Автор: Скосарева Елена Михайловна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Почтовская СОШ"
Населённый пункт: Республика Крым, Бахчисарайский р-н, пгт. Почтовое
Наименование материала: воспитательное мероприятие
Тема: "Поговорим о дружбе"
Раздел: среднее образование
«Поговорим о дружбе»
Воспитательное мероприятие
Цели: 1.Раскрыть сущность понятия «дружба».
2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют
друзья в нашей жизни.
4. Формирование умений вести рассуждения.
2.Аргументировать свою точку зрения.
3.Формирование нравственных качеств учащихся.
4.Умение дружить, беречь дружбу.
Оборудование:
Оборудование :
Выставка книг на тему «Дружба»;
Плакаты с цитатами, пословицами;
Плакаты с понятиями «друг», «дружба».
Где нет полной откровенности, полной доверенности,
где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы.
В.Г.Белинский
Дружба — это высшая степень товарищества.М. Горький
Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не можешь уважать.
Ч. Дарвин
Дружба кончается там, где начинается недоверие.
Сенека
Ход урока:
Здравствуйте дорогие друзья!
- Сейчас я прошу вас послушать хорошую детскую песенку.
(Звучит песня «Настоящий друг» («Дружба крепкая…»)
- Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня, о чем она?
- Тема нашего урока …
- Как вы думаете, что такое дружба?
В словаре В. Даля дружба определяется так: взаимная привязанность двух или более
людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на
любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах.
Если обратиться к словарю Ожегова, то узнаем, что : друг – который связан с кем-нибудь
дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов.)
По жизни мы связаны с многими людьми: с одними мы проводим свободное время, с
другими ходим в школу. Если у вас общие интересы, симпатии, совместные занятия, то
этих ребят можно назвать товарищами. Максим Горький сказал-«Дружба — это высшая
степень товарищества - она приносит удовлетворение и радость общения.»
Когда произносишь слово «дружба» вспоминаешь свою подругу, друга, то есть тех, с кем
тебе интересно общаться, читать, секретничать, играть. Дружить можно не только со
своими сверстниками. Дружить можно во дворе и в классе. Друг – это и мама, которая
обязательно поможет тебе в трудную минуту. «Нет лучше дружка, чем родная матушка.»
-так гласит народная пословица.
Дружба - это дар, данный человеку.
Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть
хорошим другом.
Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга, много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину
другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили
искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне
жизнь».
Первый спросил его:
Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть
это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы
никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
О чем эта притча, чему она учит нас?
Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для
вас ваш друг.
А сейчас давайте вспомним пословицы про дружбу. На доске вы видите
начало пословицы, вам нужно будет вспомнить ее окончание.
1. Один за всех, и все … (за одного)
2. С миру по нитке — голому ... (рубаха)
3. Семеро одного... (не ждут)
4. Один в поле... (не воин)
5. Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
6. Старый друг лучше … (новых двух)
7. Нет друга, так ищи, а нашел так... (береги)
А может кто-нибудь еще помнит пословицы про дружбу?
Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие
видят только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих
стихотворений:
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?».
«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?».
Попробуйте проанализировать ситуации, о которых вам расскажут ребята.
Ситуация 1
Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами,
а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет ко-
робком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице.
Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень
обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной
моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
Ситуация 2
В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне
звонит и просит помочь ему разобраться с заданием по математике . Представляете, я ждал
эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь
Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел,
насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то
есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы мне. А
как бы вы поступили на моем месте?
Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы
принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее
значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств,
исполнение просьб своего друга, умение их предугадать.
В заключение нашего классного часа мы проведем небольшой тест «Настоящий ли ты
друг?»
Тест
«НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?»
1. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознанной жизни?
а) ни одного;
б) один;
в) два;
г) трое;
д) четверо и более.
2. Ваши друзья:
а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
б) все похожи друга на друга;
в) разные и по-разному к вам относятся.
3. Считаете ли вы своих одноклассников:
а) настоящими друзьями;
б) друзьями на время, пока вы в школе;
в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от конкретной личности;
г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;
д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.
4. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в вашем друге больше всего?
а) надежность - он никогда вас не подведет;
б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;
в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;
г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;
д) совместимость - вам хорошо в его компании.
5. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой,
который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?
а) предложите первому другу присоединиться к беседе;
б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;
в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;
г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;
д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.
6. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?
а) все;
б) почти все;
в) не все;
г) немногие;
д) двое или никто.
7. Ваши друзья:
а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
б) все похожи друга на друга;
в) разные и по-разному к вам относятся.
8. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим
другом:
а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;
б) избавлять от одиночества;
в) доставлять удовольствие от общения;
г) всегда быть на вашей стороне;
д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом
нуждаетесь.
9. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:
а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;
б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;
в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;
Дружба - это прежде всего бескорыстные личные взаимоотношения между людьми,
которые основаны на доверии. искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и
увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное
отношение к мнению друга, доверие и терпение.
Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть
хорошим другом.
Педагог-библиотекарь Скосарева Е.М.