Автор: Рахмангулова Наркас Миндигалеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. 2- е Иткулово МР Баймакский район РБ
Населённый пункт: РБ, Баймакский район, с. 2- е Иткулово
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности методики обучения написанию сочинений"
Раздел: начальное образование
Особенности методики обучения написанию сочинений
Для учителя сочинение начинается с выбора темы. У детей часто
возникают проблемы при написании сочинений. Перед учителем становится
проблема: дети не умеют и не любят писать сочинения. А в средних и
старших классах им еще труднее дается такая работа.
По-моему, нам учителям необходимо давать такие темы сочинений,
которые
были
бы
им
интересны.
К
примеру,
сочинения
по
картине
проводится так: на доске вывешивается любая картина. Например, ромашка.
Сначала дети дают внешнее описание цветку, а затем им предлагается дать
внутреннее описание (Какое настроение у этого цветка? Может ли ромашка
думать?) Так можно описывать и другие неживые предметы. Или еще: детям
приходит письмо из леса (например, от медведя). А учащиеся пишут письма-
ответы, кому хотят (зайцу, лисичке, синичке).
Можно дать такие темы сочинений: "Опиши пустоту", "Жизнь на моей
звезде", "Как появились полезные ископаемые". Дети живут в мире сказок
фантазий, поэтому им интересно писать такие сочинения.
Необходимо
знакомить учащихся с возможностью вариативного
раскрытия
темы
сочинения,
что
позволит
школьникам
с
одной
стороны
понимать
собственную
речевую
деятельность,
с
другой
-
формировать
гибкость мышления, раскрепощенность фантазии.
"Вариант, - по мнению С.И. Ожегова, - разночтение в тексте". Вариант в
раскрытии темы сочинения - это совокупность микротем, обусловленных
адресатом, коммуникативной задачей, которые, в свою очередь определяют
отбор
содержания,
выбор
типа,
жанра,
стиля
создаваемого
текста.
Вариативность в раскрытии темы сочинения - это умение учащихся выделять
микротемы в развитии общей темы, ориентируясь на возможный адресат и
задачу предстоящего высказывания.
Обучение младших школьников вариативности в раскрытии темы
сочинения требует, с одной стороны, готовности самого учителя создавать
варианты высказываний на одну тему, с другой - организации работы по
накоплению
ими
опыта
в
выделении
микротем.
Для
тренировочных
упражнений
у
каждого
есть
своя
тетрадь,
в
которой
выполняются
упражнения (сочинения-описания предмета). Эта работа может проводиться
во внеурочное время.
После выбора темы начинается совместная
работа учителя и учащихся,
результатом которой и будет готовое проанализированное сочинение, а также
развитие мышления и речи учащихся.
Выделяются основные черты уроков написания сочинений:
1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.
2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее - в ходе
наблюдений, или для его накопления.
3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
4.
Речевая
подготовка
текста:
составление
отдельных
словосочетаний,
предложений, фрагментов связного текста.
5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.
7. Самопроверка.
Каждому сочинению должна предшествовать подготовка. Подготовка
может быть разной, в зависимости от сочинения, уровня подготовки класса и
т.д. Но есть общие этапы:
1.Накопление
материала:
наблюдение,
экскурсия,
чтение
литературных
произведений и т.п.
2. Отбор материала в соответствии с темой, систематизация материала в
соответствии с темой, его расположение: беседы, обсуждения, составления
плана и т.д.
3. Словесное, речевое оформление, т.е. составление текста.
Подготовка - это создание такой ситуации, которая вызвала потребность
рассказать о чем-либо, накопление материала, выбор языковых средств.
Речевая деятельность - это активный целенаправленный процесс создания
и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств
в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Но учитель
не обеспечивает ученику должной ситуации общения. Из вышесказанной
психологической
характеристики
речевой
деятельности
вытекают
два
методических вывода:
1.Прежде
чем
дать
задание
ученикам
на
создание
или
восприятие
высказывания,
необходимо
постараться
обеспечить
возникновение
у
них
соответствующей потребности вступать в речевое общение;
2. Предлагая детям создать текст,
обеспечить им понимание того, к кому,
зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.
Для совершенствования речевой деятельности необходимо создание речевых
ситуаций. Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:
1.
