Автор: Горбунова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классрв
Учебное заведение: МБОУ Городская гимназия
Населённый пункт: Город Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Мастер- класс
Тема: " Использование моделирования в учебно- исследовательской деятельности младших школьников на уроках математике2
Раздел: начальное образование
Мастер- класс на тему «Использование моделирования в учебно-
исследовательской деятельности младших школьников на уроках
математики.»
Знания недаются детям в готовом виде, существенные свойства
изучаемого предмета они сами обнаруживают в процессе решения
учебных задач. Это и есть принцип исследования и поиска.
Принцип моделирования – это общий способ, который ищут дети в
предметно – практической деятельности, поскольку именно через
модель получают выражение общие способы решения класса
различных задач.
С первых дней в школе учащиеся осваивают этот способ и
пользуются им при решении различных заданий.
Всё, что окружает нас – это величины и мы с учениками
договариваемся обозначать любую величину отрезком. Наблюдая за
величинами , мы начинаем их сравнивать по разным признакам: по
форме, размерам, цвету, площади и так далее.Появляются первые
модели , формулы и чертежи:
A<B C=D M≠H
Рассматриваются способы уравнивания, с помощью чертежей.(3)
Рисунок 1.
Замечаем , что величины можно увеличивать и уменьшать.
Появляются действия с величинами.
( чертежи)
Арифметические действия раскрываются с помощью числовой
прямой, на которой фиксируются: направление, начало и шаг.
0 1 2 3 4 5
Выясняется, что если двигаться вправо по числовой прямой, то
числа увеличиваются, а если влево , то числа уменьшаются. Значит
при сложении мы делаем шаги вправо, а при вычитинии влево.
Рисунок 2.
Практическая работа №1. Числовая прямая.( приложение1)
Моделируем – строим чертежи и договариваемся обозначать в них
части , а целое
Фиксируем нахождение части и целого формулами:
+ =
- - =
С помощью этих формул решаем простые задачи и уравнения.
Х + 5 = 8 у – 6 = 4
На ветке сидели 5 синичек, прилетели ещё 2 . Сколько на ветке
стало синичек?
В вазе стояло 7 цветов. 2 цветка завяли. Сколько в вазе осталось
цветов?
Далее появляются другие арифметические действия и модели
преобразуются
+ + +.................+ =
* =
: =
(чертежи)
С помощью этих моделей и формул решаются новые уравнения и
задачи: на кратное сравнение, на увеличение или уменьшение числа
в несколько раз, задачи на части.
Рисунок 3
Практическая работа №2. Решение задач .( Приложение 2)
Измеряя величины появляется мерка – это то, чем мы
мерим.Стакан- при измерении обьёма, карандаш- при измерении
длины, разное количество клеток –при измерении площади.
А=3Е
А=15Е
Измерьте величину А, выбрав удобную мерку. Результат измерения
запишите формулой.
Почему получились разные результаты?( Потому, что мерили
разными мерками)
А какая мерка удобнее?( Большая, т.к. быстрее считаем)
Что заметили измеряя разными мерками в результате?(Чем больше
мерка, тем меньше число).
Практическая работа №3 Построение величин.
Постройте величину Н меркой Е по формуле Н= 5Е
Почему получились разные величины? (Разные формы, а площади
одинаковые).
При появлении многозначных чисел, измеряются и строятся
величины несколькими мерками.
А
При решении задач на движение строятся таблицы, спомощью
которых выясняется прямая пропорциональная зависимость.
Чертежи и формулы к этим задачам тоже преобразуются, чтобы
найти общий способ решения задач на встречное и
противосторонее движение, задачи на догоняние и по реке.
Рисунок 4.
И, наконец, измерение величин меньших мерки.
Е
Нужно измерить величину А меркой Е. Ребята догадываются, что
мерку необходимо разделить на равные части и подсчитать сколько
раз уложится она в величине. Это уже не число, а часть
числа(величины). Так появляются дроби.
1\9, 2\18, 3/27, 6/54
А