Автор: Михель Ираида Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС №17 "Ладушки"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Статья для родителей
Тема: "Здоровьесбережение и современные педагогические технологии"
Раздел: дошкольное образование
Статья для родителей
«Здоровьесбережение и современные педагогические технологии»
Михель Ираида Федоровна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МАДОУ города Нижневартовска ДС №17 «Ладушки»
Здоровьесберегающие педагогические технологии
-
это
система,
создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального,
личностного
и
физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов).
Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема
современного
образования
и
не
только
социальная,
но
и
нравственная
Современные здоровьесберегающие технологии делятся на:
1 . Технологии
сохранения
и
стимулирования
здоровья:
ритмопластика,
динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии
эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз,
гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.
2 . Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия,
проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры,
занятия
из
серии
«Здоровье»,
самомассаж,
точечный
самомассаж,
биологическая обратная связь (БОС).
3
. Коррекционные
технологии:
арттерапия,
технологии
музыкального
воздействия,
сказкотерапия,
технологии
воздействия
цветом,
технологии
коррекции
поведения,
психогимнастика,
фонетическая
и
логопедическая
ритмика.
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление
физического здоровья детей и формирование у них уверенности, красивой
осанки
с
использованием
нетрадиционных
форм
и
методов
оздоровления.
Нетрадиционные
формы
оздоровления
дают
положительный
эффект
при
систематическом использовании их в работе с дошкольниками.
1
Биоэнергопластика
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является
увеличение количества детей с речевой патологией. В головном мозге человека
центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень
близко.
Стимулируя
тонкую
моторику
и
активизируя
тем
самым
соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие
за
речь.
Уровень
развития
мелкой
моторики
–
один
из
показателей
интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет
логически
рассуждать,
у
него
достаточно
хорошо
развиты
память,
мышление, внимание, связная речь. Термин “биоэнергопластика” состоит из
двух
слов:
биоэнергия
и
пластика.
Биоэнергия
–
это
та
энергия,
которая
находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения
тела и рук.
Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они
выполняются
одновременно,
ритмично
с
целью
активизации
органов
артикуляции,
для
достижения
лучших
результатов
по
постановке
звуков,
оказывают
благотворное
влияние
на
активизацию
интеллектуальной
деятельности детей, улучшают внимание, память, мышление, оптимизируют
психологическую базу речи, улучшают моторные возможности ребенка по всем
параметрам,
способствуют
коррекции
звукопроизношения,
фонематических
процессов.
Корригирующая гимнастика
Воздействует на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы.
Выполняя
упражнения,
дети
учатся
управлять
своими
движениями,
производить
их
ловко,
координированно,
с
заданной
амплитудой
в
определенном направлении, темпе, ритме.
Креативная гимнастика
Креативная гимнастика это:
- Музыкально-творческие игры.
2
- Образно-игровые движения (упражнения с превращениями)
-
Специальные
задания,
способствующие
развитию
выдумки,
творческой
инициативы,
для
развития
созидательных
способностей
детей,
их
познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Минуты тишины - это специфическая форма работы, способствующая
развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки.
Коммуникативные танцы – это неречевая форма общения, включающая в
себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и
передающая образное и эмоциональное содержание.
Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы
невербального общения и импровизации, направленных на формирование и
развитие взаимоотношений с партнером и группой.
Используя
коммуникативные
танцы-игры,
у
детей
развиваются
такие
музыкально-ритмические способности, как чувство ритма, музыкальная память,
пластичность и выразительность движений, ориентация в пространстве.
Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении
проблемы
взаимопонимания
дошкольника
со
сверстниками,
ведь
каждый
ребенок становится партнером другого.
Движения
коммуникативных
танцев
способствуют
развитию
доброжелательных
отношений
между
детьми,
а
элементы
импровизации
способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние
раскрепощенности,
уверенности
в
себе,
ощущение
собственного
эмоционального
благополучия,
своей
значимости
в
детском
коллективе,
способствует формированию положительной самооценки.
Игра «Ты мне нравишься»
Игра проводится под спокойную, релаксирующую музыку.
Гимнастика для глаз
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка
заслуживают
исключительного
внимания
и
бережного
отношения.
Именно
сегодня
актуально
говорить
о
тех
перегрузках
на
орган
зрения,
которые
3
испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90
% которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить
ребёнка
рационально
им
пользоваться
-
важнейшая
задача
родителей
и
педагогов.
Самомассаж и массаж
Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма, для
улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения.
Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из
способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей –
точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей
конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить
мышцы
и
избавиться
от
нервно-эмоционального
напряжения
в
забавной
игровой форме.
Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж
регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа
должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений,
вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их
выполнения
должны
легко
запоминаться.
Игровой
самомассаж
служит
для
детей
хорошей
тренировкой
образного
мышления,
тренирует
их
память,
помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению
умственного и физического здоровья.
Минуты шалости - игры для поднятия настроения
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших
условий его воспитания.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к
распространению невротических явлений среди детей.
Проблема
состоит
ещё
и
в
том,
что
дети
легко
перенимают
образцы
агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах
ДОУ.
4
В связи с этим перед нами встаёт задача развития умения детей жить в
обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания, т.
е. стать социально-эмоционально компетентным.
Наиболее эффективным методом развития эмоций у детей является игровая
терапия.
«Минута шалости» (психологическая разгрузка)
Ведущий по сигналу (удар в бубен) предлагает детям шалить: каждый делает
то,
что
ему
хочется:
прыгает,
бегает,
кувыркается….
Повторный
сигнал
ведущего через 1-2 минуты объявляется конец шалостям.
Очень полезно использовать в минутах шалости коммуникативные танцы и
игры.
Улыбкотерапия
Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в
улыбающемся
человеке
дети
видят
друга,
а
процесс
обучения
проходит
плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает
настроение.
Применение
в
работе
ДОУ
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
повышает
результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
формирует
у
педагогов
и
родителей
ценностные
ориентации,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
5