Авторы: Овчарик Юлия Сергеевна, Слюсарева Инна Сергеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Центр развития ребенка-детский сад №5 ЛГО"
Населённый пункт: Приморский край г. Лесозаводск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Чудное дерево"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическое пособие «Чудное дерево»
Муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 5 ЛГО»,
г. Лесозаводск - 6, ул. Октябрьская, 115
Слюсарева Инна Сергеевна воспитатель (автор-
составитель)
Овчарик Юля Сергеевна воспитатель (автор-
составитель)
Основная идея продукта.
ФГОС в ДОУ ставит во главу угла индивидуальный подход к
ребенку и игру, где происходит сохранение само ценности
дошкольного детства. Главная особенность организации
образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе -
это уход от учебной деятельности , повышение статуса игры,
как основного вида деятельности детей дошкольного
возраста. Чтобы ребенок лучше запомнил изучаемую
информацию и усвоил ее, требуется привлечь его внимание.
Именно наглядность нашего пособия и возможность
манипулировать с предметами позволило привлечь внимание
детей, обеспечило сосредоточенность, что в свою очередь
позволило детям легче усваивать материал.
Сущность и специфика продукта.
Пособие представляет собой дерево, на которое
прикрепляются различные модули, в зависимости от
дидактических заданий. Макет дерева делится на четыре
сегмента: времена года (зима, весна, лето, осень).
Цели:
•
Развитие игровой деятельности
•
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
•
Сенсорное развитие
•
Формирование элементарных математических
представлений
•
Формирование целостной картины мира, расширение
кругозора
•
Развитие речи
•
Развитие эстетического восприятия.
Задачи:
•
Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе
радоваться успехам, формировать умение проявлять интерес к
игровым действиям сверстников.
•
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного
опыта детей. Помогать обследовать предметы, выделяя цвет, величину,
форму. Упражнять в установлении сходства и различия между
предметами, имеющими одинаковое название. Формировать умение
называть свойства предметов.
•
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Формировать умение различать количество предметов: много-один.
•
Учить детей называть цвет, сравнивать предметы подбирать предметы
по схожим признакам. Формировать элементарные представления о
сезонных изменениях в природе.
Дидактическая игра «Сугроб»
Цели и задачи игры: Развивать сенсорные способности и мелкую
моторику рук. Знакомить детей с понятием «Величина» (большой,
маленький). Развивать тактильные ощущения, обогащать
сенсорный опыт детей (мягкий, пушистый, гладкий, твердый).
Ход игры: Воспитатель просит ребенка показать сугробы
большие и маленькие. Вопросы: Какого цвета сугробы? Каких
сугробов много больших или маленьких? Что мы можем слепить из
снега? Ребёнку даётся возможность самостоятельно из снежных
модулей (сугробы) сконструировать всевозможные фигуры.
Дидактическая игра « Птицы »
Цели и задачи игры: Знакомить ребенка с обитателями дерева. Развивать
наблюдательность. Сидящие на ветках плоскостные изображения птиц могут быть
использованы в качестве зрительного ряда по лексическим темам «Перелётные
птицы», «Зимующие птицы», а также для закрепления количественного и порядкового
счёта. Такие понятия как «слева», «справа», «выше», «ниже».
Ход игры: Воспитатель предлагает выполнить действия: «Посади на верхнюю ветку
справа две совы, а на ветку ниже слева два снегиря». Дать возможность ребёнку
самостоятельно поиграть с птицами.
Дидактическая игра «Ёлки»
Цели и задачи игры: Учить детей украшать плоскостную
ёлочку готовыми цветными модулями на липучках.
Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать
самостоятельность, инициативность.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует ребёнку, как
можно украсить ёлочку с помощью готовых цветных
модулей. Затем предлагает ребенку самостоятельно либо в
паре с другим ребёнком украсить ёлочку.
Дидактическая игра «Листочки и цветочки»
Цели и задачи игры: Учить прикреплять детали с
помощью липучки. Дать представление о некоторых
цветущих деревьях. Развивать мелкую моторику рук.
Развивать воображение. Развивать эстетическое
восприятие.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть пособие,
спрашивает «Что вы здесь видите?». Просит описать
цветы. Затем спрашивает: «Как вы думаете, а какое время
года?» Выслушав ответы детей, педагог подводит их к
пониманию того, что весной распускаются листочки и
цветочки. Затем педагог предлагает поиграть в игру: взять
листочек (цветочек) и рассказать каким цветом он и
прикрепить его с помощью липучки, так как нравится и
хочется ребёнку.
Дидактическая игра «Кораблик»
Цели и задачи игры: Учить детей конструировать
кораблик из готовых форм. Развивать чувство формы,
цвета и композиции.
Ход игры: Воспитатель составляет из готовых
геометрических форм (корпус из трапеции, парус из
большого треугольника, флажок из маленького
треугольника) кораблик. Обращает внимание ребёнка на
детали, из которых состоит кораблик. Предлагает найти и
показать парус (флажок, корпус). Просит уточнить какого
они цвета. Затем воспитатель даёт возможность ребёнку
самостоятельно сконструировать кораблик.
