Автор: Фролова Татьяна Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: город Назарово, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "АРТ - терапия, как средство сохранения психологического здоровья детей".
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс для педагогов ДОО «Арт-терапия как
средство сохранения психологического здоровья детей»
.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников
мастер – класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт
– терапевтических технологий.
Задачи:
1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих
характерных особенностей и предпочтений;
2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки
поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным
материалом;
4. Формировать адекватную самооценку.
Основная часть:
Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это
понятие означает терапия искусством.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие
способности самовыражения и самопознания.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает
выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять
собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это
метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием
своего внутреннего мира.
Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и
тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для
детей является не искусством, а речью.
У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их
помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что
педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы
ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.
Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания,
успеха.
А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с
использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на
психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в
психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-
положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития
ребёнка.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок,
метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует
потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически
выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии
подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные,
коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка -
основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,
которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со
взрослыми.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию
при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и
пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность
поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи
прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый
психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние
конфликты и достичь внутренней гармонии.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое
воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и
социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть
самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве
средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и
справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и
удивительные звуки музыки, а также богатство образов и красок произведений
великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти
особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями,
помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь
каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих
маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и
дают возможность выплеснуться своему "Я".
Практическая часть:
1.Упражнение «Приветствие» (игровая терапия)
Ход упражнения: Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы
здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки,
эфиопы – прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю вам
участникам мастер – класс поздороваться с соседом слева по - европейски, с
соседом справа как эфиопы, Молодцы!
2. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)
Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.
Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём
сюрприз.
Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.
- отгадать загадку,
- рассказать стишок,
- сказать комплимент соседу справа,
- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,
- спеть куплет из любой песни,
- пройти по залу, как модель.
3. Мандалы для раскрашивания (изотерапия).
Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок.
Рисуются по разным случаям. Используется только всего 4 цвета: красный,
желтый, зеленый и синий. Раскрашивать нужно только цветными карандашами.
Раскрашиваются те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке,
закрашивая полностью или частично.
4. Сказкотерапия.
а) «Сочиняем сказку».
Вопрос на который вы должны ответить сказкой «Почему кактус колючий».
б) Рассказывание сказки «Снегурочка» сказка должна закончиться хорошо.
в) Рисование иллюстраций в «Книгу страхов».
5. Музыкотерапия.
Упражнение «Рисунки на спине».
Все встают по кругу, в затылок друг другу, на расстоянии чуть меньше
вытянутой руки. «Сейчас, − говорит психолог, − я расскажу вам сказку, которую
мы «нарисуем» друг у друга на спине. Приготовим «лист бумаги», «разгладим»
его (гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Итак, жил-
был медвежонок (рисуют пальцем фигурку). Он очень любил гулять по лесу.
Однажды он пошёл на прогулку (изображают пальцами идущие ножки).
Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими
поворотами (всё это изображается на спине). Светило яркое солнце (пальцем
рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучики нежно ласкали спинку
медвежонка (ладошками гладят спину игрока). Вдруг появились тучи (рисуются
тучи). Начался дождь (показывают, как падают капли дождя). Затем пошёл град
(игроки стучат кулачками по спине). Дождь успокоился. Появились большие
лужи (рисуются лужи). Любимым занятием медвежонка было смотреть в лужи и
улыбаться своему отражению (пальцем рисуют веселые рожицы).
6. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».
Педагогам, предлагается написать на спикере одним словом оценку мастер –
класса и поместить на рисунки чемодана, корзины и мясорубки.
Чемодан – мастер – класс был им полезен и важен, они берут материал в свой
педагогический багаж.
Мясорубка – мастер – класс полезен и важен, но нужно его осмыслить,
«переварить».
Корзина – мастер – класс педагогам не интересен, не представляет для них
важность и в их практике не пригодиться.