Автор: Мамедова Роза Теюб Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №2 Солнышко"
Населённый пункт: село Ленинское
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию.
Тема: "Вулкан"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 2 с. Ленинское»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе « Вулкан ».
Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканы.
Задачи:
1. Образовательные: знакомить дощкольников с природным окружением,
формировать интерес к природным явлениям природы, формировать
эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
закрепить умение выявлять свойства материалов.
2. Развивающие: развивать экологическое мышление и творческое
воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности,
развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки,
эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской
деятельности.
3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям;
бережное отношение к природе.
Активизировать словарь детей:
кратер, вулкан, лава, жерло, гора, магма, ядро, мантия, земная кора.
Предварительная работа:
1.
Просмотр видео материалов;
2.
Беседы о вулканах;
3.
Рассматривание иллюстраций.
Материалы к занятию:
глобус, макет вулкана, смесь для извержения: окрашенная вода, сода, краска
красная, моющее средство, уксус 9 %, маленькие ложечки).
Ход занятия:
Организационный момент.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг».
В.: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.
Д.: Земля.
Дети и воспитатель рассматривают глобус.
В.: Что такое глобус?
Д.: Это модель Земли.
В.: Земля имеет сложное строение. В центре раскаленное металлическое
ядро, следующий слой тоже очень раскаленный жидкий слой – мантия.
Поверхность Земли покрыта земной корой, на которой есть и суша, и моря,
где живут животные, люди, растут леса, трава и т.д.
В.: Что означают цвета на глобусе?
Д.: Белый – снега, ледники.
Зеленый – равнины с лесами, лугами.
Синий – океаны, моря, реки.
Коричневый – горы.
В.: А из чего состоят горы?
Д.: Из камней.
В.: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же
они называются?
Д.: Вулканы.
В.: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.
В.: Сейчас я расскажу вам легенду о вулкане
« Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог – некрасивый,
хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему
кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу,
раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.
А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора
дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.
Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные
камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и
уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие
горы стали называть вулканами. »
В.: Вот какая интересная легенда о происхождении названия Вулкан.
Понравилась?
Д.: Да.
В.: А как образуются вулканы? Как вы думаете?
Д.: В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает,
застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и
опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так
вырастает вулкан.
В.: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
В.: Ребята, а что внутри вулкана?
Д.: Это магма.
В.: А огненная жидкость, выходящая из вулкана?
Д.: Лава.
В.: А почему внутри магма, а когда выходит наружу – лава?
Д.: Потому что магма - это расплавленные камни и летучие газы, а когда она
выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни
– лава.
В.: Кто знает, как происходит извержение вулкана?
Д.: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный
дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.
В.: А как долго вулкан может извергаться?
Д.: Один, два, три, а может и несколько лет.
В.: Какие виды вулканов вы знаете?
Д.: Потухшие – это вулканы, полностью утратившие активность, их
извержение маловероятно.
Д.: Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило,
но все же оно возможно.
Д.: Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти
человечества. Ключевская Сопка - Россия, Камчатка. И, кстати, это самый
высокий действующий вулкан Евразии.
В: Молодцы. Вы правильно все рассказали.
В.: А теперь давайте отдохнем. Дружно встаем на физминутку.
Физкультминутка.
Мы шагаем по равнине
Раз – два, раз – два.
А теперь плывем на льдине
Раз – два, раз – два.
Вот идем по плоскогорью
Раз – два, раз – два.
Забираемся на горы
Раз – два, раз – два.
А теперь мы отдохнем
Раз – два, раз – два.
И места свои займем!
Раз – два, раз – два.
Дети занимают свои места.
В: А вы когда – нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть?
В.: Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.
В.: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых.
В.: Перед вами наш макет вулкана, который мы с вами сделали и оживим его!
У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.
На столе перед вами стоят: окрашенная вода, сода, моющее средство и уксус.
Но прежде, чем мы приступим к опыту – давайте вспомним правила
безопасности: быть аккуратными, внимательными, не брать вещества в рот,
не нюхать. Внимательно следите за моими действиями: в окрашенную воду в
стаканчике кладем чайную ложу соды, каплю моющего средства.
Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стакана выливается в
наше жерло вулкана, и я добавляю уксус.
- Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь лава.
(Дети наблюдают извержение вулкана).
Рефлексия.
В.: Вот, ребята, вы своими глазами увидели красивое зрелище – извержение
вулкана. Молодцы, ребята, вы были внимательными и правильно отвечали на
мои вопросы. Что нового и интересного вы узнали на занятии? Понравилось
вам наше занятие?