Напоминание

"Использование нейропсихологической коррекции в работе с детьми ОВЗ."


Автор: Подшибаева Елена Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование нейропсихологической коррекции в работе с детьми ОВЗ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

автономное

дошкольное

образовательное

учреждение

«

Детский

сад

комбинированного

вида

№8»

г

.

Бердск

,

Новосибирская

область

Использование

нейропсихологической

коррекции

в

работе

с

детьми

ОВЗ

Подготовила: педагог – психолог

Подшибаева Елена Николаевна

Открытое

комплексное

занятие

для

родителей

(проводилось совместно педагогом– психологом и

воспитателем по физическому развитию).

Цель: повышение психологической компетентности родителей,

воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Определение задач Комплексной нейропсихологической коррекции в работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- привлечь внимание родителей к проблеме значимости психомоторной

коррекции;

- рассказать о влиянии психомоторных упражнений на развитие дефицитарных

функций головного мозга;

- познакомить с приёмами выполнения упражнений (воспитатель по

физическому развитию) .

Задачи нейропсихологической коррекции:

- стабилизация межполушарного взаимодействия;

- повышение функциональной активации подкорковых образований мозга;

- формирование волевой и произвольной регуляции;

- улучшение координации движений;

- развитие сенсомоторных навыков;

- развитие произвольного внимания;

- развитие произвольной памяти.

Вступительное слово: педагог – психолог

Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом занятии.

Исходя из своей практики, я могу сделать вывод о том, что с каждым

годом растёт число детей с нарушениями речи. Речевые нарушения ведут за

собой и другие нарушения психического развития – это двигательная

расторможенность, отвлекаемость, нарушения координации движений, мелкой

моторики, нарушения внимания, мышления, восприятия.

В последнее время, я заметила, что традиционные общепринятые психолого-

педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят желаемых

результатов.

Известно, что все психические функции осуществляются деятельностью

мозга. Двигательные методы позволяют через тело воздействовать на

структуры головного мозга.

Двигательные методы давно зарекомендовали себя как эффективный

инструмент

преодоления

психологических

проблем.

Через специально

подобранные

упражнения ,

активизируют ся

зоны

мозга

в

т о й

последовательности, в которой они активизируются с момента прохождения

родовых путей. Что позволяет запустить нарушенные психические функции и

процессы саморегуляции, а значит, создают базу для полноценного овладения

чтением, письмом, математическими знаниями.

Нейропсихологическая коррекция включает когнитивные и двигательные

методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего

влияния, и является эффективным средством в работе с детьми ОВЗ.

Метод нейропсихологической коррекции является базальным для развития

высших

психических

функций

и

создаёт

базовые

предпосылки

для

полноценной готовности к школьному обучению.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным

является системный подход к коррекции и абилитации психического развития

ребенка.

Поэтому мы решили объединить приёмы нейропсихологической коррекции,

которые каждый специалист применяет на своих занятиях и показать вам одно

комплексное коррекционное занятие с Вашими детьми.

Ход занятия:

(упражнения с 1 по 4 проводит воспитатель по физическому развитию.

Далее все упражнения проводит педагог – психолог).

1. Дыхательные упражнения.

Цель: улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и

произвольности.

«Шарик». Выполняется лежа на спине. Руки и ноги лежат ровно.

Ребята, представьте, что у вас в животе находится желтый или оранжевый

шарик, который то надувается, то сдувается в ритме дыхания).

«Сейчас мы с вами будем надувать шарик. Какого цвета вы хотите шарик?

Желтого или оранжевого? Хорошо.» Вдох - живот «надуть», выдох - живот

«сдуть». Вдох - через нос, выдох - через широко открытый рот.

2. Глазодвигательные упражнения.

Цель: расширение поля зрения, улучшение восприятия.

И.п. - лежа на спине. Голова зафиксирована. Центр осей - переносица.

Движение предметом (яркая игрушка, цвет - кроме синего и зеленого). Высота -

на уровне прямой руки ребёнка. Движения предмета плавные, без рывков.

Двигать предмет перед глазами ребёнка на расстоянии его вытянутой руки :

вправо, влево, вверх, вниз.

3. Упражнения-растяжки.

Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное

напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).

«Качалочка». И.п. - лежа на спине ноги согнуть в коленях. Руками обхватить

колени, каждая рука свое колено, руки в «замок не сцеплять». Голову привести к

коленям. Качаемся под счет «1-2». Можно проговаривать стишок: Еле, еле, еле,

еле,

Раскачали мы качели, раскачали, раскрутили

И тихонько опустили.

«Лодочка». И.п. - лежа на животе. Руки вытянуты вперед, прямые. Ноги не

перекрещены, соединенные вместе, прямые. Прямые руки и ноги одновременно

отрываются от пола. Под счет 1 - поднять голову, руки и ноги вместе, 2 -

опустить голову, руки и ноги.

«Струночка». Расслабление-напряжение всего тела;

И.п. - лежа на спине. Прямые руки вытянуты над головой, лежат на полу.

Прямые ноги не перекрещены. Под счет 1 - руки и ноги (носочки тянем на себя)

напрягаем, 2 - руки и ноги расслабляем. Взрослый проверяет напряжение и

расслабление рук и ног. Добиться расслабления можно, согнув ногу или руку в

суставе и слегка потрясти её.

4.Телесные упражнения.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие непроизвольных,

непреднамеренных движений и мышечных зажимов.

«Велосипед». И.п. - лежа на спине. Вращать ноги сначала разноименно, правой

- левой, затем одноименно, вместе двумя ногами. Выполнять 8-10 раз.

Ползание:

Одноименно - правая рука и правая нога; левая рука и левая нога, движения

(отрыв) одновременный.

Разноименно - правая рука и левая нога; левая рука и правая нога, движения

(отрыв) одновременный.

5. «Лягушка».

Цель: развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.

Дети сидят в кругу. Обе ладони лежат на коленях. Попеременно сжимать и

разжимать кулак то на одной руке, то на другой руке. Сами руки не двигаются,

лежат на одном месте: правая ладонь ровная, левая сжата в кулак, затем левая

ладонь ровная, правая сжата в кулак. Проговаривать стих:

Шла лягушка по дорожке,

Скачет вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала: «Ква-ква-ква».

6. «Наложенные изображения».

Цель: развитие зрительного восприятия.

Детям раздаются картинки с наложенными изображениями. Нужно найти

спрятанные на картинке изображения и назвать все нарисованные предметы.

7.«Ритм по кругу ».

Цель: способствовать тренировке подвижности нервных процессов

центральной нервной системы, активирование коры головного мозга, развитие

внимания, памяти.

Дети сидят в кругу. Психолог задает ритм, отстукивая его ладонями, например «1-

2-1», дети поочерёдно должны повторить ритмический рисунок.

8.«Четыре стихии».

Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание

положительного настроя.

Дети стоят в кругу.

Психолог даёт инструкцию: при слове "земля" присесть; при слове "вода"

произвести плавательные движения; "воздух" - руки вверх; "огонь" - руки

вверху и произвести плавные, волнообразные движения от кисти и до плеча

("язычки пламени").

9. «Корректурная проба».

Цель: развитие произвольной регуляции и концентрации внимания.

Каждому ребёнку раздаётся таблица с разными фигурами. Даётся задание:

зачеркнуть все звездочки, в квадратах поставить точки, а в кружках чёрточки.

Время выполнения задания 5 минут.

Заключительный этап.

«Башенка».

Психолог: ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте улыбнёмся друг

другу и построим башенку из кулачков, цепляясь кулачком за большой палец

предыдущего ребенка. Качаем башенку вверх-вниз, говорим по слогам «До-

сви-да-ни-я» и разбиваем башенку.

В конце занятия родителям раздаётся специально разработанный комплекс

упражнений психомоторной коррекции для занятий дома.

Используемая литература:

1.Конева Е.А., Рудаметова Н.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реаби-

литации детей со специальными образовательными потребностями. - Новосибирск, 2008. - 116

с.

2.Семенович А.В. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация в детском

возрасте.

3. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников

.



В раздел образования