Дидактическая игра «Ходит в небе солнышко»
Дидактическая игра «Ходит в небе солнышко»
Цели и задачи игры: Вызвать яркий эмоциональный
отклик на фольклорный образ солнца. Учить создавать
образ солнца. Развивать восприятие, чувство формы и
цвета. Расширять словарный запас детей
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть
изображение солнышка с целью обогащения впечатлений
и представлений детей о солнышке. После чего
показывает ребёнку как можно с помощью готовых
модулей на липучках составить образ солнышка. Затем
воспитатель даёт ребёнку возможность самостоятельно
составить образ солнышка.
Дидактическая игра «Насекомые»
Цели и задачи игры: Уточнять и расширять словарный
запас детей по лексической теме «Насекомые». Развивать
связанную речь, мелкую моторику, воображение.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть дерево.
Просит уточнить, какое время года изображено на макете.
Обращает внимание на то, что в летний период очень
много насекомых, они летают и ползают. Воспитатель
предлагает уточнить названия насекомых. Затем
предлагает поиграть в игру «Третий лишний». Например:
нужно из предложенных насекомых на макете (бабочка,
гусеница, божья коровка) взять в руки то насекомое,
которое не может летать.
Дидактическая игра «Один–много»
Цели и задачи игры: Согласовывать существительные (листочек,
листочки) с числительными (один, много). Развивать мелкую моторику
рук. Учить прикреплять детали с помощью липучки.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть дерево. Вопросы:
Сколько листочков на дереве? Найди такой же листочек. Воспитатель
предлагает увеличить количество листочков (прикрепить на дерево
листочки при помощи липучки). Воспитатель задаёт вопрос: А
теперь сколько листочков? Процесс прикрепления листочков может
сопровождаться весёлой рифмовкой:
«Мы волшебники немного
Был один, а станет много»
Затем даём ребёнку возможность поиграть самостоятельно либо в паре
с другим ребёнком.
Упражнение « Листочки на прищепках»
Цели и задачи упражнения: Развитие мелкой моторики трёх
основных пальцев руки (большой, указательный и средний).
Активизировать словарь детей. Формировать сезонные изменения в
природе.
Ход упражнения: Демонстрируем ребенку листочки на прищепках,
называем их и немного рассказываем о свойствах. Например, это
листик он оранжевого цвета, листик растёт на дереве. Летом он был
зелёного цвета, а осенью он поменял свой цвет т.д. Затем даем
возможность малышу все хорошенько рассмотреть и потрогать.
Показываем, как снимать и прикреплять листочки на прищепках,
акцентируя внимание ребенка на правильном положении пальчиков.
Потом предлагаем малышу самому сначала снять прищепки, а
потом прикрепить обратно.
Дидактическая игра «Собери урожай»
Цели и задачи игры: учить группировать предметы
(морковку и лук) по величине. Развитие мелкой моторики.
Знакомить детей с понятиями (большой, маленький)
Ход игры: Демонстрируем ребёнку грядку, на которой
растут: маленькие морковки, большие морковки,
маленький лук, большой лук. Ребёнку предлагается
собрать маленькие морковки и маленький лук в
маленькую корзинку, а большие морковки и большой лук в
большую корзинку. Воспитатель просит ребёнка
посчитать, где лежит больше по количеству овощей в
маленькой корзинке, или в большой. Затем даём
возможность ребёнку самостоятельно или в паре с другим
ребёнком выполнить данное упражнение.
Дидактическая игра «Чьи листья»
Цели и задачи игры: Продолжать учить детей
образовывать притяжательные прилагательные
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть
листья на дереве и определить, листья какого дерева он
видит (лист клёна-кленовый, лист берёзы-берёзовый и т.
д.). Затем даём ребёнку возможность поиграть
самостоятельно либо в паре с другим ребёнком.
Эффективность и результативность внедрения
педагогической технологии.
Дидактическое пособие «Чудное дерево» было апробировано
в детском саду № 5, с детьми второй младшей группы «Б».
Пособие помогло достичь многих целей и решить
воспитательно-образовательные задачи. Дети научились
играть рядом, вместе, не ссорясь, самостоятельно
организовывать свою деятельность.
Преимущество данного продукта в сравнении с
аналогами.
Преимущество данного пособия в том, что оно авторское.
Дидактические игры к данному пособию разработаны нами
самостоятельно. Именно наглядность пособия и
возможность манипулировать с предметами помогает
достигать многих целей и решать воспитательно-
образовательные задачи. Пособие может быть использованно
несколькими детьми одновременно. Также оно может быть
использованно не только в ДОУ но и в домашних условиях.
Результативность и перспективы продвижения
продукта.
Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста 2-4
лет. Пособие может быть использовано с детьми более старшего
возраста, с усложнением заданий
.
Пособие впервые было представлено педагогам в январе 2017 года в
детском саду №5 на педагогическом совете. Также пособие было
размещено на международном творческом конкурсе «Дипломкин». Для
того чтобы поделится своим опытом в сети с коллегами.