Напоминание

"Вулкан"


Автор: Мамедова Роза Теюб Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №2 Солнышко"
Населённый пункт: село Ленинское
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию.
Тема: "Вулкан"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 2 с. Ленинское»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе « Вулкан ».

Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканы.

Задачи:

1. Образовательные: знакомить дощкольников с природным окружением,

формировать интерес к природным явлениям природы, формировать

эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

закрепить умение выявлять свойства материалов.

2. Развивающие: развивать экологическое мышление и творческое

воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности,

развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки,

эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской

деятельности.

3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям;

бережное отношение к природе.

Активизировать словарь детей:

кратер, вулкан, лава, жерло, гора, магма, ядро, мантия, земная кора.

Предварительная работа:

1.

Просмотр видео материалов;

2.

Беседы о вулканах;

3.

Рассматривание иллюстраций.

Материалы к занятию:

глобус, макет вулкана, смесь для извержения: окрашенная вода, сода, краска

красная, моющее средство, уксус 9 %, маленькие ложечки).

Ход занятия:

Организационный момент.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг».

В.: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.

Д.: Земля.

Дети и воспитатель рассматривают глобус.

В.: Что такое глобус?

Д.: Это модель Земли.

В.: Земля имеет сложное строение. В центре раскаленное металлическое

ядро, следующий слой тоже очень раскаленный жидкий слой – мантия.

Поверхность Земли покрыта земной корой, на которой есть и суша, и моря,

где живут животные, люди, растут леса, трава и т.д.

В.: Что означают цвета на глобусе?

Д.: Белый – снега, ледники.

Зеленый – равнины с лесами, лугами.

Синий – океаны, моря, реки.

Коричневый – горы.

В.: А из чего состоят горы?

Д.: Из камней.

В.: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же

они называются?

Д.: Вулканы.

В.: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.

В.: Сейчас я расскажу вам легенду о вулкане

« Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог – некрасивый,

хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему

кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу,

раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.

А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора

дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.

Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные

камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и

уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие

горы стали называть вулканами. »

В.: Вот какая интересная легенда о происхождении названия Вулкан.

Понравилась?

Д.: Да.

В.: А как образуются вулканы? Как вы думаете?

Д.: В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает,

застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и

опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так

вырастает вулкан.

В.: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.

В.: Ребята, а что внутри вулкана?

Д.: Это магма.

В.: А огненная жидкость, выходящая из вулкана?

Д.: Лава.

В.: А почему внутри магма, а когда выходит наружу – лава?

Д.: Потому что магма - это расплавленные камни и летучие газы, а когда она

выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни

– лава.

В.: Кто знает, как происходит извержение вулкана?

Д.: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный

дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.

В.: А как долго вулкан может извергаться?

Д.: Один, два, три, а может и несколько лет.

В.: Какие виды вулканов вы знаете?

Д.: Потухшие – это вулканы, полностью утратившие активность, их

извержение маловероятно.

Д.: Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило,

но все же оно возможно.

Д.: Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти

человечества. Ключевская Сопка - Россия, Камчатка. И, кстати, это самый

высокий действующий вулкан Евразии.

В: Молодцы. Вы правильно все рассказали.

В.: А теперь давайте отдохнем. Дружно встаем на физминутку.

Физкультминутка.

Мы шагаем по равнине

Раз – два, раз – два.

А теперь плывем на льдине

Раз – два, раз – два.

Вот идем по плоскогорью

Раз – два, раз – два.

Забираемся на горы

Раз – два, раз – два.

А теперь мы отдохнем

Раз – два, раз – два.

И места свои займем!

Раз – два, раз – два.

Дети занимают свои места.

В: А вы когда – нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть?

В.: Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.

В.: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых.

В.: Перед вами наш макет вулкана, который мы с вами сделали и оживим его!

У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.

На столе перед вами стоят: окрашенная вода, сода, моющее средство и уксус.

Но прежде, чем мы приступим к опыту – давайте вспомним правила

безопасности: быть аккуратными, внимательными, не брать вещества в рот,

не нюхать. Внимательно следите за моими действиями: в окрашенную воду в

стаканчике кладем чайную ложу соды, каплю моющего средства.

Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стакана выливается в

наше жерло вулкана, и я добавляю уксус.

- Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь лава.

(Дети наблюдают извержение вулкана).

Рефлексия.

В.: Вот, ребята, вы своими глазами увидели красивое зрелище – извержение

вулкана. Молодцы, ребята, вы были внимательными и правильно отвечали на

мои вопросы. Что нового и интересного вы узнали на занятии? Понравилось

вам наше занятие?



В раздел образования