Автор: Жолмухамбетова Ольга Сарбаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ № 86
Населённый пункт: города Оренбурга
Наименование материала: Методические рекомендации к интегрированным урокам в начальной школе
Тема: "Интегрированные уроки"
Раздел: начальное образование
Методические рекомендации к интегрированным урокам с позиции
приобщения младших школьников к русской культуре через
литературное чтение и художественный труд.
В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью
выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не
сам по себе, а как органическая часть окружающего мира.
В
настоящее
время
в
обществе
появился
интерес
к
изучению
народных
традиций,
истории
своего
народа,
культуры,
природы
своего
края,
экологических проблем. Таким образом, идея интеграции обучения вытекает
из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о
природе, обществе и своем месте в них.
В ходе исследовательских работ ученых выявлены факторы, способствующие
активной мыслительной деятельности в процессе интегрирования учебных
предметов: приемлемое сочетание предметов для интеграции, адекватность
действий учителя и ученика (обучающая деятельность учителя и учебно-
познавательные действия учащихся). Следует учитывать факторы, влияющие
на
эффективность
интегрированных
уроков.
Прежде
всего
необходимо
выяснить, какие уроки более приемлемы для интеграции. В основу таких
уроков должны быть положены близость содержания ведущих тем разных
предметов и их логическая взаимосвязь. Еще со времен К.Д. Ушинского
уроки чтения (обучение грамоте) и письма проводились интегрированно.
Следует выделить сочетание таких предметов, как чтение – русский язык,
чтение- окружающий мир, чтение – ИЗО, чтение- музыка и т.д.
Интеграция уроков обучения грамоте и ИЗО (учебник «Моя азбука» Бунеева
Р.Н. и программа «ИЗО и художественный труд» Неменского Б.М.) 1 класс
№
п/п
Тема по чтению
Страницы
в учебнике
Тема
урока
по
ИЗО
Содержание
интегрированного
урока
1
«Летом
в
деревне.
С л о в о
и
предложение»
10-11
«Гармония
ж и л ь я
с
природой.
Д е р е в н я
-
деревянный
мир»
Образ
традиционного
русского
д ом а
-избы. Украшения
и з б ы
и
и х
значение.
Задание:
Изображение
русской избы.
2
«Сказочные герои и
предметы.
Тематические
20-21
«Сказочная
страна»
Задание:
Изображение
сказочного мира.
группы слов»
3
«Согласные
звуки.
Твердые
и
мягкие
согласные»
Р е п р о д у к ц и я
в
у ч е б н и к е
« т р и
девицы под окном»
30-31
«Кокошник-
женский
головной убор»
Зрительный ряд:
И .
А р г у н о в
«Портрет
неизвестной
в
русском
костюме»
П о н я т и е
о
русском
женском
головном
уборе-
кокошнике.
Задание:
Изображение
кокошника.
4
«Заглавные
буквы
К ,
Н
в
с л о в а х -
географических
названиях» . Рассказ
«Название
русских
городов»
72-73
«Музеи
архитектуры»
Беседа:
«Псков,
Суздаль,
Владимир,
Я р о с л а в л ь
–
м у з е и
п о д
открытым небом»
Задание:
Изображение
храма.
5
Звуки [д],[д]
В.
Х м е л ь н и ц к и й
«Дымок»
Репродукция
«Русская печь»
94-95
«Внутренний
м и р
р у с с к о й
избы»
Жизненно
важные центры в
крестьянском
д о м е :
п е ч н о е
пространство.
Задание:
Изображение
русской печи.
6
Звуки [в], [в]
Закрепление
понятия
« ко р е н ь
слова»
К. Ушинский «Наше
Отечество»
98-99
«Древние
соборы»
Соборы
святыни
города,
воплощение
к р а с о т ы
и
могущества, силы
государства.
Зрительный
ряд:
«Соборы
Московского
Кремля»,
«Соборы
Новгорода»
Задание:
Изображение
Московского
Кремля.
7
«Согласные
звуки
[з],[з]
Г. Сапгир «О старых
буквах»
118-119
«Твои книжки»
Шрифт, буквица
Задание:
Разработка
детской книжки –
и г р у ш к и
с
иллюстрациями.
8
«Заглавная буква Ф»
Русские
фамилии
:Кузнецов,
Плотников,
Гончаров, Пасечник.
144-145
«Твои игрушки»
З н а к о м с т в о
с
народными
игрушками
(дымковская,
го р од е ц к а я )
и
существовавшим
и
р у с с к и м и
народными
промыслами
(гончар, плотник)
Задание:
Лепка
народной
игрушки.
9
Буква ь
«Московский
Кремль»,
«Имена
московских улиц»
154-155
«Образ здания и
его назначение»
Задание:
Создание города –
к р е п о с т и
и з
коробок.