Напоминание

Развитие мелкой моторики старшего дошкольного возраста у детей с ОВЗ


Автор: Тузаева Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 360 "Детский сад комбинированного вида "
Населённый пункт: г. Екаткринбург
Наименование материала: Проект
Тема: Развитие мелкой моторики старшего дошкольного возраста у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Развитие мелкой моторики старшего дошкольного возраста у

детей с ОВЗ»

Тузаева Лариса Владисировна.

МБДОУ №360.

Продолжительность ; долгосрочный ( сентябрь – май)

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей

направленности, родители.

Образовательная область: Художественно эстетическое развитие ( лепка,

аппликация, рисование) .

Актуальность.

Казалось бы в ХХI веке все мечты и фантазии воплощаются в реальность-

человек без труда покоряет космос, создаются нано технологии,

стремительно развивается робот технологии, человеческий мозг становятся

образцом для создания искусственного интеллекта. Но как всегда

наблюдаются подводные камни, здоровье населения России находится в

критическом состоянии. Наиболее распространенными в современной

психолого-педагогической и медико-социальной литературе встречаются

понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными

возможностями».

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на

протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного

образования. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой

моторики. Движение рук неуклюжи, не согласованы. Каждое действие для

детей требует максимального внимания, сосредоточенности. С развитием

мелкой моторики, развивается память, внимание и самое главное речь.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на

формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой

сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные

возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой,

логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает

продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы

и последовательность заданий.

И по этому развитие тонкой моторики является важным показателем

готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в

овладении учебными навыками.

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного

возраста ОВЗ, через использование разнообразных форм, методов и приёмов.

Задачи:

1.

Укрепить и развить руки ребёнка, через нетрадиционные методы

работы с детьми.

2.

Развивать у детей желание и интерес к НОД,

3.

Совершенствовать движение рук и пальце, развивая психологические

процессы.

Гипотеза проекта: Развитие мелкой моторики способствует речевому

развитию

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в

себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую

деятельности.

Реализация проекта проходит в 3 этапа.

I этап — подготовительный (сентябрь)

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

Подбор диагностического материала.

Диагностическое обследование уровня сформированности навыков

развития мелкой моторики и координации движений рук.

II этап – основной (октябрь –май)

Работа выстраивается в двух направлениях:

с детьми – в процессе НОД, в совместной деятельности воспитателей

групп и детей,

с родителями – посредством проведения консультаций, родительских

собраний, практических семинаров.

III этап – заключительный (май)

Диагностическое обследование уровня сформированности навыков

развития мелкой моторики и координации движений рук.

Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у

дошкольников.

Практический семинар для педагогов.

Размещение материалов на сайте ДОУ.

Формы и методы работы:

1.

Кинетический песок.

2.

Стол для рисования песком.

3.

Лэпбук.

4.

Декоративные элементы.

Тематическое планирование.

Месяц

Содержание работы

Задача

Сентябрь

Тема «Осень»

Самомассаж ладоней и пальчиков

рук

Знакомство с ножницами.

Лепка кинетическим песком

элементов природы

Рисование погоды песком.

1.Учить детей мягкими массирующими движениями

разминать каждый пальчик, ладошку.

2.Учить детей вырезать не сложные элементы по

шаблону, развивать плавность и координированность

движений.

3.Учить детей создавать с помощью формочек

различные элементы. Развивать усидчивость,

воображение.

4.Создавать рисунок с помощью песка. Развивать

мышление, память, фантазию.

Тема: «Грибы»

Массаж шишкой, используя

кинетический песок.

Выстригание грибов по

трафаретам.

Рисование песком съедобных и не

съедобных грибов.

1.Формировать у детей, умение катать шишку по

кинетическому песку с нажимом.

2.Учить детей правильно выстригать по контуру.

3. Учить детей рисовать грибы, используя наглядный

материал.

Тема «Фрукты»

Создание фруктового сада, с

помощью кинетического песка.

Техника обрывания, фрукты.

Использование цветного песка,

для создания фруктового сада.

1.Развивать воображение, использовать дополнительные

декоративные элементы, для создания сада.

2.Развивать у детей, усидчивость, терпение.

3.Учить детей создавать рисунки по образцу.

Тема «Овощи»

Создание грядок из кинетического

песка с помощью формочек.

Создание дидактической игры,

«Где, что растет»

Рисование цветным песком

1.Учить детей работать в группе, обдумывать свои

действия, развивать усидчивость.

2.Формировать интерес к совместной работе с

родителями.

3.учить рисовать по образцу, используя геометрические

фигуры, овал, круг.

овощи»

Октябрь

Тема «Перелетные птицы»

Использование трафаретов в

работе с кинетическим песком.

Создание лото «Перелетные

птицы»

Использование трафаретов в

рисовании песком.

1.Учить детей пользоваться трафаретами. Развивать

усидчивость.

