Напоминание

Артикуляционная гимнастика


Автор: Елькина Вера Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358
Населённый пункт: Свердловская область г. Екатеринбург
Наименование материала: Презентация
Тема: Артикуляционная гимнастика
Раздел: дошкольное образование





Назад




Артикуляционная

гимнастика

Для учителей-логопедов.

Для

чего

нужна

артикуляционная

гимнастика

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,

для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными,

подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для

всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть

достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные

движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения

отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему

развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не

возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься

артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех,

четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить"

правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при

помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже

сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Язык в ротике живет

Никогда не устает,

Чтоб он ловким был

умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку

делай,

Перед зеркалом шутя!

В зоопарк пойдем сейчас

Покажем

всех,кто

встретит нас.

«Бегемотик»

Цель: развивает подвижность нижней челюсти.

Широко разинув рот,

Кушать просит бегемот.

Давай и мы превратимся в

бегемотиков и будем широко

открывать рот.

Описание: открыть рот, как можно шире,

удерживать его в таком положении до

счета «пять»,потом закрыть рот.

Выполнять упражнение 5-7 раз.

«Улыбка – Лягушка»

ЦЕЛЬ: РАЗВИВАТЬ КРУГОВЫЕ МЫШЦЫ ГУБ.

Улыбнулась нам подружка

Большеротая лягушка

Подражаем мы лягушкам, тянем

губы прямо к ушкам

Вы сейчас тяните губки –я увижу

ваши зубки

Мы потянем – перестанем

И не сколько не устанем.

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.

Возвращаем губы в спокойное положение. Даем

ребенку время для отдыха и расслабления.

Предлагаем сглотнуть слюну.

Повторяем упражнение 3—4 раза.

«Хоботок»

Цель: развивать подвижность губ.

Идет навстречу добрый слон

Длинный хобот тянет он,

Я – водичку набираю (вдох)

И ребяток поливаю! (выдох)

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну.

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим

в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в

спокойное положение. Даем ребенку время для

отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть

слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

«Превращение»

Цель: вырабатывать подвижность губ.

Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

как под душем ту лягушку

Поливал из шланга он.

Описание: На «раз»-губы растянуты в улыбке,

зубы заборчиком.

На счет «два» - губы складываются трубочкой,

зубы в прежнем положении.

Выполнять 5-7 раз.

«Язычок загорает»

Цель: развивает умение расслаблять мышцы языка

и удерживать его в таком положении длительное время.

Расстелил половичок

У водички Язычок.

На нем лежит и отдыхает

И слегка позагорает.

Давай покажем,

как Язычок загорал.

Описание: Улыбнуться, открыть рот,

расслабленный широкий кончик языка

положить на нижнюю губу и удерживать на

счет от 1 до 5-10. Верхняя губа приподнята,

не касается поверхности языка.

«Змейка»

Цель: развивать боковые мышцы языка

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Описание: рот открыт, язык высунуть

вперед как можно дальше, напрячь и

сделать узким. Узкий язык максимально

выдвигать и убирать вглубь рта.

Движения произносятся в медленном

темпе. Выполнять 5-6 раз.

«Расческа»

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска

А зовут меня … (расчёска).

Описание упражнения: улыбнуться, закусить

язык зубами. «Протаскивать» язык между

зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

«Вкусное варенье»

Так проходит час другой Язычку пора домой.

Пришел Язычок и решил чай с варением попить.

Очень любит Язычок вкусное варение,

Приготовил он друзьям это угощение.

Варение приятное, вкусное ароматное.

Язычок подними, варенье с губки оближи.

Описание : улыбнуться, открыть рот,

облизать языком верхнюю, а затем

нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну,

а затем в другую сторону. Повторить 4-5

раз. Улыбнуться, открыть рот, не

закрывая рот, облизать языком верхнюю

губу, нижней губой стараться язык не

поддерживать. Повторить 4-5 раз.

«Чашка»

Вкусное варение поели

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Описание : улыбнуться, открыть рот, высунуть

язык и тянуть его к носу. Стараться. Чтобы

бока языка были загнутые в виде чашечки (чтобы

чай не проливался). Удерживать язык в таком

положении под счёт до пяти, потом до десяти.

Повторить 3-4 раза.

«Парус»

Цель: развивать растяжку подъязычной связки;

умение расслаблять мышцы языка в приподнятом

положении.

Лодочка под парусом по реке

плывет

На прогулку лодочка Язычок

зовет.

Описание: улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий

кончик языка поставить за передние верхние зубы на

бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края

прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в

таком положении на счет от 1 до 10.

Выполнять 2-3 раза.

«Индюк»

Я – ИНДЮК

«БАЛДЫ - БАЛДА».

РАЗБЕГАЙТЕСЬ

КТО КУДА.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть

рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх,

двигать языком по верхней губе вперёд-назад,

произнося: была-была-была

«Качели»

Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка,

отрабатывать координацию движений языка (вверх, вниз).

На качелях оказался,

вверх взлетел

И вниз спускался

Весело качаться

на качелях!!!!

Описание: улыбнуться ,рот широко открыт.

На счет «раз»-опустить кончик языка

за нижние зубы,

«два» - поднять язык за верхние зубы.

Выполнить 4-6 раз.

Каждый ребёнок

всем на диво-

Должен говорить

красиво

И тогда

язык родной

Должен понимать

его любой!



В раздел образования