Создание
речевой
ситуации.
Цель
-
создание
мотива,
обеспечение
необходимого
эмоционального
настроя,
пробуждение
интереса
к
работе;
организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации.
2. Предварительная подготовка. Цель - создать базу для
последующей
работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на
уроках
не
только
русского
языка,
ни
и
чтения,
природоведения,
труда,
рисования.
Организуется
накопление
необходимых
знаний,
впечатлений,
ведется обучение использованию языковых средств.
3. Написание сочинения.
При
проведении
сочинений
некоторые
методисты
рекомендуют
использовать
учебное
взаимодействие.
Учебное
взаимодействие
-
это
совместная
деятельность
учителя
и
учащихся,
направленная
на
решение
учебных задач. Эту форму обучения все чаще используют: дети в парах
обсуждают
проблемные
вопросы,
совместно
решают
какие-либо
задачи,
проверяют друг друга, рецензируют устные ответы и т.д. При этом ученики
учатся работать вместе, в совместном обсуждении находят верное решение,
учатся понимать друг друга, прислушиваться к мнению другого человека и
высказывать свое мнение, приобретая опыт работы со сверстниками, учатся
точнее оценивать свои возможности и лучше себя контролировать.
Прежде всего, взаимодействие детей можно применить на первом этапе при
создании речевой ситуации. На вопрос "Для кого бы ты хотел написать
сказку, рассказ?" большинство учеников отвечают: "Для своих друзей". Это
естественное желание ребенка нужно использовать в учебных целях. Ученик
хорошо знает своих товарищей, следовательно, ему легче представить себе их
в
качестве
читателей
своего
будущего
сочинения
и
легче
учесть
при
написании
сочинения
ситуацию,
в
которой
происходит
его
общение
с
друзьями. Предоставляя ученикам возможность писать рассказы конкретным
знакомым, учитель выполняет условия речевой деятельности и преодолевает
характерную для письменной речи абстрагированность от ситуации общения
собеседника.
Второй этап - предварительная подготовка к сочинению. За 2 - 3 недели до
написания сочинения учитель организует с детьми работу по накоплению
языковых средств. Прием совместного с товарищами отбора содержания и
языковых средств помогает сформировать у учеников умения в дальнейшем
действовать
самостоятельно.
Например,
младший
школьник
захотел
написать рассказ, подбирая слова и выражения для будущего высказывания,
но
не
смог
последовательно
изложить
свои
мысли.
Ребенку
трудно
планировать свою письменную речь, потому что психологическая основа
планирования - внутренняя речь у него только формируется. Поэтому можно
использовать прием планирования вслух. Ученик, проговаривая, намечает ход
развития основной мысли, придерживаясь единой темы и не отвлекаясь на
второстепенные
вопросы.
Он
рассказывает
план
будущего
высказывания
слушателю
-
соседу
по
парте,
который
контролирует
его
и
даже
может
посоветовать
внести
какие-либо
изменения
в
будущее
высказывание.
Ученики
планируют
вслух
свои
высказывания
по
очереди,
поэтому
в
процессе
такого
взаимодействия
у
них
развивается
умение
не
только
обдумывать
свое
высказывание,
но
и
вставать
на
точку
зрения
другого
человека,
понимать
его,
формируется
важное
речевое
умение
-
слушать
собеседника.
Взаимное
проговаривание
рассказа
на
этом
этапе
-
третий
момент, когда полезно сотрудничество учащихся.
Также этот прием можно использовать на этапе проверки сочинений. Ученик
первый должен проверить свое сочинение перед учителем. Но часто авторы
своих
работ
не
могут
найти
сами
ошибки,
т.к.
критичность
у
младших
школьников
только
развивается.
Поэтому
можно
использовать
прием
взаимной проверки, которая поможет сформировать у младшего школьника
умение
контролировать
собственное
письменное
высказывание,
а
также
поможет становлению критичности как важному качеству личности.
Наше время требует, чтобы школа учила питомцев мыслить нестандартно,
нестереотипно. Поэтому необходимо младшим школьникам задавать темы
сочинений, которые им интересны, понятны и близки. Тогда мы сможем
добиться нужных результатов в своей работе.