2.Развивать желание создавать дидактическую игру.

Учиться выстригать детали по контуру.

3. Учить детей рисовать с помощью трафаретов птиц,

развивать графические навыки

Тема «Домашние птицы»

Птичий двор, использование

кинетического песка.

Создание круга луллия, чей

детеныш ?.

Рисование песком по трафарету

домашних птиц.

1.Учить детей использовать декоративные элементы в

использование кинетического песка.

2. Совместная работа детей и родителей, поиск и

распечатывание картинок домашних птиц. Учить детей

сочетать движения мелкой моторики, выстригания по

контуру, слушать словесную инструкцию.

3.Учить детей– рисовать кончиками пальцев, развивать

мелкую моторику, усидчивость..

Ноябрь

Тема «Домашние животные»

Лепка Домашних животных.

Найди 5 отличий.

Рисование цветным песком .

1.Учить детей использовать трафареты в работе с

кинетическим песком.

2. Учить детей находить отличия в картинках, развивать

внимание, усидчивость.

Учить детей использовать трафареты при рисовании

цветным песком.

Тема «Дикие животные»

Лепка диких животных.

Чей хвост?

Лабиринт

1.Учить детей пользоваться формочками для создания

диких животных.

2.Выстригание картинок животных и их хвостиков.

Развивать логическое мышление, память.

3. Учить детей проходить песчаный лабиринт. Развивать

внимание . мышление.

Итоговая

работа.

Тема «Осень»

Дары осени.

Лэпбук «Братья наши меньшие»

Создание коллективного рисунка

«Осенняя сказка»

1.Учить детей с помощь формочек создавать различные

композиции. Развивать мелкую моторику, фантазию,

память.

2.Учить детей, использовать полученный раннее

материал, для создания лэпбука, с помощью клея и

декоративных элементов. Развивать, логическое

мышление, внимание, воображение.

3.Учить детей с помощью трафаретов создавать

композицию из песка. Развивать умение работать

коллективно.

Декабрь

Тема «Одежда»

Лепка зимней одежды, головных

уборов, обуви.

Одень куклу.

Элементы одежды.

1.Лепка элементов одежды с помощью формочек.

2.Подбор и вырезание элементов одежды из ткани, для

куклы Маши.

3. Рисование кончиками пальцев на песке элементов

одежды.

Тема «Зимние забавы»

Лепка снеговиков.

Разрезные картинки.

1.Учить детей лепить снеговика по образцу, без

формочек.

2. Подбор в месте с родителями картинок , на тему

Снежинка.

зимние забавы, разрезание на три части.

3. Продолжать детей учиться рисовать на песке

кончиками пальцев.

Тема «Новый год»

Лепка « Елочка сверкает»

Украшение для елочки

Дед Мороз.

1.Учить детей лепить с помощью формочек елку и

украшать декоративными бусинками.

2. Учить детей создавать украшение для елочки

используя разные материалы, ( пуговицы, ткань,

бусинки,)

3.Учить детей рисовать цветным песком Деда Мороза.

Развивать умение рисовать тело человека + одежду.

Январь

Тема «Мебель»

Лепка «Знакомство с мебелью»

Где, что стоит.

Моя комната.

1.Учить детей лепить мебель с помощью формочек.

Формировать умение у детей использовать формочки по

словесному образцу воспитателя.

2. Формировать представление детей о классификации

мебели, используя бумажный макет квартиры.

3. Учить детей рисовать цветным песком свою комнату

и мебель которая там стоит, с помощью трафаретов.

Развивать умение ориентироваться в пространстве,

память, внимание.

Тема «Посуда»

Лепка «Столовая посуда»

Столовая и кухонная посуда

Мама готовит

1.Учить детей с помощь формочек лепить посуду, по

словесному образцу, воспитателя.

2.Учить детей правильно располагать посуду на

бумажном макете.

3.Учить детей рисовать посуду с помощью рассыпания

песка, тем самым создавая объёмную посуду.

Тема «Транспорт»

Лепка «Перекресток»

Кто чем управляет?

Виды транспорта

1.Учить детей лепить различный виды перекрестков с

помощью формочек, используя декоративные элементы.

Развивать память, внимание, усидчивость.

2.Подбор картинок вместе родителями и детьми , для

создания лото. Развивать желание у родителей к

совместной деятельности с детьми.

3.Учить детей рисовать песком по трафаретам

различные виды транспорта, по просьбе воспитателя.

Февраль

Тема «Игрушки»

Лепка «Любимая игрушка»

Кукольный театр.

Нарисуй воздушный транспорт.

1.учить детей лепить любимые игрушки по образцу с

помощью трафаретов.

2.Создание кукольного театра из бумаги, с помощью

ножниц и клея.

3. Учить детей рисовать на песке воздушный транспорт

в небе.

Тема «Армия»

Лепка «Военный транспорт»

Кто где служит?

Оружие

1.Лепка военного транспорта с помощью формочек.

