Автор: Ткаченко Ольга Ивановна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МАОУ "Обдорская гимназия"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Среды обитания организмов
Раздел: среднее образование
{
{
«Среда обитания организмов и
«Среда обитания организмов и
ее факторы»
ее факторы»
Образовательная – познакомить с понятием
Образовательная – познакомить с понятием
среды обитания, факторами, регулирующими
среды обитания, факторами, регулирующими
распределение растений и животных;
распределение растений и животных;
Развивающая – формирование умения писать
Развивающая – формирование умения писать
конспект, делать выводы из массы новых
конспект, делать выводы из массы новых
фактов и имеющихся знаний,
фактов и имеющихся знаний,
самостоятельная работа с учебником;
самостоятельная работа с учебником;
Воспитательная – экологическое воспитание
Воспитательная – экологическое воспитание
Цели урока:
Цели урока:
Что изучает экология?
Что изучает экология?
Какова роль экологии в настоящее время и
Какова роль экологии в настоящее время и
почему ее необходимо изучать?
почему ее необходимо изучать?
Какие научные направления в экологии вам
Какие научные направления в экологии вам
известны?
известны?
Опрос устный по теме: «Что
Опрос устный по теме: «Что
изучает экология?»
изучает экология?»
На Земле существуют четыре основные среды
На Земле существуют четыре основные среды
обитания, освоенные и заселенные организмами.
обитания, освоенные и заселенные организмами.
Это водная среда, наземно-воздушная, почвенная
Это водная среда, наземно-воздушная, почвенная
и среда, образуемая самими живыми
и среда, образуемая самими живыми
организмами.
организмами.
Каждая из этих сред имеет свои специфические
Каждая из этих сред имеет свои специфические
условия жизни.
условия жизни.
Среда обитания – это все то,
Среда обитания – это все то,
что окружает живое существо
что окружает живое существо
в природе.
в природе.
Это отдельные свойства или элементы среды,
Это отдельные свойства или элементы среды,
воздействующие прямо или косвенно на живые
воздействующие прямо или косвенно на живые
организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий
организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий
индивидуального развития.
индивидуального развития.
Экологические факторы –
Экологические факторы –
компоненты природной среды,
компоненты природной среды,
влияющие на состояние организма.
влияющие на состояние организма.
Различают три группы факторов.
Различают три группы факторов.
Абиотические – компоненты неживой
Абиотические – компоненты неживой
природы: температура, солнечный
природы: температура, солнечный
свет, влажность, соленость, свойства
свет, влажность, соленость, свойства
почвы и т.д.
почвы и т.д.
Биотические – компоненты живой
Биотические – компоненты живой
природы (влияние организмов друг на
природы (влияние организмов друг на
друга)
друга)
Антропогенные – влияние человека на
Антропогенные – влияние человека на
живую природу, в результате чего
живую природу, в результате чего
происходит изменение условий
происходит изменение условий
обитания живых организмов.
обитания живых организмов.
Свет – солнечное излучение
Свет – солнечное излучение
служит основным источником
служит основным источником
энергии.
энергии.
Ультрафиолетовые лучи –
Ультрафиолетовые лучи –
губительны для всего живого;
губительны для всего живого;
Видимые лучи – необходимы для
Видимые лучи – необходимы для
фотосинтеза и большинство
фотосинтеза и большинство
организмов видит в этой части
организмов видит в этой части
спектра;
спектра;
Инфракрасные лучи – источник
Инфракрасные лучи – источник
тепловой энергии.
тепловой энергии.
свет
свет
Все химические процессы, протекающие
Все химические процессы, протекающие
в организме, зависят от температуры.
в организме, зависят от температуры.
У организмов с непостоянной
У организмов с непостоянной
температурой тела повышение
температурой тела повышение
температуры окружающей среды
температуры окружающей среды
вызывает ускорение физиологических
вызывает ускорение физиологических
процессов: обмена веществ, роста и т.д.
процессов: обмена веществ, роста и т.д.
