Автор: Лобас Янина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 58 "Красная шапочка"
Населённый пункт: г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательно - речевой активности у дошкольников посредством загадок"
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательно – речевой активности дошкольников
посредством загадок.
Познавательная активность является важным качеством личности.
Заинтересованное
отношение
к
окружающему
миру,
стремление
познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обуславливающее
эффективность учения и профессиональной деятельности.
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей
раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и
«что
такое»
были
предметом
многократных
исследований,
в
результате
которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность
познавательной активности ребенка. «Если бы мне, — пишет Селли, —
предложили изобразить ребенка в его душевном типическом состоянии, то я,
вероятно,
нарисовал
бы
выпрямленную
фигуру
маленького
мальчика,
который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или
слушает,
как
мать
рассказывает
ему
что-нибудь
новое
об
окружающем
мире»
1
.
Однако
наблюдения
показывают,
что
развитие
познавательной
потребности идет неодинаково у разных детей.
У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое»
направление. У других она больше связана с практической активностью
ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего воспитанием.
Есть
дети,
которые
рано
начинают
ориентироваться
в
окружающей
их
практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у
которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему,
который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается
яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а
также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям
и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз
могут
открывать
и
закрывать
дверь,
упражняясь
в
соответствующих
движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах
обобщения, то в актах измерения и т. п. «У некоторых детей, — пишет Селли,
—
сравнение
посредством
измерения
становится
даже
известного
рода
страстью; они любят измерять величину одних предметов другими и т. д.»
2
В дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная
деятельность, "направляемая и побуждаемая познавательной задачей".
Ещё Князев О.Л. (1986г.) отмечал решающее влияние окружающей
среды
и
прежде
всего
общения
ребенка
с
близкими
взрослыми,
направляющими
его
практически.
Но
в
результате
неадекватных
педагогических
воздействий
взрослых
исследовательская
познавательная
активность детей может затормозиться.
Полученные
данные
свидетельствуют
о
целесообразности
уже
в
дошкольном
возрасте
выявления
уровня
и
развития
познавательной
активности при помощи адекватных методик.
1
Селли Д. Очерки по психологии детства, пер. с англ. М., 1909, с. 78.
2
Там же, с. 86.
Нами были выбраны методики отгадывания и составления загадок.
На этапе отгадывания специально подобранных загадок целью было
выявить:
1.
как
дети
умеют
выделять
признаки
и
свойства
предметов
и
явлений;
2.
как
дети
понимают
сравнение
в
качестве
художественного
приема загадки;
3.
какими способами доказательства дети владеют.
Проанализировав уровень познавательной активности у старших
дошкольников, можно сделать выводы:
–
дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять
над включенной в нее проблемной задачей;
–
невнимательно
слушали,
не
учитывали
все
названные
признаки,
торопились
дать
ответ,
учитывая
один
из
признаков;
–
выделив
один
признак
из
целого
описания,
дети
не
связывали его с другими признаками, давали неправильную
отгадку;
–
доказательство
отгадки
начинали
с
тезиса,
после
чего
подтверждали ее признаками;
–
когда не понимали образное сравнение, игнорировали его;
–
вопросы
педагога
помогали
ребенку
увидеть
признаки
предмета,
осознать
существенные
и
несущественные,
понять суть сравнения как средства осознания признаков
предмета;
–
особенно
ценны
вопросы,
обращенные
к
опыту
детей,
побуждающие их мыслить по аналогии;
–
выявлен
невысокий
уровень
познавательной
активности
детей, так как они не могли анализировать любое целое, его
части, элементы, свойства, затруднялись в доказательствах,
опирались на аргументы;
–
из
показателей
познавательной
активности
лучше
всего
владели обобщением, сравнением;
–
для
того
чтобы
загадки
способствовали
формированию
познавательной активности, заставили ребенка умственно
напрячься,
необходима
методика
загадывания
и
отгадывания,
которая
направляла
бы
детей
на
полное
вычленение
признаков
загаданного
предмета
и
установление
существенных
связей
между
ними,
на
понимание образных сравнений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод,
что
система
знаний
об
окружающем
мире,
владение
умениями
анализа,
синтеза, сравнения, воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова и
обучение детей умению пользоваться точным словом для выражения своих
мыслей является главным условием для понимания, а значит и для успешного
отгадывания загадок.
Поэтому главными задачами работы было:
учить детей видеть и понимать образные сравнения;
с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого
предмета;
учить детей самостоятельно конструировать загадки.
Мы исходили из того, что при успешной реализации этих задач дети
смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами
мышления.
Решение указанных задач велось поэтапно:
I.
Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в
окружающей обстановке;
II.
С помощью набора картинок учить детей анализировать и
сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;
III.
Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать
– отгадывать;
IV.
Коллективное составление загадок.
На
первом
этапе
формирующего
эксперимента
можно
было
проследить, что дети сначала
невнимательно слушали задание и неверно
отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя,
стимулирующего
на
обследование,
они
активизировались,
начали
искать,
предметы,
детали
в
окружающей
обстановке,
исследовать
пространство,
делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали
вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.
В результате
заданий удалось развить у детей наблюдательность,
внимание,
воображение
детей,
формировать
умения
анализировать,
рассуждать,
делать
умозаключения,
то
есть
развить
те
мыслительные
операции, которые составляют ядро познавательной активности.
В результате выполнений заданий второго этапа, можно было отметить,
что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку,
сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети
глубже
и
точнее
анализировали
предметы,
рассуждали,
делали
умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого
давали образное сравнение.
На третьем этапе работы дети научились понимать схему и обобщать
признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для
следующего этапа обучения детей составлению загадок.
Целью четвёртого этапа было обучение детей самостоятельному
конструированию
загадок,
используя
образные
сравнения;
закрепление
умения
детей
сравнивать
предметы,
образно
мыслить
при
составлении
загадок в различных игровых ситуациях.
Это
вызвало
большой
интерес
у
детей,
они
активно
придумывали
загадки,
приходили
к
общему
мнению.
Вместе
с
детьми
обсуждались
выбранные предметы, мысли детей направлялись так, чтобы они в результате
из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и
составили
загадку.
При
конструировании
загадок
дети
старались
использовать образные сравнения.
Проанализировав составленные загадки можно было отметить, что дети
при
их
конструировании,
широко
использовали
художественный
прием
образных сравнений, демонстрировали умения анализа, синтеза, обобщения,
обращались к личному опыту.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
разработанная
методика обучения детей самостоятельному составлению загадок и путей их
решения, позволяет повысить уровень познавательной активности по всем
его
показателям
у
дошкольников.
Применение
загадок,
как
проблемных
задач, которые направляют детей на познание окружающего мира, может
стать успешным для развития познавательной активности и ее показателей, а
также для развития связной речи. Загадки, являясь одним из древнейших
средств
народной
педагогики,
содержат
в
себе
множество
сведений
об
окружающей действительности, взаимосвязях и отношениях предметов и
явлений,
полны
познавательного
смысла.
Загадки
построены
путем
различных логических задач, и являются для ребенка основой для овладения
операциями мышления. Они способствует умственному развитию ребенка.
Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется,
как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений.
Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в
ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности
мышления.