укрепление голоса, минимизацию голосовой нагрузки в течение
рабочего дня, - залог успешной деятельности педагога. Необходимо рассмотреть
подробнее общепедагогические методы и приемы снижения голосо-речевой
нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.
В часы приема детей, педагог одновременно реализует разноплановые
задачи. Прием воспитанников всегда требует от воспитателей повышенной
концентрации внимания, т.к. приходиться работать с детьми и их родителями.
Необходимо постоянно сохранять самообладание, потому что даже
незначительное повышение голоса может обострить ситуацию. Для снижения
голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:
размещайте на стендах памятки для родителей о том, как нужно
готовить ребенка к д/с после выходных или болезни;
используйте отвлекающие игры;
разговаривайте негромко, создавая положительный фон для общения.
Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка
воспитателя. Менее интенсивная голосовая нагрузка на занятиях по рисованию,
лепке и аппликации. Ее максимум приходится на занятия по развитию речи,
формированию элементарных математических представлений. В процессе занятий
необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь
эмоциональный контакт со взрослыми, оценка деятельности, важны для всех
детей. Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик недопустимы, все
это создает неблагоприятную обстановку, снижает уровень усвоения материала.
Вместе с тем повышение воспитателем голоса, приводит к его перенапряжению и
срыву, а, следовательно, к риску возникновения профессиональных заболеваний
голосового аппарата. Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:
создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте
сигналы (колокольчик – за столы, фонарик – на ковер и др.);
используйте дидактический материал, который вызовет интерес;
постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и
другие средства при возникновении шума в группе;
назначайте дежурных, которые помогут организовать уборку игрушек,
подготовить столы к занятиям;
включайте на занятиях видеоролики с компьютерными героями,
произносящими определенные инструкции, фонограммы.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце занятия, когда
подводим итоги, активизируйте речевую деятельность детей. Можно
использовать сигнальные знаки или со старшими детьми оценивать устно по 5-
бальной системе.
Входе самостоятельной деятельности детей, важно, чтобы они были
заняты. Грамотный педагог учит детей организовывать свою деятельность,
разъясняет правила, нормы поведения, формирует корректные
взаимоотношения между детьми. С учетом игровой ситуации воспитатель
подбирает соответствующие интонации. Для снижения голосо-речевой нагрузки
в ходе самостоятельной деятельности детей:
не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя
деятельность детей;
формируйте сюжет игры и делите их на микрогруппы;
привлекайте внимание детей с помощью сигнальных карточек, а
не повышением голоса;
Поэтому для полноценной реализации коммуникативной функции в
профессиональной деятельности воспитателям нужно запомнить и
выполнять несложные правила:
соблюдать правила гигиены голоса;
следить за своим здоровьем;
контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать
«педагогические уловки», давать отдых речевому аппарату;
проводить релаксационные минутки;
не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию
адекватно педагогической ситуации.
Помимо использования общепедагогических приемов и методов, надо
использовать специальные дыхательные, артикуляционные и голосовые
упражнения, приемы для снятия мышечного и психоэмоционального
напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и
голосоведения.