У птиц и млекопитающих в процессе
У птиц и млекопитающих в процессе
эволюции выработалась способность к
эволюции выработалась способность к
поддержанию постоянной температуры
поддержанию постоянной температуры
тела – это приспособление
тела – это приспособление
обеспечивает некоторую независимость
обеспечивает некоторую независимость
от условий среды.
от условий среды.
Температура – самый
Температура – самый
мощный фактор на Земле
мощный фактор на Земле
Вода играет исключительно важную роль в
Вода играет исключительно важную роль в
жизнедеятельности организмов.
жизнедеятельности организмов.
Поддержание воды на определенном уровне
Поддержание воды на определенном уровне
составляет одну из основных
составляет одну из основных
физиологических функций организма
физиологических функций организма
.
.
Влажность
Влажность
Точка, при которой наблюдается
Точка, при которой наблюдается
максимальный рост, называется оптимумом.
максимальный рост, называется оптимумом.
Весь интервал фактора от минимума до
Весь интервал фактора от минимума до
максимума, при котором еще возможен рост,
максимума, при котором еще возможен рост,
называют диапазоном устойчивости.
называют диапазоном устойчивости.
Точки, ограничивающие пригодные для жизни
Точки, ограничивающие пригодные для жизни
условия, называют пределами устойчивости.
условия, называют пределами устойчивости.
Между зоной оптимума и пределами
Между зоной оптимума и пределами
устойчивости по мере приближения к
устойчивости по мере приближения к
последним организм испытывает все
последним организм испытывает все
нарастающий стресс – стрессовые зоны, или
нарастающий стресс – стрессовые зоны, или
зоны угнетения.
зоны угнетения.
Оптимум, стрессовые зоны,
Оптимум, стрессовые зоны,
пределы устойчивости.
пределы устойчивости.
Этот закон был впервые изучен и
Этот закон был впервые изучен и
сформулирован Юстусом фон Либихом в
сформулирован Юстусом фон Либихом в
1840 году в ходе его наблюдений за
1840 году в ходе его наблюдений за
влиянием на растения химических
влиянием на растения химических
удобрений.
удобрений.
Закон лимитирующих факторов: даже
Закон лимитирующих факторов: даже
единственный фактор за пределами
единственный фактор за пределами
своего оптимума приводит к стрессовому
своего оптимума приводит к стрессовому
состоянию организма и в его пределе – к
состоянию организма и в его пределе – к
гибели.
гибели.
Этот закон еще называют законом
Этот закон еще называют законом
минимумов Либиха.
минимумов Либиха.
Закон лимитирующих факторов.
Закон лимитирующих факторов.
Это очень важное свойство живого,
Это очень важное свойство живого,
позволяющее приспособляться к
позволяющее приспособляться к
изменяющимся условиям среды.
изменяющимся условиям среды.
Толерантность – способность выдерживать
Толерантность – способность выдерживать
изменения условий жизни
изменения условий жизни
Процесс и результат приспособления
Процесс и результат приспособления
организмов к условиям окружающей среды
организмов к условиям окружающей среды
называется адаптацией.
называется адаптацией.
Многократное воздействие циклических
Многократное воздействие циклических
изменений внешних условий привело к
изменений внешних условий привело к
возникновению у организмов ряда
возникновению у организмов ряда
особенностей образа жизни:
особенностей образа жизни:
диапауза – состояние физиологического
диапауза – состояние физиологического
покоя,
покоя,
миграции,
миграции,
анабиоз.
анабиоз.
Адаптация организмов.
Адаптация организмов.
Что такое экологические факторы? Какие
Что такое экологические факторы? Какие
группы факторов вам известны?
группы факторов вам известны?
Какие абиотические факторы вы знаете?
Какие абиотические факторы вы знаете?
Какие среды обитания вам известны?
Какие среды обитания вам известны?
Что такое толерантность?
Что такое толерантность?
В чем сущность закона минимумов?
В чем сущность закона минимумов?
Что такое адаптация?
Что такое адаптация?
Вопросы для закрепления:
Вопросы для закрепления: