Напоминание

Значение игры в развитии речи детей раннего возраста


Автор: Скворцова Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСВВ "Маяк"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Значение игры в развитии речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение игры в развитии речи детей раннего возраста.

Анализируя

диагностику

нервно

психического

развития

детей,

находящихся в учреждениях интернатного типа , неоднократно отмечалось,

что

уровень

развития

речи

детей

очень

низкий,

и

если

наблюдается

положительная динамика, то она незначительная. Причиной тому является

здоровье детей, а также условия, в которых они находятся.

Чтобы ребенок развивался нормально, необходимы определенные усло-

вия, а именно устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстни-

ками, принятие окружающими, любовь близких родственников. Понятно, что

государственное учреждение может лишь частично удовлетворить эти по-

требности

ребенка.

И,

как

правило,

дети-сироты,

дети,

оставшиеся

без

попечения

родителей

раннего

возраста,

обычно

имеют

задержку

психомоторного и речевого развития.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических

процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи

со взрослым, что крайне сложно в условиях учреждения интернатного типа.

Хорошо

известно,

что

психическое

развитие

младенцев

во

многом

определяется здоровьем малыша, к сожалению, в этих учреждениях дети, как

правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая

условия депривации, в которых они вынуждены находиться, особенно остро

стоит

задача

сенсомоторного

и

речевого

развития

детей,

как

основы

их

дальнейшего личностного становления. Основную проблему представляет

овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема развития и

формирования речевого общения в условиях депривации остается одной из

самых

актуальных

проблем

в

ранней

педагогике

и

психологии,

играет

значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.

В раннем возрасте ребенок особенно нуждается в тепле и внимании

взрослых, разнообразной среде развития. Чем же можно снизить влияние

депривационных факторов и разнообразить жизнь ребенка в ЦССВ? Одним

из таких средств является игровая деятельность.

Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей вто-

рого и третьего года жизни. Игра занимает большое место в жизни ребенка:

все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет. Это его есте-

ственное состояние. Игра доставляет ребенку много радости, сопровождается

положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, ра-

дуется достижению желаемого результата, общению со взрослыми и сверст-

никами. Игра - путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом он много

«экспериментирует»,

проявляет

инициативу,

творчество.

Во

время

игры

формируется внимание, память, мышление, развиваются такие важные каче-

ства, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в

игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: же-

лание включиться в их игру, первые совместные игры.

Во время игровой деятельности у малышей складываются положительные

взаимоотношения и эмоциональные связи со взрослыми.

На первых этапах развития речь

малышей тесно связана с их

практическими действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит

и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями –

очень важный принцип формирования активной речи. Игра, являясь ведущей

деятельностью,

побуждает

детей

сопровождать

свои

действия

словами,

рассказывать о своих впечатлениях, отвечать на вопросы.

Большую

роль

в

развитии

речи

детей

играют

специальные

игры,

преимущество

которых

заключается

в

том,

что

при

их

организации

целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон

речи.

К специальным играм, направленным на развитие речи, относятся:

Игры-потешки, хороводы.

Игры с сюжетными игрушками.

Игры-инсценировки.

Звукоподражательные игры и др.

Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Специальные обучающие игры помогают перевести полученный опыт в

игровую деятельность, освоить символические действия, способы замещения

реальных предметов и действий.

Использование

игр,

направленных

на

развитие

речи

способствуют

моделированию

положительного

психоэмоционального

состояния

детей,

способствуют

коррекции

нарушений

общения,

развивают

и

стимулируют

активную речь детей, на основе обогащения представлений об окружающем.

Игра развивает творческие способности, умение применять свои знания и

навыки,

образует

положительный

эмоциональный

фон

для

становления

интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств ребенка.



В раздел образования