2.Учить детей правильно определять место службы

солдат. Создание бумажного макета, место службы.

3.Учить детей рисовать кончиком пальцев на песке

оружие. Формировать представление детей о видах

оружия.

Итоговая

работа.

Создание Лэпбука «Зимняя

сказка»

Рисование песком «Виды

транспорта»

1.Развитие мелкой моторики, логического мышления,

воображения.

2.Развитие усидчивости, внимания, памяти.

3.Развивать умение различать виды посуды, умение

пользоваться формочками.

Лепка «кухонная посуда»

Март.

Тема «Весна»

Лепка «Первый листок»

Признаки весны

Птицы прилетели.

1.Учить детей лепить листок с помощью формочек ,

определять какому дереву принадлежит листок.

2. Создание макета, определи к какому времени года

относится. Учить детей правильно определять время

года, по опорным картинкам.

3. Учить детей создавать рисунок на песке по опорной

картинке, возращение птиц в гнезда. Развивать

внимательность, память, умение составлять рассказ по

рисунку.

Тема «мамин праздник»

Лепка «Первые цветы»

Открытка маме.

Портрет мамы

1.учить детей самостоятельно подбирать формочки для

создания цветка, подбирать дополнительные

декоративные элементы для украшения.

2.Учить детей самостоятельно выбирать красивые

картинки для открытки, самостоятельно вырезать и

создавать открытку.

3. Учить детей самостоятельно рисовать портрет мамы

песком, украшать декоративными элементами.

Апрель

Тема «Космос»

Лепка «Космический корабль»

Одень космонавта.

Человек

1.Учить детей самостоятельно подбирать формочки для

создания космического корабля. Развивать фантазию,

координацию мелкой моторики.

2.Поеск картинок космонавтов , создание книжки

малютки «Покорители космоса» . Создание лабиринта

«Помоги найти одежду» учить детей правильно

подобрать одежду для космонавта.

3.Учить детей рисовать силуэт человека. Развивать

мелкую моторику, умение прорисовывать части тела

человека

Тема «Лес просыпается»

Лепка волшебной поляны.

Кто где живет?

Яблоня в цвету.

1.Учить детей самостоятельно создавать сюжетную

композицию по теме, использовать декоративные

элементы , различные формочки.

2.Создание круга луллия кто где живет, поиск картинок,

работа с ножницами и клеем. Учить детей пытаться

самостоятельно создать круг используя при этом

подручный материал.

3. Учить детей самостоятельно воспроизвести рисунок с

помощью песка по образцу.

Май

Тема «Насекомые»

Лепка насекомых по образцу.

Чьи крылья и лапки?

Узор на крыльях

1.Учить детей самостоятельно выбирать формочки для

лепки , использовать декоративные элементы для

украшения.

2.Учить детей верно определять части тел насекомых и

кому они принадлежать. Создание бумажного макета.

3. Учить детей самостоятельно рисовать песком

насекомых, используя декоративный материал, создавать

узоры.

Тема «День победы»

Сражение

Открытка для ветеранов

Салют

1.Учить детей самостоятельно создать сражение по

образцу, используя при этом декоративные элементы,

Развивать мелкую моторику , воображение,

усидчивость, память.

2.Учитьдетей детей самостоятельно выбирать из

предложенного материала детали для открытки,

создавать открытку с помощью ножниц и клея.

3. Учить детей рисовать цветным песком красочный

салют. Развивать воображение внимание к деталям.

Итог

работы

«Поле боя »

1.Содать вместе с детьми макет поля боя. Используя

декоративные элементы, проигрывание сражения.

Лесная братва

Космос.

2.Содание лэпбука , лес просыпается по весне.

Развивать мелкую моторику, логическое мышление,

память, внимание. Усидчивость.

3.Создание коллективной работы, рисование песком

планет, звезд, спутников.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Развитие мелкой моторики, пальцы гибкие.

Развитие внимания, усидчивости.

Развитие мышления, воображения, точности движений.

Развитие умения создавать коллективные работы, формирования

коммуникативных навыков.

Выводы.

Развитие мелкой моторике при работе с детьми с ограниченными

возможностями является эффективными в решении задач социальной

адаптации, преодоления эмоциональных коммуникативных барьеров.

Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и

психологические особенности детей с ограниченными возможностями мной

были апробированы методы по развитию мелкой моторике, что способствует

повышению уровня речевого развития. Что максимальным образом

стимулировало развитие каждого ребенка в соответствии с его

возможностями, сглаживало негативное влияние заболевания на психическое

и физическое состояние детей. Нужно отметить, что дети нашей группы

часто участвуют в различных творческих конкурсах. У детей пропала

агрессивность и само агрессия, появились положительные эмоции,

повысилась самооценка, пропала не уверенность в себе, дети свободно и

активно участвуют в игровой деятельности, сближаются с другими детьми и

взрослыми .



В раздел образования