Напоминание

"Голосо-речевая нагрузка педагога"


Автор: Сидякина Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с комбинированного вида №2 "Звёздочка"
Населённый пункт: городской округ Ступино, город Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Голосо-речевая нагрузка педагога"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОЛОСО-РЕЧЕВАЯ НАГРУЗКА

ВОСПИТАТЕЛЕЙ

И МЕТОДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

В.А. Сидякина

воспитатель высшей

квалификационной категории

МАДОУ д/с №2 «Звездочка»

Голос и речь воспитателя – важнейшие инструменты его

профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное

взаимодействие. Голос и речь играют большую роль в работе воспитателя. Между

тем многие педагоги неразумно используют эти инструменты профессиональной

деятельности в течение рабочего дня. Это может стать причиной заболеваний

голосового аппарата, а в тяжелых случаях к профессиональной непригодности.

Поэтому педагогам важно знать способы оптимизации голосо-речевого режима и

использовать их на практике.

Характер педагогического труда и условия предъявляют повышенные

требования к голосо-речевой функциональной системе. Успех воспитательно-

образовательного процесса зависит от эмоционального контакта педагога с

детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположения к нему,

были уверенны в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и

будут поняты. Речевое общение в деятельности педагога являются основным

средством реализации задач обучения и воспитания. В дошкольном возрасте

ребенок только овладевает произносительными, лексическими и

грамматическими нормами родного языка, его голосовой аппарат находится на

стадии развития. При этом, обладая способностью к подражанию, он легко

перенимает как правильную, так и нарушенную речь взрослых. Дети быстро

привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого

поведения педагога. Четкая, грамотная, выразительная речь педагога оказывает

позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников.

Наблюдения показывают, что доля использования и качество педагогами

голоса резко повышается при возникновении в группе неординарных ситуаций

(конфликтов между детьми, чрезмерные игры, шум). Эти и другие факторы не

только негативно влияют на голосо-речевую систему педагогов, но и оказывают

влияние на неблагоприятный психологический климат в группе. Формирование

правильных коммуникативных навыков у детей сможет обеспечить воспитатель,

который должен обладать определенными профессиональными знаниями и

речевыми умениями.

Использование специальных методов и приемов, направленных на

сохранение и укрепление голоса, минимизацию голосовой нагрузки в течение

рабочего дня, - залог успешной деятельности педагога. Необходимо рассмотреть

подробнее общепедагогические методы и приемы снижения голосо-речевой

нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.

В часы приема детей, педагог одновременно реализует разноплановые

задачи. Прием воспитанников всегда требует от воспитателей повышенной

концентрации внимания, т.к. приходиться работать с детьми и их родителями.

Необходимо постоянно сохранять самообладание, потому что даже

незначительное повышение голоса может обострить ситуацию. Для снижения

голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:

размещайте на стендах памятки для родителей о том, как нужно

готовить ребенка к д/с после выходных или болезни;

используйте отвлекающие игры;

разговаривайте негромко, создавая положительный фон для общения.

Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка

воспитателя. Менее интенсивная голосовая нагрузка на занятиях по рисованию,

лепке и аппликации. Ее максимум приходится на занятия по развитию речи,

формированию элементарных математических представлений. В процессе занятий

необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь

эмоциональный контакт со взрослыми, оценка деятельности, важны для всех

детей. Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик недопустимы, все

это создает неблагоприятную обстановку, снижает уровень усвоения материала.

Вместе с тем повышение воспитателем голоса, приводит к его перенапряжению и

срыву, а, следовательно, к риску возникновения профессиональных заболеваний

голосового аппарата. Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:

создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте

сигналы (колокольчик – за столы, фонарик – на ковер и др.);

используйте дидактический материал, который вызовет интерес;

постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и

другие средства при возникновении шума в группе;

назначайте дежурных, которые помогут организовать уборку игрушек,

подготовить столы к занятиям;

включайте на занятиях видеоролики с компьютерными героями,

произносящими определенные инструкции, фонограммы.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце занятия, когда

подводим итоги, активизируйте речевую деятельность детей. Можно

использовать сигнальные знаки или со старшими детьми оценивать устно по 5-

бальной системе.

Входе самостоятельной деятельности детей, важно, чтобы они были

заняты. Грамотный педагог учит детей организовывать свою деятельность,

разъясняет правила, нормы поведения, формирует корректные

взаимоотношения между детьми. С учетом игровой ситуации воспитатель

подбирает соответствующие интонации. Для снижения голосо-речевой нагрузки

в ходе самостоятельной деятельности детей:

не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя

деятельность детей;

формируйте сюжет игры и делите их на микрогруппы;

привлекайте внимание детей с помощью сигнальных карточек, а

не повышением голоса;

Поэтому для полноценной реализации коммуникативной функции в

профессиональной деятельности воспитателям нужно запомнить и

выполнять несложные правила:

соблюдать правила гигиены голоса;

следить за своим здоровьем;

контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать

«педагогические уловки», давать отдых речевому аппарату;

проводить релаксационные минутки;

не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию

адекватно педагогической ситуации.

Помимо использования общепедагогических приемов и методов, надо

использовать специальные дыхательные, артикуляционные и голосовые

упражнения, приемы для снятия мышечного и психоэмоционального

напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и

голосоведения.



В раздел образования