Автор: Скворцова Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСВВ "Маяк"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Значение игры в развитии речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Значение игры в развитии речи детей раннего возраста.
Анализируя
диагностику
нервно
психического
развития
детей,
находящихся в учреждениях интернатного типа , неоднократно отмечалось,
что
уровень
развития
речи
детей
очень
низкий,
и
если
наблюдается
положительная динамика, то она незначительная. Причиной тому является
здоровье детей, а также условия, в которых они находятся.
Чтобы ребенок развивался нормально, необходимы определенные усло-
вия, а именно устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстни-
ками, принятие окружающими, любовь близких родственников. Понятно, что
государственное учреждение может лишь частично удовлетворить эти по-
требности
ребенка.
И,
как
правило,
дети-сироты,
дети,
оставшиеся
без
попечения
родителей
раннего
возраста,
обычно
имеют
задержку
психомоторного и речевого развития.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических
процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи
со взрослым, что крайне сложно в условиях учреждения интернатного типа.
Хорошо
известно,
что
психическое
развитие
младенцев
во
многом
определяется здоровьем малыша, к сожалению, в этих учреждениях дети, как
правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая
условия депривации, в которых они вынуждены находиться, особенно остро
стоит
задача
сенсомоторного
и
речевого
развития
детей,
как
основы
их
дальнейшего личностного становления. Основную проблему представляет
овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема развития и
формирования речевого общения в условиях депривации остается одной из
самых
актуальных
проблем
в
ранней
педагогике
и
психологии,
играет
значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.
В раннем возрасте ребенок особенно нуждается в тепле и внимании
взрослых, разнообразной среде развития. Чем же можно снизить влияние
депривационных факторов и разнообразить жизнь ребенка в ЦССВ? Одним
из таких средств является игровая деятельность.
Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей вто-
рого и третьего года жизни. Игра занимает большое место в жизни ребенка:
все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет. Это его есте-
ственное состояние. Игра доставляет ребенку много радости, сопровождается
положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, ра-
дуется достижению желаемого результата, общению со взрослыми и сверст-
никами. Игра - путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом он много
«экспериментирует»,
проявляет
инициативу,
творчество.
Во
время
игры
формируется внимание, память, мышление, развиваются такие важные каче-
ства, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в
игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: же-
лание включиться в их игру, первые совместные игры.
Во время игровой деятельности у малышей складываются положительные
взаимоотношения и эмоциональные связи со взрослыми.
На первых этапах развития речь
малышей тесно связана с их
практическими действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит
и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями –
очень важный принцип формирования активной речи. Игра, являясь ведущей
деятельностью,
побуждает
детей
сопровождать
свои
действия
словами,
рассказывать о своих впечатлениях, отвечать на вопросы.
Большую
роль
в
развитии
речи
детей
играют
специальные
игры,
преимущество
которых
заключается
в
том,
что
при
их
организации
целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон
речи.
К специальным играм, направленным на развитие речи, относятся:
Игры-потешки, хороводы.
Игры с сюжетными игрушками.
Игры-инсценировки.
Звукоподражательные игры и др.
Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Специальные обучающие игры помогают перевести полученный опыт в
игровую деятельность, освоить символические действия, способы замещения
реальных предметов и действий.
Использование
игр,
направленных
на
развитие
речи
способствуют
моделированию
положительного
психоэмоционального
состояния
детей,
способствуют
коррекции
нарушений
общения,
развивают
и
стимулируют
активную речь детей, на основе обогащения представлений об окружающем.
Игра развивает творческие способности, умение применять свои знания и
навыки,
образует
положительный
эмоциональный
фон
для
становления
интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств ребенка.