Автор: Елькина Вера Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358
Населённый пункт: Свердловская область г. Екатеринбург
Наименование материала: Презентация
Тема: Артикуляционная гимнастика
Раздел: дошкольное образование
Артикуляционная
гимнастика
Для учителей-логопедов.
Для
чего
нужна
артикуляционная
гимнастика
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,
для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными,
подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?
Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для
всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть
достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные
движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения
отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему
развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не
возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься
артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех,
четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить"
правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при
помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже
сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Язык в ротике живет
Никогда не устает,
Чтоб он ловким был
умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку
делай,
Перед зеркалом шутя!
В зоопарк пойдем сейчас
Покажем
всех,кто
встретит нас.
«Бегемотик»
Цель: развивает подвижность нижней челюсти.
Широко разинув рот,
Кушать просит бегемот.
Давай и мы превратимся в
бегемотиков и будем широко
открывать рот.
Описание: открыть рот, как можно шире,
удерживать его в таком положении до
счета «пять»,потом закрыть рот.
Выполнять упражнение 5-7 раз.
«Улыбка – Лягушка»
ЦЕЛЬ: РАЗВИВАТЬ КРУГОВЫЕ МЫШЦЫ ГУБ.
Улыбнулась нам подружка
Большеротая лягушка
Подражаем мы лягушкам, тянем
губы прямо к ушкам
Вы сейчас тяните губки –я увижу
ваши зубки
Мы потянем – перестанем
И не сколько не устанем.
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Возвращаем губы в спокойное положение. Даем
ребенку время для отдыха и расслабления.
Предлагаем сглотнуть слюну.
Повторяем упражнение 3—4 раза.
«Хоботок»
Цель: развивать подвижность губ.
Идет навстречу добрый слон
Длинный хобот тянет он,
Я – водичку набираю (вдох)
И ребяток поливаю! (выдох)
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну.
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим
в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в
спокойное положение. Даем ребенку время для
отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть
слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
«Превращение»
Цель: вырабатывать подвижность губ.
Раз – лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и добрый слон
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
как под душем ту лягушку
Поливал из шланга он.
Описание: На «раз»-губы растянуты в улыбке,
зубы заборчиком.
На счет «два» - губы складываются трубочкой,
зубы в прежнем положении.
Выполнять 5-7 раз.
«Язычок загорает»
Цель: развивает умение расслаблять мышцы языка
и удерживать его в таком положении длительное время.
Расстелил половичок
У водички Язычок.
На нем лежит и отдыхает
И слегка позагорает.
Давай покажем,
как Язычок загорал.
Описание: Улыбнуться, открыть рот,
расслабленный широкий кончик языка
положить на нижнюю губу и удерживать на
счет от 1 до 5-10. Верхняя губа приподнята,
не касается поверхности языка.
«Змейка»
Цель: развивать боковые мышцы языка
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Описание: рот открыт, язык высунуть
вперед как можно дальше, напрячь и
сделать узким. Узкий язык максимально
выдвигать и убирать вглубь рта.
Движения произносятся в медленном
темпе. Выполнять 5-6 раз.
«Расческа»
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска
А зовут меня … (расчёска).
Описание упражнения: улыбнуться, закусить
язык зубами. «Протаскивать» язык между
зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.
«Вкусное варенье»
Так проходит час другой Язычку пора домой.
Пришел Язычок и решил чай с варением попить.
Очень любит Язычок вкусное варение,
Приготовил он друзьям это угощение.
Варение приятное, вкусное ароматное.
Язычок подними, варенье с губки оближи.
Описание : улыбнуться, открыть рот,
облизать языком верхнюю, а затем
нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну,
а затем в другую сторону. Повторить 4-5
раз. Улыбнуться, открыть рот, не
закрывая рот, облизать языком верхнюю
губу, нижней губой стараться язык не
поддерживать. Повторить 4-5 раз.
«Чашка»
Вкусное варение поели
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Описание : улыбнуться, открыть рот, высунуть
язык и тянуть его к носу. Стараться. Чтобы
бока языка были загнутые в виде чашечки (чтобы
чай не проливался). Удерживать язык в таком
положении под счёт до пяти, потом до десяти.
Повторить 3-4 раза.
«Парус»
Цель: развивать растяжку подъязычной связки;
умение расслаблять мышцы языка в приподнятом
положении.
Лодочка под парусом по реке
плывет
На прогулку лодочка Язычок
зовет.
Описание: улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий
кончик языка поставить за передние верхние зубы на
бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края
прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в
таком положении на счет от 1 до 10.
Выполнять 2-3 раза.
«Индюк»
Я – ИНДЮК
«БАЛДЫ - БАЛДА».
РАЗБЕГАЙТЕСЬ
КТО КУДА.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть
рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх,
двигать языком по верхней губе вперёд-назад,
произнося: была-была-была
«Качели»
Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка,
отрабатывать координацию движений языка (вверх, вниз).
На качелях оказался,
вверх взлетел
И вниз спускался
Весело качаться
на качелях!!!!
Описание: улыбнуться ,рот широко открыт.
На счет «раз»-опустить кончик языка
за нижние зубы,
«два» - поднять язык за верхние зубы.
Выполнить 4-6 раз.
Каждый ребёнок
всем на диво-
Должен говорить
красиво
И тогда
язык родной
Должен понимать
его любой!